«Будущее не определено. Нет судьбы кроме той, что мы творим сами»
Джеймс Кэмерон, «Терминатор 2: Судный день»
Опять в парламенте знакомые все лица и эти партии, ведущие в тупик. Причём, без тени самокритики за достигнутые с 1991 года результаты. «Дискуссия» на коммунальной кухне о необходимости тушения света в уборной, описанная М.А.Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», по сравнению с обсуждаемыми «слугами народа» вопросами, способами их обсуждения и принятия решений на фоне волнующих народ проблем выглядит беседой интеллектуалов (там хоть морды друг другу не били). Зато, какое увлекательное зрелище – такого и в зоопарке не увидишь. А эти не тронутые интеллектом лица! Да там каждый второй легко прошёл бы кастинг на роль «быка» из ОПГ по внешним данным, практическим навыкам и нынешним делам. Лучшим комментарием к частым разборкам большинства и оппозиции на редких сборищах в Раде являются слова Маргариты: «Обе вы хороши».
Знака равенства между партиями я не ставлю, однако разделяю их на плохие, очень плохие и абсолютно неприемлемые. Если первые и вторые иногда пытаются делать что-то толковое, то третьи только врут, тырят и гнобят народ. И всем им выгоден политический цирк – хлеба дать не могут, поэтому вот вам зрелища в избытке, а нам – популярность.
Неужели остался кто-то, мягко говоря, наивный, кто надеется на то, что они, вместе или порознь, хотят и могут создать что-то полезное для кого-то, кроме себя, любимых? Например, систему устранения нынешних и будущих проблем, исключающую ручное управление материальными ресурсами. «Много званых, но мало избранных» (Евангелие от Луки, глава 14, стих 24).
Вот и получается у них либо коммунизм, либо воризм, либо, не дай Бог, ещё какой-нибудь …изм, основанный на ручном управлении и какой-либо дискриминации, хотя по сути это всё – одно и то же, а именно, тоталитаризм. «Кривое не может сделаться прямым» (книга Екклесиаста, глава 1, стих 15).
Согласно ежегодному исследованию «Валовой национальный доход» Центра гуманитарных технологий Всемирного банка валовой национальный доход на душу населения в Украине в 2011 г. составил $3120 (122-е место в мире, на 121-м – Самоа, на 120-м – Свазиленд).
В Исландии, согласно тому же исследованию, дела обстоят в 11,2 раза лучше – валовой национальный доход на душу населения в том же году составил $35020 (31-е место). Однако почему-то не в Украине, а в Исландии, народ настолько разуверился в президентах, партиях и правительствах, что выбрал 25 обычных граждан, которые разработали проект новой конституции и дали возможность комментировать его через страницу Facebook. После учёта комментариев проект был вынесен на референдум и 20.10.12 за него проголосовали две трети из 49% принявших в нём участие избирателей.
Этим проектом вносятся изменения в избирательное законодательство, в статьи о собственности на полезные ископаемые и о роли церкви в государстве. Достаточно ли подобного объёма изменений в Конституции Украины для устранения накопленных проблем и, главное, причин, их порождающих? Вряд ли. Приведенные выше цифры являются веским основанием полагать, что уровень и количество наших проблем не позволят их снять одномоментными локальными изменениями конституции. Вначале нужна программа развития государства, а уж под неё нужна последовательность изменения «правил игры» – конституции, законов и подзаконных актов, не говоря уж о необходимости их соблюдения всеми.
По причинам, изложенным выше, назрела необходимость всенародной разработки программы развития Украины (далее – Программа). Предлагаю последовательность организационных мероприятий по её разработке.
Дорожная карта
1. Сформировать рабочую группу численностью от пяти до десяти граждан Украины по подготовке проекта Программы. Порядок выбора участников и требования к ним определены ниже.
2. Сформулировать и опубликовать требования к структуре и содержанию Программы.
3. Получить и рассмотреть проекты Программы.
4. Отобрать проекты, соответствующие требованиям к структуре и содержанию Программы.
5. Выбрать наиболее обоснованный проект Программы.
6. Опубликовать проект Программы и организовать сбор замечаний и предложений, направленных на его улучшение.
7. Доработать проект Программы с учётом полученных замечаний, предложений и ранее отобранных проектов.
8. Опубликовать доработанный проект Программы и организовать проведение всенародного опроса с целью определения уровня его поддержки.
В результате проведения такой подготовительной работы Программа просто не может не набрать большинства голосов принявших участие в опросе. А результатом получения большинства голосов обязательно будет появление новой политической силы, которая захочет возглавить её реализацию, так как ей будет гарантирована поддержка большинства избирателей.
Порядок выбора участников и требования к ним
Предварительный состав рабочей группы формируется из желающих войти в её состав представителем инвестора Дорожной карты. В дальнейшем рабочая группа сама определяет свой состав и порядок работы.
Так как рабочей группе предстоит формировать требования к Программе, анализировать её проекты, обрабатывать замечания и предложения, в неё должны войти люди, профессионально владеющие логикой и обладающие аналитическими способностями (представители точных наук, инженеры, программисты и т.п.). Обязательно участие инженеров, имеющих представление о структуре программ безопасного перевода сложных технических объектов из одного состояния в другое (см. пояснение в разделе «Предварительные минимальные требования к структуре и содержанию Программы»).
Обязательно участие предпринимателей, не одобряющих использование государственной власти и криминальных методов для обеспечения успешности бизнеса (не олигархов).
Очень желательно участие бухгалтеров, так как, во-первых, бухгалтерия – наука точная, во-вторых, бухгалтерам лучше, чем кому-либо, известна дурь нашей финансовой системы в целом и нашей налоговой системы в частности.
Желательно участие философов, так как философия построена на логике, является прародительницей всех наук и позволяет прогнозировать результаты изменений «правил игры».
Уровень аналитических способностей желающих войти в состав рабочей группы должен определяться путём рассмотрения резюме и собеседований.
Нынешний уровень развития мировой экономической науки не позволяет прогнозировать кризисы и сравнивать эффективность структур экономики различных стран. Отсутствуют критерии оценки эффективности структуры экономики конкретной страны (например, налоговой системы, структуры собственности на средства производства, финансовой системы, разрешительной системы, уровня влияния чиновников на экономику и т.п.). Таким образом, экономическая наука пока не доросла до звания точной. Поэтому участие экономистов желательно на стадии доработки и детализации Программы, но при определении стратегии развития страны нежелательно.
Для обеспечения объективности рассмотрения проектов Программы должно быть исключено участие в рабочей группе их авторов. После выбора наиболее обоснованного проекта Программы его автор (авторы) привлекаются к доработке.
Должно быть исключено участие в рабочей группе членов каких-либо действующих политических партий, так как то, что они называют своими программами, таковыми не являются по определению, и вот почему.
Для выполнения любой задачи необходимо совершить не просто набор действий, но и соблюсти их разумную последовательность. Бытовой пример. Если кому-то необходимо, извиняюсь, сходить в туалет, он должен вначале дойти до него, затем включить свет, затем открыть дверь, ... ну, и т.д. Представьте себе, в каком виде окажется человек, начавший с конца. Представили? Совершенно верно. В таком же, как и все наши горе-реформаторы.
Согласно определению электронного словаря «Умники.ru», программой называется совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий. А где хоть в одной из них порядок действий? Все они представляют собой набор мероприятий, сгруппированных по разделам, без обоснования их необходимости и указания последовательности их выполнения. Они даже на план действий не тянут. Это не программы, а свалки необоснованных мероприятий! Более того, в них не сформулированы конечные цели, составляющие национальную идею, отсутствуют обоснования методов их разработки, равно как и сами методы, отсутствуют требования к их структуре и содержанию. Как же можно таким способом надёжно и, главное, безопасно перевести государство, общество и, тем самым, нас всех из одного состояния в другое?
Поясню на примере из техники.
Атомный энергоблок так же, как и государство, представляет собой сложный комплекс, состоящий из десятков тысяч элементов и систем, конструкционно и функционально связанных между собой. Для каждого атомного энергоблока разработан технологический регламент его безопасной эксплуатации (ТРБЭ). В нём, в частности, содержатся разделы, полностью соответствующие приведенному выше определению программы, регламентирующие порядок действий, обеспечивающих безопасный перевод энергоблока из одних состояний в другие. Например, перевод энергоблока из холодного состояния в разогретое, вывод реакторной установки на минимально контролируемый уровень мощности и вывод энергоблока на энергетический уровень мощности. Эти разделы состоят из последовательных этапов. Готовность к выполнению операций на каждом этапе и к переходу с этапа на этап проверяется по состоянию определённых элементов и систем и численным значениям величин технологических параметров в начале и в конце каждого этапа. То есть, сформулированы конечные цели, приведены последовательные этапы, ожидаемые результаты их выполнения и критерии готовности к переходу с этапа на этап с учётом взаимного влияния состояния одних элементов и систем энергоблока на другие.
Представьте себе, что произойдёт с атомным энергоблоком при его пуске, если нарушить последовательность и не контролировать условий выполнения пунктов и этапов, изложенных в ТРБЭ? Как профессионал, скажу – да что угодно, но ничего хорошего. В лучшем случае, после такого «пуска» придётся блок снимать с эксплуатации.
Так почему же позволительно предлагать и, судя по результатам, «достигнутым» за годы независимости, применять такой подход к государству, экономика, культура и другие «элементы и системы» которого из-за этого переходят в состояние, угрожающее «безопасной эксплуатации» государства и его граждан? Железо не обманешь. А нас – можно?
Предварительные минимальные требования к структуре и содержанию Программы
Чтобы успешно разгрести весь ворох наших проблем, необходимо определить, с чего начать. Чтобы надёжно устранить проблему, необходимо установить коренные причины, её порождающие. Чтобы их установить, необходимо проблему исследовать, установить причинно-следственные связи и выявить находящиеся в начале причинно-следственных цепочек коренные причины, её порождающие. Дальше – дело техники. Устранишь причины – пропадёт проблема. Это единственный универсальный метод, гарантирующий успешность решения любых проблем во всех сферах человеческой деятельности. Борьба с последствиями без устранения причин бесполезна.
Программа должна быть разработана на основании комплексного анализа текущих проблем. Этот анализ должен быть выполнен методом установления причинно-следственных связей возникновения каждой из них с целью установления её коренных причин и коренных причин, общих для нескольких проблем. Результатом анализа текущих проблем должны быть:
установление и обоснование конечных целей (конечного состояния или национальной идеи);
разработка программы их достижения путём устранения коренных причин возникновения существующих проблем, в первую очередь, причин, общих для нескольких проблем.
Результатом выполнения Программы должно быть создание максимально упрощённой системы, обеспечивающей устойчивый прогресс во всех направлениях развития при минимально возможном участии чиновников в принятии решений (саморегулирующейся системы).
Для обеспечения устойчивости системы она должна быть основана на обратных связях, заложенных в законодательные, нормативные и ведомственные распорядительные документы.
Программа должна содержать конечные цели, составляющие национальную идею, последовательность действий, необходимых для достижения этих целей, и логическое обоснование всего этого, а именно: обоснование методов разработки программы, сами методы, требования к её структуре и содержанию.
Программа должна состоять из отдельных этапов, устраняющих коренные причины возникновения проблем в соответствии с их приоритетностью и взаимным влиянием.
Каждый этап должен содержать необходимые мероприятия, ожидаемые результаты их выполнения и критерии готовности к выполнению следующего этапа, включающие поддержку большинства граждан.
Изменения, вызванные выполнением программы, должны проходить безударно для их участников (граждан и должностных лиц, не занимающихся преступной деятельностью, юридических лиц, общественных организаций и государственных структур). Это позволит избежать стрессовых состояний участников и их сопротивления выполнению Программы.
Как это сделать
Для выполнения изложенных в Дорожной карте мероприятий нужны интернет-ресурс, умение его поддерживать, а также материальные средства для обеспечения функционирования рабочей группы и участия широкого круга граждан в подготовке проекта Программы и во всенародном опросе. Ни тем, ни другим, ни третьим я не обладаю, поэтому не могу организовать её реализацию. Да и не хочу. Ни за какие деньги и ни за какую власть я не хочу, чтобы незнакомые мне люди интересовались моей личной жизнью и узнавали меня на улицах. «Світ ловив мене, та не спіймав» (Григорий Сковорода). Поэтому хочу остаться в стороне от политических процессов. Могу только предложить свой проект Программы, соответствующий сформулированным выше требованиям. Он изложен в статье «Всё будет хорошо. Когда и как?» от 02.08.12 («Украинский политический дурдом»,
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/15177.phtml). Это была моя попытка самостоятельно разобраться в происходящем известными мне инженерными методами. Сама Программа, изложенная в конце статьи, заняла всего три страницы формата А4 тринадцатым шрифтом, зато её обоснование получилось очень большим. Хотелось сделать его таким же убедительным, как доказательство теоремы. Насколько это удалось, судить не мне. Если у кого-то получится лучше, я буду только рад. Не время меряться мозгами, нам важен результат.
Вопрос на засыпку
При отсутствии реформ, в первую очередь, в экономике, под влиянием внутренних и внешних факторов создаются объективные условия для потери экономической и, как следствие, политической независимости. Ожидать от клоунов с нашей политической арены окончательного решения проблем «…совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И всё это кончается трагически: тот, кто ещё недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи» (М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»). Государство с неэффективной экономикой нежизнеспособно и обречено на потерю независимости, причём в очень болезненных для его граждан формах. Если мы этого не хотим, нам нужно действовать самостоятельно и быстро.
В связи со сложностью задачи могут возникнуть сомнения в возможности её выполнения несколькими энтузиастами, а не большими научными институтами с толпами профессоров и академиков. На это могу ответить, что в основе прогресса в любой сфере человеческой деятельности лежат новые идеи, возникшие в головах конкретных людей. Если бы не отдельные личности, ходили бы мы до сих пор в шкурах и ели бы друг друга.
«Одиночки создают мир, толпы – разрушают» (Михаил Жванецкий).
«Великие люди не являются продуктом времени. Были времена, довольно громко призывавшие своего великого человека, но не обретавшие его и потому погрузившиеся в забвение» (Томас Карлейль).
Если мы не хотим, чтобы государство Украина погрузилось в забвение, этот путь надо пройти нам самим.
Давайте сделаем это. Кто возьмётся?
Александр Русанов