Каждому Бог чего-то не додал: одному – здоровья, другому – богатства, третьему – красоты и т.д., кроме ума – никто не жалуется, что мало досталось.
Народная мудрость
Происходящие в стране события показывают, что власть своими руками приближает свой конец. Я возмущён ими до глубины души. Очень хочется их прокомментировать, но тогда придётся менять тему. Скажу лишь, что скоро «конкретные пацаны» с улицы Бан
довой совершат свою последнюю ошибку. Какой именно она будет, не знаю, как не знал, когда писал в 2011 г. пророческую сатиру «Краткий курс новейшей истории Украдины»,
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/10979.phtml.
Считаю блестящей тактику ненасильственных действий в рамках Конституции, выработанную руководителями Майдана. Она не даёт власти повода ввести чрезвычайное положение без использования провокаций. Также блестящей является идея услышать голоса всех, кто поддерживает досрочные выборы и требует внесения изменений в «правила игры», путём объединения их в «Майдан». В своё время люди разных взглядов на будущее страны, не согласные с её настоящим, объединились в Польше в «Солидарность» и добились своих целей. Жду устава и программы.
Одной из задач «Майдана» (как и «Третьей украинской республики» имени Луценко) является подготовка перехода Украины из тёмного прошлого в светлое будущее. Я её поддерживаю и хочу поделиться мыслями по этому поводу. Эту задачу я вижу аналогичной давно известному процессу строительства некоего сооружения.
Прежде, чем что-либо строить, надо знать, что и для чего. Иначе вместо дома для людей может получиться дом для публики (публичный дом). То есть, вначале надо разработать
задание на проектирование, в котором установить и обосновать назначение сооружения, общие требования и принципы его построения. Если речь идёт о построении новой модели государства, то его назначение, требования к нему и принципы его построения можно затем кратко сформулировать в виде
национальной идеи.
Далее надо приступать к
проектированию, то есть, переходить к составлению
пояснительной записки,
чертежей и
программы организации работ.
В
пояснительной записке необходимо установить и обосновать конечные требования к возводимому объекту. Применительно к построению государства это должно быть
обоснование функций государства, объёма прав и свобод граждан и организаций, структуры власти, принципов формирования бюджетов, структуры собственности на средства производства.
В
чертежах необходимо указать взаимное расположение и взаимодействие элементов конструкции, её
устройство. Функцию чертежей в государстве выполняет его
Конституция (слово иностранного происхождения, в переводе обозначающее устройство чего-либо, в данном случае, государственное устройство).
В
программе организации работ необходимо указать разумную и безопасную последовательность их выполнения. Применительно к построению государства это
программа его развития.
Кроме того, для успешного возведения и последующей успешной эксплуатации сооружения нужны
правила (строительные нормы и правила, правила охраны труда, правила противопожарной безопасности и т.п.), а также соответствующие этим правилам
инструменты, механизмы и приспособления. В нашем случае это
законы и не противоречащие им
ведомственные распорядительные документы.
А теперь о грустном. Начинать с изготовления чертежей (выпуска Конституции) минуя стадии выпуска задания на проектирование и конкретизации его требований в пояснительной записке никоим образом нельзя! Тем более нельзя приступать к разработке конституции государства до установления и обоснования его назначения, требований граждан к нему, принципов его построения, а также исчерпывающего объёма его функций, объёма прав и свобод, структуры власти, принципов формирования бюджетов, структуры собственности на средства производства. Насколько я понял, именно по этому пути собирается идти оппозиция. Более того, учитывая специфику возводимого объекта (государства), целесообразно после выпуска пояснительной записки разработать программу развития государства, то есть, перехода его из одного состояния в другое согласно выполненным в ней обоснованиям. Только после этого можно выпускать конституцию и законы, особенно их статьи на переходной период выполнения программы (переходные положения). Иначе их придётся полностью перерабатывать после её выпуска.
В дополнение к приведенным выше пояснениям отдельно обосную необходимость разработки программы развития государства и требования к ней. Поясню на примере из близкой мне отрасли техники.
Согласно определению электронного словаря «Умники.ru», программой называется совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий.
Атомный энергоблок так же, как и государство, представляет собой сложный комплекс, состоящий из десятков тысяч элементов и систем, конструкционно и функционально связанных между собой. Для каждого атомного энергоблока разработан технологический регламент его безопасной эксплуатации (ТРБЭ). В нём, в частности, содержатся разделы, полностью соответствующие приведенному выше определению программы, регламентирующие порядок действий, обеспечивающих безопасный перевод энергоблока из одних состояний в другие. Например, перевод энергоблока из холодного состояния в разогретое, вывод реакторной установки на минимально контролируемый уровень мощности и вывод энергоблока на энергетический уровень мощности. Эти разделы состоят из последовательных этапов. Готовность к выполнению операций на каждом этапе и к переходу с этапа на этап проверяется по состоянию определённых элементов и систем и численным значениям величин технологических параметров в начале и в конце каждого этапа. То есть, сформулированы конечные цели, приведены последовательные этапы, ожидаемые результаты их выполнения и критерии готовности к переходу с этапа на этап с учётом взаимного влияния состояния одних элементов и систем энергоблока на другие.
Что произойдёт с атомным энергоблоком при его пуске, если нарушить последовательность и не контролировать условий выполнения пунктов и этапов, изложенных в ТРБЭ? Как профессионал, скажу – да что угодно, но ничего хорошего. В лучшем случае, после такого «пуска» придётся блок снимать с эксплуатации.
Где хоть в одной из программ политических партий порядок действий? Все они представляют собой набор мероприятий, сгруппированных по разделам, без обоснования их необходимости и указания последовательности их выполнения. Они даже на план действий не тянут. Это не программы, а свалки необоснованных мероприятий! Более того, в них отсутствуют обоснования методов их разработки, равно как и сами методы, отсутствуют требования к их структуре и содержанию, не сформулированы конечные цели. Как же можно таким способом надёжно и, главное, безопасно перевести государство, общество и, тем самым, нас всех из одного состояния в другое?
Так почему же позволительно предлагать и, судя по результатам, «достигнутым» за годы независимости, применять такой подход к государству, экономика, культура и другие «элементы и системы» которого из-за этого переходят в состояние, угрожающее «безопасной эксплуатации» государства и его граждан? Железо не обманешь. А нас – можно?
Отсутствие обоснованной концепции строительства государства нельзя заменить пламенными речами вождей типа «Карфаген должен быть разрушен». Об этом свидетельствует крайне низкая явка не купленных избирателей на повторные выборы в проблемных округах, несмотря на их недовольство фальсификациями в 2012 г., и, соответственно, их результаты. Народ Украины – не племя в джунглях Амазонки и в заклинаниях вождей, никогда и ничего принципиально нового не создавших, сейчас не нуждается. Время не то. Потом – пожалуйста. Чтобы пройти путь от «маємо те, що маємо» до того, что пока не понимаем, нужны не Жанны д'Арк и не три богатыря, а Кулибины.
У тех, кого я убедил в необходимости соблюдения указанной выше последовательности построения государства, должен возникнуть вопрос: не слишком ли всё это сложно, не приведёт ли указанный путь к недопустимой сегодня задержке на пути к светлому будущему. Ну, во-первых, в темноте к светлому будущему прийти невозможно (о чём свидетельствует тёмное настоящее после двадцати двух лет независимости). А, во-вторых, я попробовал и у меня получилось. Подход к разработке программы развития с соблюдением изложенных выше предварительных этапов сформулирован в статье «Кривое не может сделаться прямым»,
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/17068.phtml. В частной переписке Ю.В.Луценко с ним согласился. То, что я назвал национальной идеей, пояснительная записка и сама программа изложены в статье «Всё будет хорошо. Когда и как?»,
http://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/17068.phtml. Пояснительная часть получилась как для статьи очень большой (тема обязывала), зато собственно программа заняла менее трёх листов тринадцатым шрифтом. Нельзя объять необъятное, тем более, в одиночку. Указанная программа не является исчерпывающей. Но ключевые направления развития в ней есть. На мой взгляд, всё обосновано и доказано как теорема.
Учитывая, что за двадцать два года мы из коммунизма умудрились перейти в воризм (не путать с капитализмом!), а затем и в его высшую стадию – бандитизм, по уши влезли в долги без перспективы их заработать и вернуть, времени Украине больше не отпущено. Поэтому предлагаю начинать не с нуля, а взять за основу изложенное мной в данной и в указанных выше статьях, подвергнуть его нещадной критике, доработке, дополнению и детализации, чтобы в сжатый срок получить основу будущего процветания народа Украины. Критика должна быть столь же аргументированной, сколь и критикуемые мысли. Доводы типа «А ты кто такой?» и «Сам дурак», постоянно используемые регионалами в публичных дискуссиях, типа «Текст написан на русском» и «Автор не коренной нации», применяемые националистами, а также «Автор не придерживается моих политических взглядов», применяемые всеми, являются «последним доводом королей», применяются, когда сказать больше нечего, и поэтому аргументами не являются.
Серьёзные сомнения у меня вызывает
наличие желания «претендентов на корону» построить государство в виде саморегулирующейся системы, не требующей от вождя ручного управления лимитами, фондами, финансами, собственностью, льготами, и, тем самым, исключающей возможность не забывать себя, любимого. Поэтому прошу согласных со мной помочь «докричаться до небес» и поспособствовать старту предложенного в предыдущем абзаце на достаточно высоком для его реализации уровне.
28.12.13 Александр Русанов
P.S.
Так как вопросы типа «А ты кто такой?» всё равно появятся, сообщу кое-что о себе. Образование высшее техническое. Более 37 лет проработал в энергетике, из них 32 – в атомной. Участвовал в первых пусках, эксплуатации, ремонте, совершенствовании проектных решений шести атомных энергоблоков у нас и за границей. Участвовал в разработке украинской нормативной базы продления эксплуатации и в продлении эксплуатации двух блоков, которые ранее пускал. Вся трудовая деятельность была основана на аналитической работе, особенно в последние 10 лет. Специальность по диплому научила создавать и настраивать саморегулирующиеся устойчивые системы, основанные на обратных связях, с учётом проходящих в них переходных процессов. Жизнь дала понимание универсальности теории автоматического регулирования (её применимости, в частности, к общественным переходным процессам), научила универсальному методу надёжного устранения любых проблем путём поиска и устранения коренных причин их возникновения. Коллеги называли меня «инженером от Бога». Люблю совершенствовать окружающий мир путём создания чего-либо принципиально нового. Главный стимул для меня – результат хорошо выполненной работы. Поэтому далеко не всё сделанное я оформлял заявками на изобретения и рацпредложениями. Относительно знания языков – на русском и украинском пишу без ошибок. При написании сложных текстов на украинском обхожусь без черновиков на русском. Могу читать, понимать и кое-что говорить на болгарском и английском. Дорожу своей частной жизнью настолько, что категорически против своей публичности. 1951 г. р., неработающий пенсионер.