пароль
пам’ятати
[uk] ru

Дело об украинской демократии

- Говорил, что услышишь каждого? Вот мы все и пришли. Слушай, терпи... а мы ишчо и цалавацца будим.
Центральный и единственно важный сюжет президентских выборов-2010 в Украине - это демократия.
 
Удастся ли сохранить совершенно реальные демократические достижения Оранжевой революции в условиях, когда оба фаворита президентской гонки могут считаться кем угодно, только не демократами? Вот в чём вопрос.
 
Формула демократии
 
Как учит нас опыт новейшей истории, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко относятся к демократии и гражданским свободам примерно одинаково. Это отношение вкратце можно сформулировать так: "Демократия и свободы - это хорошо, когда мы в оппозиции, и плохо, когда мы у власти".
 
Такой формуле, в принципе, любят следовать все классические и профессиональные постсоветские "демократы". Потому назовём её, для удобства изложения, формулой постсоветской демократии - ФПД.
 
И для Януковича, и для Тимошенко демократия - это рычаг взятия власти, а власть - инструмент приоритетного уничтожения демократии. Хотя, разумеется, антидемократические позывы и намерения обоих лидеров будут, в определенной мере, сдерживаться фактором Евросоюза, куда Украина продолжит стремиться при любом следующем президенте.
 
Однако нельзя сказать, что успех любого из фаворитов выборов-2010 будет иметь для украинской демократии одни и те же последствия.
 
В случае победы Юлии Тимошенко наиболее вероятный сценарий послевыборного развития событий выглядит примерно так.
 
* Партия регионов разваливается - или, по крайней мере, прекращает существование в нынешнем виде.
 
Это связано с изначально конъюнктурным, а значит, внеидеологическим характером ПР как политического образования, де-факто созданного несколькими крупными бизнес-группами и подконтрольного им. Такая квазиполитическая структура может нормально существовать или у власти, или в ожидании скорого прихода к власти. Долго высиживать своё счастье в оппозиции она принципиально не способна.
 
* Виктор Янукович, некогда принудительно назначенный публичным лидером, постепенно уходит с политической авансцены.
 
Его возможные преемники в нише политического лидера Юго-Востока не будут радикально враждебны украинской власти. Напротив, они попытаются найти с ней компромисс и стать конструктивной / управляемой оппозицией. В этом деле им как раз пригодятся российские образцы.
 
* Правящая коалиция фактически вырастет за счёт депутатов-перебежчиков и станет вполне устойчивой. В свою очередь, уход Виктора Ющенко с Банковой понизит градус колебаний в НУНС и ослабит антитимошенковскую часть этой фракции.
 
* Премьер-министром становится полностью лояльная Юлии Тимошенко фигура.
 
* Итог: Юлия Тимошенко де-факто становится президентом и главой правительства Украины одновременно.
 
Следовательно, Украина получит Юлию Тимошенко с полномочиями, большими, чем некогда у Леонида Кучмы, при отсутствии внятной дееспособной оппозиции. Причём на неопределённый срок - ясно, что на досрочные выборы Верховной Рады президент Тимошенко не пойдёт, ибо незачем. Что будет в таком случае с демократией и свободами - примерно понятно (см. формулу постсоветской демократии).
 
Другое дело, если президентские выборы выиграет Янукович. Юлия Тимошенко не сдастся и не исчезнет. По меньшей мере, по двум причинам.
 
1. Тимошенко, в отличие от Януковича, - не политический гомункул, выращенный в политтехнологической пробирке. А подлинный харизматический лидер. То, что она способна выживать - и дожимать - независимо от внешних обстоятельств, Тимошенко уже не раз доказывала.
 
2. Успех Януковича - особенно на фоне ухода Ющенко - неизбежно приведёт к консолидации вокруг Тимошенко всех, кто категорически не приемлет победителя по идеологическим и/или эстетическим мотивам.
 
Потому, в случае победы лидера ПР, нынешняя парламентская коалиция едва ли развалится. Напротив, она имеет все шансы сплотиться. И напомнить новому президенту, что полномочий-то у него, мягко говоря, немного. А значит, приход Януковича вместо Ющенко вовсе не означает кардинальной смены власти.
 
Нет - это просто точечное изменение политического дизайна. Убрали из красного угла трипольский улей - поставили пальму Мерцалова.
 
Конституция, в соответствии с которой главная власть все-таки принадлежит парламенту, в этот момент превратится из объекта брезгливого поношения в предмет страстной защиты со стороны "коалиции Тимошенко". И вовсе не факт, что Януковичу вопреки Тимошенко удастся продавить досрочные выборы Верховной Рады. Вон, Ющенко в 2008-м уже пытался - и что?
 
Итог: Украина получит президента Януковича с ограниченными полномочиями и сильным противовесом в лице правительства / парламентского большинства.
 
В такой ситуации демократия и свобода слова сохранятся, поскольку они будут еще нужны обеим борющимся сторонам.
 
Вывод: интересам украинской демократии, в большей степени, отвечает победа Виктора Януковича. Как ни странно произносить это через пять лет после Революции.
 
Неважные вопросы
 
Остальные же предвыборные сюжеты, которыми пытались накормить Украину политтехнологи разных штабов, не имеют системообразующего значения.
 
Утверждение, что 17 января и 7 февраля 2010 года Украина якобы делает цивилизационный выбор - блеф.
 
Цивилизационный выбор, был, по большому счёту, сделан ещё в начале девяностых годов прошлого века. Причём подарили этот выбор Украине две империи.
 
Первая - российско-советская - самораспустилась в 1991-м, не оставив Украине другого шанса, кроме независимости. Вторая - Евросоюз - политически оформилась в 1992-м. Создав мощное гравитационное поле, в котором с тех пор неотвратимо пребывает независимая Украина.
 
И Леонид Кравчук, и Леонид Кучма - пусть петляя, зигзагами и извилисто - этому базовому цивилизационному выбору следовали. Некая ерунда могла случиться только в 2004-м, на точке перегиба истории. Однако Оранжевая революция случилась - и, по историческим правилам, далеко и глубоко не случайно.
 
Присоединение Украины (в случае победы Януковича) к некоему российскому евразийскому проекту, чем стращают нынче пиарщики Тимошенко, невозможно. Хотя бы потому, что никакого евразийского проекта у России не существует.
 
Есть банальный проект сырьевой клептократии, вполне характерный для богатых природными ресурсами стран третьего мира. Именно этот проект Януковича поставили олицетворять в 2004-м.
 
Попытка сделать Украину частью подобного проекта тогда с треском провалилась, и вполне закономерно: во-первых, в Украине, в отличие от России, нет идеи царя, которая легитимирует сырьевую клептократию в публичном поле; во-вторых, в Украине нет больших запасов сырья, составляющих экономическую основу такого типа режима.
 
Так что при всяком следующем президенте движение Украины в направлении ЕС и НАТО продолжится.
 
Другое дело, что скорость движения - опять-таки при любом новом президенте - будет весьма небольшой. И не только потому, что Украина внутренне плохо готова к заветному членству. А, главным образом, потому, что страны - основатели ЕС не хотят в обозримом будущем расширения Единой Европы. Чтобы не увеличивать бремя своих экономических обязанностей.
 
А США при Бараке Обаме - не стремятся к новому быстрому расширению НАТО. Чтобы не увеличивать бремя своих военных обязанностей. И повлиять на это Украина пока что не может.
 
Кстати, стоит заметить: нынешние президентские выборы в Украине - первые после 1991 года, когда Россия практически не вмешивается и уж точно не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на результат.
 
В общем, можно констатировать, что в Украине проходят вполне нормальные выборы. Когда ни у одной из сторон нет заведомого и решающего административного перевеса. Когда результат нельзя точно назвать до самого выборного дня.
 
И очень хотелось бы, что такие президентские выборы были не последними. Проще говоря, чтобы в Украине сохранилась демократия.
 
Станислав Белковский
[12.01.2010 10:29:20] | Переглядів: 1072

Коментарі

12.01.2010 13:25:14
На первый взгляд всё гладко причёсано. Но «Вывод: интересам украинской демократии, в большей степени, отвечает победа Виктора Януковича» мягко говоря, смущает. Не дай бог нам его проверить на собственной шкуре.  «Проще говоря, чтобы в Украине сохранилась демократия» Януковича нужно отправить на третий срок, только не в премьеры-президенты, а на нары (где ему самое место).
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.175882%(0/6)



137

137
12.01.2010 14:03:55
Харизматичность Юлии Тимошенко - это ее достоинство и одновременно недостаток. В своем шобле, именуемом БЮТ, она одинока. В случае победы Януковича, достаточно будет каким то образом изолировать Тимошенко (посадить за прошлые грехи, изгнать из страны, ну в самом крайнем случае "пошить ей белые тапочки") Бют развалится на мелкие группы и партийки, конкурирующие между собой за право лохатить своих бывших общих приверженцев. Свой вес в политической жизни они потеряют.
Если Президентом становится Тимошенко, Янукович с большой долей вероятности уйдет на политическую пенсию. Но шобляк, именуемый Партией регионов, не исчезнет. Возможно он развалится на несколько более-менее самостоятельных структур, лидеров у них достаточно, но все они будут вращаться вокруг общих денежных мешков. Олигархи продолжат координировать и направлять их деятельность. И не факт, что все они перейдут на сторону Тимошенко. Количество сторонников той и другой политической силы будет прямо пропорционально величине поддерживающих их денежных мешков. Все олигархи состоять в одной шайке не могут априори. Поэтому политическая оппозиция и конкуренция между партиями будет всегда.
Не згоден Згоден  Підтримка: -0.392067%(-0/5)



12.01.2010 14:12:22
Как это не смешно, но Белковский прав. Если победит Янукович, то выбор у страны будет. Пусть даже это будет выбор Тимошенко президентом в 2015 году (что наиболее вероятно).
 
Если же победит Тимошенко, то она установит путинизм днепропетровского разлива и будем наблюдать под одобрямс провластных СМИ калейдоскоп Тимошенко(10 лет)-Турчинов(5 лет)-...
Не згоден Згоден  Підтримка: -0.00861822%(-0/8)



12.01.2010 14:41:54
137
«В случае победы Януковича, достаточно будет каким то образом изолировать Тимошенко (посадить за прошлые грехи, изгнать из страны, ну в самом крайнем случае "пошить ей белые тапочки") Бют развалится на мелкие группы и партийки, конкурирующие между собой за право лохатить своих бывших общих приверженцев»
 
Всё верно, весь  разношерстный БЮТ держится только на Тимошенко. Стоит её убрать - осколки  БЮТ растают как снег, Янукович спокойно расправит плечи и оттянется по полной за все «голодные годы мучений» в «оппозиции».
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.338252%(0/3)



12.01.2010 14:44:47
Идиотизм кабинетного политолога, не знакомого с реальной жизнью.
 
Если победит Янукович, в его руках окажется силовой блок и он не приминет им воспользоваться. Все уже успели забыть, как Кучма использовал прокуратуру, СБУ и МВД для укрощения непокорных бизнесменов, которые одновременно являются депутатами. Янукович в бытность губернатором Донецкой области делал то же самое на своей территории, используя кроме государственных силовых структур еще и уголовников.
 
Так что в случае победы Януковича готовьтесь к неприкрытым репрессиям, ребята. Остановить донецких, как в 2007 году, будет некому.
Не згоден Згоден  Підтримка: -0.196975%(-0/9)



12.01.2010 14:51:02

ШИЛО 12.01.2010 14:41:54
В случае победы Януковича, достаточно будет каким то образом изолировать Тимошенко (посадить за прошлые грехи, изгнать из страны, ну в самом крайнем случае "пошить ей белые тапочки") Бют развалится на мелкие группы и партийки, конкурирующие между собой за право лохатить своих бывших общих приверженцев»

Полностью согласен. Я думаю, вариант физической ликвидации Тимошенко для донецких будет наиболее предпочтительным. А чтобы избежать международного скандала и санкций в отношении своего бизнеса, они устроят ей "естественную" смерть, скажем от инсульта или инфаркта, случившегося в результате перенапряжения от работы в оппозиции.  
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.0609658%(0/5)



12.01.2010 15:01:11
Zelo
«Так что в случае победы Януковича готовьтесь к неприкрытым репрессиям, ребята. Остановить донецких, как в 2007 году, будет некому»
 
Об этом я говорю уже давно. Благодушные простаки расслабились, думают: «ничего страшного переизберем, если что не так». Не переизберёте!!! Это вам не тряпка-Ющер. Янучар – это всерьёз и надолго (для некоторых навсегда).
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.254%(0/5)



12.01.2010 15:51:46
zelo 12.01.2010 14:44:47
Если победит Янукович, в его руках окажется силовой блок и он не приминет им воспользоваться

Перестаньте.
 
Янукович два раза был премьером и два раза спокойно уходил с должности. Так что его уход в 2015 будет нормальным.
 
Тимошенко же цепляется зубами за любую табуретку и любыми способами прогрызает путь к власти.
 
Так что централизация власти в руках Тимошенко гораздо страшнее.
 
А еще страшнее, что, если/когда новый президент начнет закрывать неугодные СМИ (что вполне вероятно - маятник качнется в другую сторону), то, если этим президентом будет Янукович, то народ это не примет. А если этим президентом будет Тимошенко, то фанатики будут орать: "так этим журналистам и надо!!!".
 
Потому что фанатизм - это страшная, злая сила. А он свойственен именно сторонникам Тимошенко.
Востаннє редаговано The Comedian 12.01.2010 15:52:26
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.261625%(0/9)



12.01.2010 15:57:09
Удастся ли сохранить совершенно реальные демократические достижения Оранжевой революции
---
"Совершенно реальных демократических достижений оранжевой революции"  всего два:
1. Мы творим, что вздумается.
2. Вы пиздите об этом, сколько влезет.
Достижение №2 удастся не только сохранить, но и существенно додемократизировать. Вот так: "Вы хвалите нас за это, сколько влезет".
 
во-вторых, в Украине нет больших запасов сырья, составляющих экономическую основу такого типа режима.
---
В Украине, как минимум, есть большие запасы чернозёма. "Такого типа" режиму есть на чём "иканамичиски" обосноваться.
 
Тело статьи - говно, а выводы неплохие. ПарадОкс.
 

zelo 12.01.2010 14:51:02
Я думаю, вариант физической ликвидации Тимошенко для донецких будет наиболее предпочтительным.
---
Попробуйте думать головой. Такой вариант сломает "качели", на которых укачивают "дебилов", "быдло" и "биомассу".
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.333714%(0/5)



12.01.2010 16:20:35

Южный 12.01.2010 15:51:46
Янукович два раза был премьером и два раза спокойно уходил с должности. Так что его уход в 2015 будет нормальным.

Первый раз он был премьером при старой редакции Конституции и президенте Кумче, так что силовиков он не контролировал.
 
Второй раз он уходил вынужденно, после досрочных выборов. Опять же, силовики в критический момент, когда регионалы почти скупили 300 голосов в Раде, встали на сторону Ющенко (вспомните заявления Гриценко, что армия будет выполнять приказы главнокомандующего - президента Ющенко, а также выход из-под контроля министра внутренних дел Цушко внутренних войск).
 
А теперь вспомните, какими методами донецкие в 2004 году пытались взять под контроль киевский бизнес. И, поверьте, если бы не Майдан, у них бы все получилось. Вспомните, какими методами они устанавливали контроль над Донбассом. В случае победы Януковича, они будут контролировать все: армию, спецслужбы, внутренние войска, Верховную Раду, прокуратуру, суды. Их ничто не остановит.
 
Как будет действовать Тимошенко в случае своей победы (ведь, победив, она тоже получит абсолютную власть), я не знаю. Как действуют донецкие, мне известно доподлинно.
Не згоден Згоден  Підтримка: -0.0466836%(-0/6)



12.01.2010 16:37:16
Автор случайно(?) перепутал слово "демократия" с фразой "беззаконие чиновников и бандитов".
Востаннє редаговано Zay_ac 12.01.2010 16:38:21
Не згоден Згоден  Підтримка: 0%(0/0)



12.01.2010 16:48:51

Seva1964 12.01.2010 15:57:09
zelo 12.01.2010 14:51:02Я думаю, вариант физической ликвидации Тимошенко для донецких будет наиболее предпочтительным.
---
Попробуйте думать головой. Такой вариант сломает "качели", на которых укачивают "дебилов", "быдло" и "биомассу".

Да плевать они хотели на "качели". Какова цена вопроса? На одной стороне весов - возможность прибрать к рукам газотранспортную систему, Черноморский шельф, украинские черноземы. Это сотни миллиардов долларов.
 
На другой - единственный харизматический оппозиционер, который будет постоянно путать карты и лезть не в свое дело. Убрав Тимошенко, они решают сразу несколько задач: без лидера оппозиция будет разобщенной и неэффективной, без лидера оппозиция лишится финансирования, все бизнесмены пойдут на поклон к Януковичу.
 
Что их может остановить? Боязнь международных санкций? Так  их можно избежать, если представить смерть главного оппозиционера как естественную. Нравственные барьеры? Не смешно.  
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.925427%(0/3)



12.01.2010 17:03:10

zelo 12.01.2010 14:44:47
Идиотизм кабинетного политолога, не знакомого с реальной жизнью.

Не згоден. Це - добре вивірена стаття, яких останнім часом з'явилося чимало. Вони пишуться з однією метою: довести, що Україні вкрай потрібен саме Янукович. Скажімо, пан Березовський прямо закликав усіх українських олігархів підтримати саме цю фігуру. Та й на Дурдомівському "Рекомендую" останнім часом підбір став дуже однобоким.
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.791138%(0/2)



12.01.2010 17:06:25

zelo 12.01.2010 16:20:35
Как будет действовать Тимошенко в случае своей победы, я не знаю

І я не знаю, й ніхто не знає. В цій ролі вона ще не була. А ось автор (і ще чимало аналогічних авторів) все знають наперед. Мабуть Всевишній з ними своїми передбаченнями ділиться. І не страшно, що їхні попередні "пророцтва" (як в Україні, так і в Росії) провалилися. Все одно вони залишаються "експертами" та "фахівцями".
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.791138%(0/2)



12.01.2010 20:43:40
А теперь вспомните, какими методами донецкие в 2004 году пытались взять под контроль киевский бизнес.

Слухи о "донецких бандитах" помню. Страшно. Правда, потом оказалось, что эти слухи распространял штаб Ющенко, но то такое...
 
Переставайте жить страшилками 2004 года. Они на 90% оказались лажей. Но зато помогли нам избрать Ющенко. Not so
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.627549%(0/3)



12.01.2010 22:31:44

Д-р Юрій 12.01.2010 17:03:10
Скажімо, пан Березовський прямо закликав усіх українських олігархів підтримати саме цю фігуру. Та й на Дурдомівському "Рекомендую" останнім часом підбір став дуже однобоким.
Ну да..biggrinБерезовский призывал Юща поддержать не надо ля-ля. А материалы размещает кто хочет можете и вы, если вы врач.
Не згоден Згоден  Підтримка: 0.544239%(0/1)



13.01.2010 07:54:26

Южный 12.01.2010 20:43:40
Слухи о "донецких бандитах" помню

Слухи о донецких бандитах? Вы, Южанин, как-нибуть соберитесь с силами, приедьте в Киев и расспросите здешних бизнесменов: а чего-это они так рьяно бросились поддерживать Майдан материально? Им что, денег больше девать некуда было?
Не згоден Згоден  Підтримка: 0%(0/0)



13.01.2010 17:18:27

zelo 12.01.2010 14:44:47
 
Так что в случае победы Януковича готовьтесь к неприкрытым репрессиям, ребята. Остановить донецких, как в 2007 году, будет некому.
  У вас одна бредовая идея- остановить донецких- что это значит? Киевские зажрались? Как Москва- для москвичей, так и Киев- для киевлян? Остальным сидеть ровно на одном месте по своим деревням?
Не згоден Згоден  Підтримка: 0%(0/0)



13.01.2010 17:26:02

zelo 13.01.2010 07:54:26
Слухи о донецких бандитах? Вы, Южанин, как-нибуть соберитесь с силами, приедьте в Киев и расспросите здешних бизнесменов: а чего-это они так рьяно бросились поддерживать Майдан материально? Им что, денег больше девать некуда было?
Ой, ну не смешите! У меня подруга- киевский предприниматель, совсем не бедная девочка. Так она не вылазила с майдана, и ее мама бегала, и подруга ее. И лечили дома на майдане заболевших, и кормили. Подруга бегала, собирала денежки со знакомых бизнесменов- И ВСЕ ЭТО ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДОНЕЦКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ НЕ ПРИШЛИ В КИЕВ СО СВОИМИ ДЕНЬГАМИ. И все, вот и весь секрет! Они не за демократию боролись- а за свое бабло! А в 2007 году и подруга, и ее мама плевались, вспоминая все это. Говорили- нам бы Путина- хоть бы порядок навел. Вот так вот
Не згоден Згоден  Підтримка: 0%(0/0)





programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2026 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати