«Нет дела, коего устройство было бы труднее,
ведение опаснее, а успех сомнительнее,
нежели замена старых порядков новыми».
Никколо Макиавелли
История появления данной статьи следующая. Мысли, изложенные ниже, я пытался обсудить с Ю.В.Луценко после предвыборного митинга 08.10.14 в г. Кузнецовске. С его стороны, как мне показалось, желание было, однако митинг затянулся. В общем, не случилось. Учитывая нынешнее состояние Украины и значение путей её развития для нас всех, считаю необходимым вынести эти мысли на публику.
На пресс-конференции 25.09.14 Президент представил документ, названный им «Стратегия 2020». В первой строке документа на месте, где обычно пишут название, написано «Українська ідея». Слово «Стратегия» в тексте данного документа
отсутствует. Официальный PDF-файл называется «strategy2020». Так как словосочетания «Украинская идея состоит из 62 х реформ и программ» или «Украинская идея содержит ключевые показатели» звучат немного дико, буду, вслед за Президентом, называть данный документ «Стратегия 2020».
Определение понятия
Для выполнения анализа «Стратегии 2020» вначале разберёмся с определениями. Существуют десятки определений понятия «стратегия» в зависимости от сфер применения (военное дело, бизнес и т.д.). Для нашего случая готового определения нет. Пришлось составить из них своё, универсальное.
Стратегия – генеральный план перехода из настоящего состояния в будущее, определяющий
приоритеты,
ресурсы и
последовательность шагов по достижению
целей.
Кто докажет, что какая-либо из этих четырёх составляющих стратегии лишняя, пусть первым бросит в меня камень.
Анализ документа
Насколько представленный документ является стратегией? Чтобы это понять, посмотрим, содержит ли он эти четыре составляющие.
Существующее государственное устройство, определяемое Конституцией, законами, подзаконными актами и прочими «правилами игры», не позволяет достигнуть существенного прогресса в приближении к заявленным на 2020 год показателям даже после разовой замены нечестных и некомпетентных чиновников. Через непродолжительное время всё вернётся на круги своя. Понимание этого сегодня у власти есть. Однако ответа на вопрос, что мы хотим построить для обеспечения достижения новых «ключевых показателей», Стратегия 2020
не содержит.
Для выполнения любой задачи необходимо совершить не просто набор действий, но и соблюсти их разумную последовательность.
Бытовой пример.
Если кому-либо необходимо, извиняюсь, сходить в туалет, он должен вначале дойти до него, затем включить свет, затем открыть дверь, ... ну, и т.д. Представьте себе, в каком виде окажется человек, начавший с конца. Представили? Совершенно верно. В таком же, как и все предыдущие «реформаторы» при власти в наших глазах. Да и мы по их вине теперь по уши в …
Пример из близкой мне отрасли техники.
Атомный энергоблок так же, как и государство, представляет собой сложный комплекс, состоящий из десятков тысяч элементов и систем, конструкционно и функционально связанных между собой. Для каждого атомного энергоблока разработан технологический регламент его безопасной эксплуатации (ТРБЭ). В нём, в частности, содержатся разделы, регламентирующие порядок действий, обеспечивающих безопасный перевод энергоблока из одних состояний в другие. Например, перевод энергоблока из холодного состояния в разогретое, вывод реакторной установки на минимально контролируемый уровень мощности и вывод энергоблока на энергетический уровень мощности. Эти разделы состоят из последовательных этапов. Готовность к выполнению операций на каждом этапе и к переходу с этапа на этап проверяется по состоянию определённых элементов и систем и численным значениям величин технологических параметров в начале и в конце каждого этапа. То есть, сформулированы конечные
цели, приведены последовательные этапы (установлена их
приоритетность и
последовательность шагов), ожидаемые результаты их выполнения и критерии готовности к переходу с этапа на этап (
ресурсы для выполнения следующего этапа) с учётом взаимного влияния состояния одних элементов и систем энергоблока на другие.
Что произойдёт с атомным энергоблоком при его пуске, если нарушить последовательность и не контролировать критерии, указанные в ТРБЭ? Как профессионал, скажу – да что угодно, но ничего хорошего. В лучшем случае, после такого «пуска» придётся блок снимать с эксплуатации.
Какой-либо последовательности взаимоувязанных шагов Стратегия 2020 также
не содержит. Например, устранение проблем ВПК, образования, здравоохранения, науки, культуры невозможно без предварительного подъёма производства. Подъём производства невозможен без ликвидации системных основ коррупции, коренных причин её возникновения. Успех в борьбе с коррупцией невозможен только с помощью люстрации, улучшения ловли взяточников и контроля расходов и доходов чиновников. Нужно ещё устранить коренные причины, её порождающие – менять налоговую и разрешительную системы и структуру собственности на средства производства. При правильных изменениях государство лишается излишних функций ручного управления и вводится его прямая материальная заинтересованность в росте ВВП и заработной платы.
Ресурсы для выполнения следующего этапа появляются в результате выполнения предыдущего. Критерии готовности к переходу с этапа на этап в документе отсутствуют, так как Стратегия 2020 не содержит этапов и, соответственно,
не содержит ресурсов.
Чтобы появились ресурсы для роста производства и, как следствие этого, уровня жизни, необходима система взаимной материальной заинтересованности государства, собственников и наёмных работников. Изменение ВВП в % должно вызывать точно такое же изменение бюджета страны. Изменение среднего заработка работников в % должно вызывать такое же изменение заработка госчиновников. Изменение суммарной заработной платы в населённом пункте должно приводить к пропорциональному изменению его бюджета и зарплаты муниципальных работников. Тогда все будут работать на один результат. Это в технике называется обратными связями, в результате действия которых система становится саморегулирующейся и устойчивой без всякого ручного управления. В ней государству (муниципалитету) остаётся только функция мониторинга с целью внесения своевременных изменений в систему или в её настройки (отдельные показатели) при возникновении каких-либо неучтённых в её структуре событий или новых потребностей общества.
Приоритеты в Стратегии 2020 указаны в виде перечня восьми первоочередных реформ и двух государственных программ, выписанных из перечисленных в ней 62 х реформ и программ. Причём, выписанных некорректно и с одной опечаткой, что в документе, состоящем из двух листов формата А4, готовившемся сто дней серьёзным коллективом для всей страны, совершенно недопустимо (в разделе «Шлях досягнення»: «Децентралізація та реформа
місцевого самоврядування», а в разделе «Першочергові реформи»: «Децентралізація та реформа
державного управління»; в разделе «Шлях досягнення»: «Реформа правоохоронної
системи», в разделе «Першочергові реформи»: «Реформа правоохоронної
систем»).
Теперь по сути. Невозможно провести антикоррупционную реформу, не подрывая основ коррупции (не устранив коренных причин, эти последствия порождающих), то есть, не проведя
перед этим остальных приведенных после неё в Стратегии 2020 первоочередных реформ. То, что называется антикоррупционной реформой, является борьбой с последствиями действия «правил игры» в остальных семи сферах деятельности.
О двух первоочередных государственных программах.
Если бы собственники сами искали себе поставщиков энергоресурсов, энергонезависимость была бы их проблемой, а не проблемой государства. Но государство, при доказанной наукой и мировым опытом неэффективности государственной собственности на средства производства, не хочет отдавать эту дойную корову в частные руки. Поэтому программа энергонезависимости должна состоять из одного пункта: государству запрещено заниматься непосредственно производством товаров и услуг при сохранении у него функций контроля и ограничения права собственности других государств на территории Украины.
Нельзя популяризовать непопуляризуемое. Пока в стране будут сегодняшние проблемы, популяризация бесполезна. Популяризация без устранения проблем – деньги на ветер.
Итоги:
1. Конечные цели в Стратегии 2020
не сформулированы.
2. Стратегия 2020
не содержит последовательности взаимоувязанных шагов по достижению целей.
3. Стратегия 2020
не определяет ресурсы.
4. Приоритеты в Стратегии 2020
не взаимоувязаны, содержат ошибки копирования и, в части государственных программ,
излишни.
Вывод:
Документ под условным названием «Стратегия 2020» ни по определению, ни по содержанию
стратегией не является.
Анализ ключевых показателей
На сайте «ЛІГА.net» 08.10.2014 была опубликована статья «Стратегия 2020: блеф или реальность» (
http://finance.liga.net/economics/2014/10/8/opinion/40402.htm) ректора Международного института бизнеса доктора экономических наук, профессора Александра Савченко. Приведу некоторые выдержки из неё:
«Скажу прямо: я считаю президентскую «Стратегию 2020» блефом или очередным маркетинговым ходом предвыборной кампании».
«Либо авторы мало что понимают в экономике и бизнесе, либо ничего не понимаю я».
«Возьму для иллюстрации ту сферу, где я понимаю предмет – экономику, бизнес, финансы, банки».
Далее в статье приведены примеры вопиющей безграмотности в этой сфере, относящиеся к количеству реформ, их названиям, применяемой терминологии, манипуляциям с показателями и сроку проведения реформ. Статья содержит предложения по реформам в финансовой политике, которые нужно провести за один год, и таблицу изменения величин ключевых показателей по годам до 2020 года, которых следует ожидать в результате переходных процессов, запущенных в 2015 году предлагаемыми автором реформами.
От себя добавлю – большинство показателей в Стратегии 2020 взяты «с потолка». Например, как определили, что доверие экспертной среды к суду будет именно 60%, а не 58%, проникновение (слово-то какое подобрали; так и просится дописать «коварное»!) широкополосного интернета будет 25%, а не 26% и т.д. Особенно умиляет предвидение того, что в 2020 м году мы займём именно 35, а никак не 34 призовых места на Олимпиаде в 2020-м году.
Ну, назвали бы этот раздел не ключевыми показателями, а ожидаемыми результатами, меньше бы смеху было. Скромнее надо быть.
В основу перечня реформ положены не накопившиеся проблемы, а существующие государственные структуры. К названию структуры или к названию основной её функции дописано слово «реформа» и, вуаля, нате вам реформу. Следующим шагом будет указание этим структурам придумать реформы, а под неохваченные структурами проблемы создать новые структуры, которые должны придумать, что с этими проблемами делать. А так как время жизни и штат структур определяется наличием устраняемых ими проблем, торопиться они не будут.
Кстати, самую главную проблему в документе не отразили. Подозреваю, что сознательно. При нашей системе государственных поборов (налоги, сборы, акцизы, пошлины) и одинаковой цене аналогичного товара, например, в Австрии, доля затрат на заработную плату там более 50%, а у нас «ноль целых, хрен десятых». Поэтому там средняя зарплата $3437 в месяц, а у нас – $270. Происходит натуральный грабёж трудящихся. Если, ничего не меняя, поднять долю зарплаты, цена вырастет до неконкурентоспособного уровня и производители разорятся. Это что касается товаров с коротким производственным циклом (например, производство зерна). Если же в производстве чего-либо высокотехнологичного последовательно задействованы несколько обдираемых поборами предприятий, то на выходе тот же компьютер будет стоить как космический корабль. Поэтому мы, кроме зерна, конфет и детей, мало, что производим. Так как в этом «судьбоносном» документе нет показателя минимальной доли зарплаты в себестоимости товара, никто грабёж трудящихся отменять не собирается.
Кто виноват?
Как возник сей документ в столь ответственный момент? Мне представляется, что дело было так. До и во время «Революції гідності» все главные оппозиционные силы не были в большом авторитете у народа. Об этом свидетельствуют как её первые дни, когда протестующие гнали их от себя, так и последующие события. На президентские выборы вышли непопулярные лидеры и Порошенко, за спиной у которого были материальная и моральная поддержка им двух Майданов, успешный опыт ведения бизнеса, дипломатическое образование, высокий международный авторитет. Кроме того, было его высказывание о том, что можно завершить АТО за несколько часов, и его предупреждение о необходимости завершения выборов в один тур из-за угрозы вторжения России. Поэтому, несмотря на отсутствие у него команды, партии, программы (поиск перед выборами в интернете сайта партии «Солидарность» и программы Порошенко был безрезультатным), он победил всех с большим отрывом. Отсутствие своей команды впоследствии привело к дополнительным трудностям в работе, а отсутствие программы привело к сложности формирования команды и, как следствие, к отсутствию жизненно необходимых реформ.
Если ничего не менять, будет или революция или потеря государственности. Кроме того, с учётом участия в предстоящих выборах в Раду блока имени себя, состоящего из Порошенко, Луценко и партии «Удар», необходимо было срочно показать народу светлый путь, желательно, правильный. Так как сейчас у Президента «дел за гланды», он поручил придумать, что предъявить народу, тем, кто считает себя самыми умными, потому что путают обслуживание средств обработки и передачи информации с умением её получать и обрабатывать. Себя они называют IT-менеджерами. В народе их называют компьютерными мальчиками. Это – феномен эпохи информационных технологий. Химик не считает себя умнее физика только потому, что лучше его знает химию. А компьютерные мальчики считают себя умнее всех только потому, что с помощью обслуживаемого ими оборудования обрабатывается (причём, не ими!) любая информация. Многие верят... Исключение составляют разработчики серьёзного программного обеспечения уровня сложности операционных систем, которые, кстати, щёки не дуют, хотя имеют на то основания. Однако, судя по результату, вовсе не им было поручено дело. Правда, у них хватило хитрости формально назвать документ «Українська ідея», т.е., формально он никакой стратегией не является, а в понятие идеи составляющие стратегии не входят. Тем самым, они подставили Президента, как ткачи из сказки Андерсена «Новое платье короля». Далее, следуя классике, король и все придворные стали расхваливать сей продукт, не дав себе труда его проанализировать. Это неизбежно привело к появлению тех, кто сказал то, что сказал мальчик из этой сказки, и что затем понял народ.
Что делать?
Ломать – не строить. Строить легче, чем разбираться в том, что другие наваяли. Поэтому предлагаю без предвыборной спешки, но, не откладывая в долгий ящик, взамен разработать иной по форме и содержанию документ.
Требования к результатам (цель):
Построение государства как саморегулирующейся устойчивой системы, основанной на обратных связях, обеспечивающей:
• безударность переходных процессов.
• соблюдение базовых прав и свобод в максимально широком их толковании;
• взаимную выгоду (гармоничное сочетание интересов граждан, производителей товаров и услуг и государства);
• справедливое распределение результатов труда;
• устойчивый рост ВВП;
• устойчивое повышение благосостояния граждан, уровня образования, науки и культуры, включая физическую, уровня охраны здоровья на базе устойчивого роста ВВП;
• улучшение экологической ситуации и сохранение экологического равновесия;
• появление у подавляющего большинства граждан чувства гордости своей страной после достижения изложенных выше результатов.
Универсальный подход:
Проблемы→коренные причины→устранение коренных причин→исчезновение проблем.
Требования к способу и последовательности устранения коренных причин:
• взаимная «увязка» различных направлений;
• наличие ожидаемых результатов выполнения этапов;
• наличие критериев перехода с этапа на этап;
• безударность для законопослушных граждан;
Краткий алгоритм действий:
1. Для понимания подходов прочитать статьи «Блеск и нищета оппозиции»
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/19815.phtml и «Кривое не может сделаться прямым»
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/17068.phtml.
2. Взять за основу изложенное в разделе «Программа государственного развития» статьи «Всё будет хорошо. Когда и как?»
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/17068.phtml, дополнить изложенным в статье «Стратегия 2020: блеф или реальность»
http://finance.liga.net/economics/2014/10/8/opinion/40402.htm и направлениями «Судебная система», «Правоохранительная система», «Система национальной безопасности и обороны», «Система здравоохранения», после чего доработать.
3. Вынести результат на всенародное обсуждение.
4. Доработать документ с учётом собранных замечаний и предложений.
5. Приступить к выполнению.
Дел-то всего на месяц.
Всё это надо успеть сделать, чтобы за «Революцією гідності» не последовала «Революція бідності», «бессмысленная и беспощадная», особенно в условиях внешней агрессии. И пусть «глаза боятся, а руки делают». Слава Украине!
Александр Русанов 14.10.14
P.S.
Почему я всё это пишу? Потому, что «болит» и есть что сказать людям. На АЭС я порой занимался куда более сложными в аналитическом плане задачами, причём, успешно, особенно в моменты, определяющие последующие решения или направления дальнейшего развития.
В предвыборной горячке могут появиться обвинения в том, что я по чьему-то заказу лью воду не на ту мельницу. Я слишком себя уважаю, чтобы высказывать чужие взгляды за деньги, и никогда этим не занимался. Все, кто меня знает, могут это подтвердить. Пишу бесплатно, крайне редко и только тогда, когда очень «достало». Единственное, чего хочу, чтобы не попали во власть остатки банды и их союзники. Все они – вруны, враги и разрушители Украины. А с остальными потом разберёмся. Пока их врагами не считаю. Не верю ничьим предвыборным обещаниям и сужу по делам и идеологиям. «...они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...», М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита». Будут воровать – посадим. А пока «хай живуть і пасуться».