Путин в контексте геополитики. (3)



" Транссиб был национальным проектом №1 на несколько десятилетий. Причины его постройки множественные, но самые важные – стратегические."  - написал мне некий господин в комментариях ко второй части этого сериала.
 
Трудно не согласиться с этими словами: государственные расходы, даже на приобретение церковной утвари для Херсонского храма МПЦ, всегда обзывают национальным проектом и привязывают к какой-нибудь мудреной стратегии.
Как же назвать тогда расходы в  десятки, если не сотни миллиардов?
 
Вопрос в другом:  чьим национальным проектом был ТрансСиб и частью чьей стратегии было его строительство?
 
Как было показано во второй части сериала "Путин в контексте...." львиная доля российских инвестиций пришлась на территорию современного Китая.
 
Во-первых, почти половина затрат на строительство ж/д полотна и  станционных сооружений. (КВЖД)
 
Во-вторых, строительство угольных шахт на территории Маньчжурии (современная провинция Цзилинь, Китайский Донбасс) для нужд Тихоокеанского флота России и экспорта третьим странам.
 
В-третьих, для осуществления экспорта добытого угля ,был построен порт и город Дальний,  не имевшие, на то время,   аналогов  в мире по качеству и технической оснащенности. В настоящее время это второй, после Шанхая, порт КНР, переваливающий 40 млн.т груза ежегодно.
 
В четвертых, инвестиции в создание речного флота КВЖД (судов, верфей и инфраструктуры)
 
В пятых, строительство военного порта Порт-Артур с судостроительными верфями, сухими доками и сопутствующими металлургическими и металлообрабатывающими производствами.
 
В шестых, строительство рудников по добыче железной руды на территории Маньчжурии и мощностей по производству чугуна и стали (все японские авианосцы в Перл-Харборе, равно как и все японские бомбы, уничтожившие флот США, были произведены из маньчжурской руды).
 
В седьмых, создание в Харбине и Мукдене крупных центров машиностроения.
 
В восьмых, создание теплоэлектростанций для обеспечения энергией всех этих производств.
 
Масштаб проекта впечатляет и сегодня.
Вся эта красота была построена в Маньчжурии  за семь лет: с 1897 по 1904 год.
 
Кто это все построил в такие короткие сроки? Кто стал к железоплавильным печам, станкам, кто спустился в угольные забои, кто переводил стрелки и ремонтировал полотно?
 
Циньская империя запрещала этническим китайцам (хань) оседло селиться севернее и восточнее Великой стены. Поэтому население Маньчжурии в 1897 году составляло 250 тыс., но под давлением России императрица позволила своим подданым уходить за стену.
Сотни тысяч китайцев,  под руководством российских и европейских специалистов,  строили этот уникальных индустриальный район современного Китая, сотни, а потом и миллионы этих трудолюбивых людей заселили этот, прежде безлюдный край,  вокруг новых предприятиях, принадлежащих (в основном) российской казне.
Да и сам край, даром, что Маньчжурия частью суверенного Китая, назвали Квантунской областью Российской империи, назначили в ней наместника, расставили полицейских урядников, издали газету "Новый Край". Думаю, что и березки везде повысаживали для правдоподобия.
 
И тут мышеловка захлопнулась.
!904 год,  
торпедная атака японских миноносцев на линкоры Тихоокеанской эскадры, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура,
высадка японского десанта,
захват Дальнего,
героическая осада Порт-Артура,
позор поражения под Мукденом,
позор сдачи Порт-Артура,
позор Цусимы.
Позор Портсмутского договора.
 

Согласно последнему, Россия передала Японии договор аренды Маньчжурии вместе с правами собственности на все активы. Новехонькие активы, построенные по последнему слову техники на кредитные деньги.
Кроме этого Россия оплатила Японии ВСЕ военные расходы.
Тихоокеанскую эскадру предписали убрать, разрешив базировать во Владивостоке и Петропавловске ограниченное число устаревших кораблей береговой стражи.
Запрещено было России препятствовать японской рыболовле в прибрежных водах России.
Чуть не забыл - от Сахалина Россия отказалась в пользу Японии.
 
Восточная авантюра Росии закончилась финансовым банкротством. политическим и военнм позором.
И березки, надо полагать, засохли тоже!
 

 
СЕЙЧАС в трех северо-восточных провинциях КНР: Хейлунцзян, Цзилинь и Ляонин, бывших объектом российских государственных инвестиций в начале 20-го века, живет и трудится 100 миллионов китайцев,  создающих ВВП превышающий ВВП Российской Федерации. Это индустриальное сердце Китая и предмет китайской национальной гордости. Без северо-востока не было бы современного КИТАЯ.
 

Иногда я думаю, а может вся эта корчагинская вахта со строительством ТрансСиба и истерика с обоснованием необходимости такого строительства - хитроумная китайская стратегия,  изложенная изящными иероглифами в древнем манускрипте во времена  династии Хань?
 

Вот она какая - геополитика.......  


ланецкий (25.09.2010) durdom.in.ua