Верую…


Верую… Протоиерей Олег Ведмеденко
 
Вопрос читателя: Мне в руки попала одна книжечка, в которой утверждается, будто бы православные веруют не в Единого Бога, а в трёх. Помогите разобраться…
 
Ответ: Никео-Цареградский Символ веры начинается словами: “Верую во Единого Бога...”, и этим всё сказано. Разнообразные же инсинуации относительно православного учения возникают, как правило, из-за непонимания (или же нежелания понять) тех или иных догматов Церкви. Как и сказано у пророка: “Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения” (Осии, 4 глава, 6 стих). В действительности догмат (“догмат” – означает определение истины, от греческого dogma, dogmatos – учение, утверждённый взгляд) о Пресвятой Троице содержит в себе две основные истины:
 
1. Бог есть Един по Существу, но Троичен в Лицах, то есть Бог – Триединый, Триипостасный, Троица Единосущная и Нераздельная.
 
2. Ипостаси (от греч. “ипостась” – лицо, введено в богословскую традицию святым Афанасием Александрийским) имеют личностные, или же ипостасные свойства: Отец не рождён; Сын рождается от Отца; Святой Дух – исходит от Отца.

 
Наглядным примером для понимания сути учения о триипостасности Божества является сравнение Бога с Солнцем. Мы говорим о солнце как о конкретном объекте, как о существующей реальности (это – Отец). Но оно также и светит. И видим мы его только как свет, как конкретные фотоны света, рождающиеся от солнца (это – Сын, Бог Слово, Свет миру. “Видевший Меня видел и Отца”, – учит Христос (см. Евангелие от Иоанна, 14.8–11)). Но солнце ещё и греет! И это тепло мы ощущаем на себе, эта энергия согревает нас (вот вам и Дух, Которого видеть мы не можем, но действие Которого ощущаем в своем сердце). И кому придёт мысль сказать, что мы верим в существование трёх солнц? Нет, солнце одно! Но воспринимаем мы его как бы в трёх лицах, трёх проявлениях, трёх ипостасях…
 
Обращаясь к Пресвятой Троице в молитве, Церковь призывает Её в единственном числе, а не во множественном: “Ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог наш, и Тебе (а не Вам!) славу воссылаем – Отцу, Сыну, Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь”.
 
Бог есть Любовь. И любовь эта в Троице обращена как внутрь Божественного бытия, так и вовне, на созданный Богом мир. Бог есть над нами (Бог Отец); Бог есть с нами (или посреди нас) (Бог Сын); и, наконец, Бог есть в нас (Бог Дух Святой). Но всё это – Единый Бог, как и сказано: “Один Господь, одна вера, одно крещение; Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех” (Послание апостола Павла к Ефесянам, 4.5–6).
 
Поскольку Бог по Существу Своему есть весь Сознание, и Мысль, и Самосознание, – то и каждое из Этих троичных проявлений Его как Бога Единого имеет самосознание, и потому каждое – есть Лицо. Но Самосознание это в действительности является единым Самосознанием Сущего – нераздельным, хотя и не слитным, как трилистник клевера или клёна. Три Лица находятся в Единой Сущности Божьей – и это великая тайна. Отец – через Сына – Духом Святым свершает Свой Божественный промысел…
 
В первой книге Библии, Бытие, в первой главе её, читая о сотворении человека видим, что Господь проявляет Себя как Триединый Бог-Творец:
 
“И сказал Бог: сотворим (“сотворим”, а не “сотворю”!) человека по образу Нашему, по подобию Нашему…
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…” (Бытие, 1.26–27).

 
А в повествовании о явлении Бога Аврааму сказано:
 
“И явился ему Господь у дубравы Мамре… Он (Авраам) возвёл очи свои, и взглянул, и вот, три Мужа стоят против него.
Увидев, он побежал навстречу Им от входа в шатёр, и поклонился им. И сказал: Владыка! если я обрёл благоволение пред очами Твоими (“Твоими” – единственное число; сии Три – суть Одно...), не пройди мимо раба Твоего…” (Бытие, 18.1–3).

 
“Видите, – поучает блаженный Августин, – Авраам встречает Трёх, а поклоняется Единому… Встретив Трёх, он уразумел тайну Троицы, а поклонившись как Одному, исповедал Единого Бога в трёх Лицах”.
 
Троичность Лиц в Боге явлена и в Новом Завете, а именно в пришествии Сына Божьего, и даровании нам Святого Духа. Явление Бога в Троице буквально произошло во время крещения Господа Иисуса у Иоанна (Сын крестился в Иордане, с Неба слышался голос Отца, и Дух Святой сошёл на Него, как голубь), почему и крещение это у нас именуется Богоявлением.
 
В конце же Своего служения, перед вознесением на Небо, Господь заповедал ученикам: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…” (От Матфея, 28.19). И святой Амвросий указывает: “Сказал Господь: «во Имя», а не «во Имена», потому что один Бог, не многие имена: потому что не два Бога, и не три Бога…”
 
www.vedmedenko.org

Олег Ведмеденко (15.12.2010) durdom.in.ua