Реформы новой власти как отказ от мифа о «прекрасном украинском народе».
Мне часто закидают грубость в обращении с украинской нацией. Но не надо путать хорошие манеры с объективным анализом. Надо различать хорошие манеры в межличностных отношениях и объективные задачи социальных наук. Наш читатель, наша публика привыкла к комплиментарной риторике наших продажных экспертов и аналитиков, с уст которых не слетит ни одно кривого слова в адрес «прекрасного украинского народа»( сокращенно –ПУН), ни в адрес заказчиков этой демагогии. Неужели не понятно, что приятными словами в адрес ПУНа вымощена дорога в ад для этого самого ПУНа? Впрочем, давно известно, что на примитивный народ можно эффективно воздействовать лишь примитивными средствами и методами, гармония, однако.
Особенностью данного разговора является то, что темой является характеристика нашего народа, т.е., в том числе, и самих читателей. Мы традиционно с удовольствием читаем ругательства и оскорбления в адрес других, но вот критику в свой собственный адрес просто не переносим, это такой себе яркий пример «односторонней морали». 99% народа хочет сейчас слышать, что виновником всех его проблем, бед и неудач является оставшийся 1% «слуг народа», ему комфортней и привычней чувствовать себя жертвой, но никак не виновником проблем.
Читатели наши из поколения в поколение привыкли, что их всяческие политики, общественные и культурные деятели постоянно обзывают «прекрасным украинским народом», как раньше обзывали «великим советским народом». Ну не хотят наши люди терять последнюю свою надежду, последнюю свою великую иллюзию, что они - «прекрасный украинский народ»! Ведь если признать свою вину в окружающем бардаке и разрухе, то «прекрасный украинский народ» просто испарится, для него уже не останется места в этой жизни. По факту, у этого ПУНа нету силы духа и ума трезво посмотреть на себя со стороны.
Вот все эти мантры о любви к своему народу, к своей земле, о прекрасном украинском народе, которыми власть поливала свой народ аналогично тому, как это до них делала советская власть, все эти мантры повторялись и насаждались ради их скрытого смысла:
-если украинский народ прекрасный, то и слуги этого народа, избранные из состава этого народа этим прекрасным народом не могут быть плохими;
-если украинский народ прекрасный, то нечего ковыряться в его душе, нечего его перевоспитывать и модернизировать;
- политика «популизма» была многоцелевой подкладкой под миф о «прекрасном украинском народе» (сокращенно –пун);
-раз у нас есть прекрасная украинская земля вместе с прекрасным украинским народом, то нас ждет прекрасное будущее. Если вы любите свою землю, свой народ, свою страну, то вы не станете очернять ее и выискивать в нашей жизни отдельные недостатки;
-после того, как власть расхваливает свой народ, превозносит в его честь хвалебные речи, народу как-то не с руки резко критиковать эту власть в ответ;
- за валом похвал, чествований и здравниц со стороны власти просто не должно оставаться времени на серьезный разговор о проблемах страны, о недоработках власти.
Помимо прямого следствия этой демагогии – власть получала амнистию за свои прегрешения и бесконтрольность над своей деятельностью, получено еще одно следствие: этот народ в самом деле возомнил, что он соль земли украинской, прекрасный и безгрешный по большому счету, невинные и заслуженные трудяги!
Миф о ПУНе имеет еще одну линию обороны: «ПУН в целом хороший, вот только отдельные его представители плохо, неправильно себя ведут». Тем, кто упорствует на этой линии обороны, лишь бы сохранить миф о ПУНе, хотелось бы напомнить, что эта разновидность мифа уже не раз использовалась в весьма неблаговидных целях. Взять хотя бы тот же 37-й год, когда, с 1-й стороны, были «правильные советские люди», а, с 2-й стороны – «враги народа». С тех пор культ «великого советского народа», а затем сразу же без перерыва «прекрасного украинского народа» никто не ревизовал и не менял в сознании этого самого народа. А ведь «культ личности» и культ «великого советского народа» - две неотъемлемые части одного целого. Разрушили культ личности Сталина, но не разрушили культ «великого советского народа», поэтому система в целом не пострадала, она регенерировала культ личности, но уже со съемной «боеголовкой», будь то личность Хрущева, Брежнева или других генсеков. После развала Советского Союза и прихода независимой Украины, эта двухсоставная социальная структура беспрепятственно продолжила свою жизнь, только вместо культа «великого советского народа» пришел культ «прекрасного украинского народа», а вместо культа личности генсека – культ демократически избранных слуг народа, культ народных избранников «прекрасного украинского народа».
Поэтому, если в сегодняшнем поиске виноватых украинцы ищут козлов отпущения в виде разных там жидов или москалей, то по сути, это тот же поиск «врагов народа». Впрочем, сколько бы наша публика сознательно и подсознательно не цеплялась за этот миф, ему приходит официальный капец.
Не надо искать ни врагов народа, ни рабов народа, т.е. слуг народа, которые под прикрытием выполнения полномочий , сверхделегирования народом творили все свои бесчинства.
Народу нашему надо просто становиться взрослыми, самостоятельными, ответственными гражданами, вот и все. Наш народ до сих пор остается жертвой коммунистической пропаганды, таким себе дремлющим гегемоном, хозяином страны. Никакой другой модели самоощущения независимая Украина ему и не предлагала.
Как коммунистический режим строил свою социальную идеологию на заискивании перед «великим советским народом», так и власти независимой Украины остались верны этой схеме, лишь переименовав подвластный им народ в ПУН. В остальном ничего не изменилось: как при коммунистах «слуги народа» были страшно далеки от этого народа, так и при независимости эти «слуги» отдалились от народа еще дальше.
Чем старая советская схема так угодила проводникам украинской независимости? -Она предполагала, что народ не вникает в государственные дела, он спокойно трудится, варится в соку своей простой жизни, а вся политика, вся власть, все большие деньги крутятся наверху, без касательства к народу. Такая схема разделения общественных функций очень понравилась украинской элите, поэтому она грудью встала против формирования у нас гражданского общества, против осовременивания нашей общественной жизни. Подсистему видимости современного демократического общества наша украинская элита создала, а вот наполнить ее реальным содержанием не дала. Наши нацдемократы успешно поучаствовали в консервации советской схемы разделения общества на власть и народ как на две малосвязанные подсистемы. Одной рукой эти нацдемократы тыкали на советский режим, как на источник своих бед и проблем, а другой рукой перенимали их стиль работы с народом. Проводники украинской независимости не разрушили социальные ниши, созданные партноменклатурой для себя, наоборот, они расширили их для себя до совершенно невообразимых размеров, труженики, блин! Так что власти независимой Украины – такие же «наследники Октября», как и «недобитки компартії», только двоюродные между собой.Итак, в социальном плане из независимой Украины сделали какой-то дубликат Советского Союза с его делением народа на «гегемон» и «слуг народа». Именно поэтому старое советские законодательство в социальной сфере даже не потребовало серьезной переработки под новые условия.
Можно понять истоки самооправдательной позиции нашого народа: он слушался свого начальства, терпел, выполнял все его приказы, и ждал обещанных результатов. Конечно, не обходилось без прегрешений и нарушений, но, в целом, наш послушный, рабский, терпеливый народ выполнял все возложенные на него обязанности. В этом узкой, примитивной схеме «начальство-народ» народ как бы прав, виновников в провале всех планов и обещаний надо искать в среде начальства. Проблема в том, что сама схема «начальство-народ», как сжатая, прикладная форма двухсоставной схемы «прекрасный украинский народ - слуги этого прекрасного народа» сама по себе примитивна и архаична. В рамках этой схемы, народ – это простые, бесправные исполнители, для которых гражданские права, свободы, свободная предпринимательская, общественная деятельность – пустые абстракции. С таким « народом» в Европу идти – курям на смех.
А ведь публичные дискуссии по поиске виноватых в провале построения независимой Украины идут сейчас преимущественно именно в формате этой схемы «начальство-народ». Понятно, что в этом формате спора никаких содержательных, концептуальных ответов найдено не будет, так, поругаются впустую - и весь ответ.
Нашему народу, как социальному животному, и при коммунистическом режиме было велено спать, и при независимости его убаюкивали, так что это животное не пробуждалось и не развивало свое социальное чутье, а попусту старело в примитивизме.
В чем трудность теперешней самоидентификации украинской нации? – В том, что наконец-то приходится отрываться от комфортного мифа о прекрасном украинском народе и от соответствующей модели мироощущения. Грубо говоря, лохам потомственным пришло время просыпаться и смотреть на мир глазами взрослого, трезвого человека и выбросить на свалку свои дешевые, самодовольные мифы.
Получается, что народ у нас дважды одураченный:
-первый раз его одурачили, когда втиснули на место тупого исполнителя чужих команд;
-второй раз его одурачили, когда ему не дали ничего из обещанного, напротив, ограбили и бросили возле разбитого корыта разрушенной экономики.
Сейчас у нашего народа период ломки своих отношений с властью. Новая власть говорит: вы бездельники и нарушители, мы вас будем дисциплинировать и приводить к порядку. Все проблемы в стране от того, что народ мало и плохо работает и просит для себя слишком много льгот и оплат.
Я уже писал, что в связи с завершением строительства «перевернутой системы» власть отказывается от старой советской социальной политики и возвращается в лоно царской крепостнической политики. Мы уже так доразвивались назад, что уже дошли до реалий 1861-го года.
Повторяю свою мысль: два последних десятилетия люди у нас индивидуально развивались и осовременивались, а общество, как целостность, лишь деградировало и сползало назад в прошлое. Теперь этот процесс сползания общества в прошлое получил качественный скачок, который формализовался в новой государственной идеологии. Теперь мы для власти даже официально – не «прекрасный украинский народ», а «быдляк», бездельники и тунеядцы, «цыгане немытые», «генетический мусор». Задача 21-й реформы новой власти состоит в том, чтобы навести порядок среди этих тунеядцев, заставить бездельников работать, обнаружить и обезвредить «кровосись», кто не хочет работать, а все тянет с бюджета пособия и льготы. Новые баре не собираются церемониться со своими холопами.
Утверждения, что мы возвращаемся к совку – не более, чем глупая иллюзия для власти это - средство конспирации. Мы пролетаем мимо совка, как фанера над Парижем, мы пролетаем мимо него, чтобы опуститься и обосноваться еще дальше назад – в феодальном крепосническом режиме.
Нельзя быть наполовину сифилитиком, нельзя быть наполовину виноватым. Отношение вины – это конкретное, предметное отношение. Каждый участник совместной деятельности виноват в части своей ответственности. Но если для нашего народа искусственно и сильно сужали сферу его ответственности, то это еще не значит, что исчезла его вина. Незнание взрослыми людьми законов жизни в обществе никак не освобождает их от реальной ответственности за свое бездействие или за действия тех, кому они перепоручили действовать от своего имени. Каждая человеческая особь живет в обществе и равно со всеми другими особями отвечает за состояние дел в этом обществе. Наш народ сейчас встал в красивую позу: Мы делегировали полномочия по управлению государством своим «слугам народа», а они все делали неправильно, поэтому мы невыноватые! «Мы в первом классе отдали в школу своего сына пай-мальчиком, а после 11-го нам вернули его хулиганом и наркоманом» - такой вот инфантильный лепет. А каждый день воспитывать и контролировать сына не пробовали? Кто вас просил «полностью довериться школе»? Ну так пойдите и стребуйте у своих «слуг народа» полный отчет по проведенной работе, что, ручки короткие?
Наш инфантильный народ не хочет понять, что в обществе каждый отвечает сам за себя, если ты делегируешь свои общественные функции кому-то другому, то это твое личное дело, ты все равно отвечаешь и за действия своего избранника, посланника. Если ты не сумел взять ответственность от своего избранника – это твои проблемы. Истории неинтересно, кто там кому там делегировал свои полномочия, спрос всегда идет с источника власти – с народа. Хорошо народ, не признавай свою вину, повесь эту вину на палочку, ведь ты уже так разделегировал свои полномочия, так раздал свою силу, что сам уже ни на что не способен.
Признание своей вины народом – это не простая формальность, это необходимое начало для процесса восстановления народом своих полномочий и своей силы. Пока народ будет отмахиваться от своей ответственности за произошедшее, он будет оставаться бессмысленной, бессильной пустышкой в руках власти.
Резюме. Закон жизни: если народ не хочет прислушиваться к голосу разума, его заставят жить по командам безумцев. Если я год безуспешно довожу до публики мысль о необходимости ревизии «прекрасной украинской натуры», как исчадия нашей отсталости и наших проблем, то власть явочным порядком вводит идеологию ущербности украинского народа, как быдла и «генетического мусора». Если не получилось предметного разговора, значит, будут беспредметные обвинения. Не хотите воспринимать тонкие сигналы, будете танцевать под грубые команды. Не умеете нормально работать – будете пахать как рабы. Не хотите, не умеете жить нормально – будете влачить существование. Не доходит до вас по-хорошему, догонят вас по-плохому. Это вечные законы жизни, которые выходят за рамки примитивного мышления, за рамки «односторонней морали». Есть ли у меня надежда, что наш народ поумнеет в результате новых лишений и катаклизмов? К сожалению, зрелые и старшие поколения – уже неисправимый брак. С молодым поколением можно и нужно работать. 17-летние лицеисты у Шустера с Одессы(особенно!) и Львова меня покорили своим здравомыслием. Жаль, что после вузов наша деструктивная жизнь очень быстро портит такую перспективную молодежь.
bloker (08.05.2011) durdom.in.ua