Спасение отдыхающих – дело рук самих отдыхающих?


Спасение отдыхающих – дело рук самих отдыхающих?
 

 

Не стойте и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство
Или подвешен груз.
(Э.Успенский)
 
На некоторых участках фронта происходили бои местного значения.
(к/ф «А зори здесь тихие»)

 

 

     Совсем всерьез уж стало сентябрить, аж немного захотелось согреться летними воспоминаниями. Стал рыться в них, а они, увы, не всегда оказываются радостными. Может быть, это планида такая – в любой бочке меда замечать ложку дегтя, а в бочке дегтя к привкусу ложки меда относиться без чрезмерного наслаждения?
 
     Помните – а если и не помните, то будете вспоминать, – как в советские времена на одесских пляжах вроде «Ланжерона» знойную тишину лета время от времени мощно оглашали чьи-то предсмертные не то всхрипы, не то всхрапы, после чего из радиорубки спасательной станции полупьяным голосом начиналась трансляция по складам читаемого с бумажки незамысловатого текста о том, что на воде нужно соблюдать правила дорожного движения, с пирсов не прыгать (до сих пор с тех времен сохранились кое-где подновляемые надписи типа «С пирсов не прыгать» со стертой буквой «п» в последнем слове), купаться сугубо в трезвенном виде и вообще разыскивается утерявшаяся девочка Катя, родители которой ждут возле радиорубки, просьба подойти?
 
     Этим, собственно, весь пляжный сервис и ограничивался, а спасатели, подобранные (не выбранные, а в буквальном смысле подобранные где-то на дороге) из числа списанных за борт моряков младшего состава, занимались примерно таким же времяпрепровождением, что и гусары веке в девятнадцатом в каком-нибудь губернском городке N., разве что вместо шампанского в меню изобиловал не разнообразием, но количеством ординарный портвейн «Приморский».
 
     То ли дело теперь! Южные курорты Украины изо всех сил стремятся не отставать от «загнивающего Запада» и предлагают массу новых видов услуг – от демократических до по-настоящему элитных. Работники пляжей и даже спасательных станций – молодые ребята, причем в рабочее время исключительно трезвые (так и вспоминается фраза из раздела «Предлагаю работу»: «Перевозка мебели. Трезвые грузчики с ремнями»). Пляжные зоны благоустроены топчанами-шезлонгами, надувными горками, батутами, волейбольными площадками, пресными душами, секциями для тех, кто воображает, будто у нее/него получается танцевать сальсу, кафешками под открытым небом, но под зонтиками, многочисленными точками продажи прохладительных напитков и кушаний. По поводу состоянии здоровья отдыхающих также ощущается постоянная и неусыпная забота: иногда можно увидеть медпункт со скучающей у входа фельдшерицей в объемистом бикини, а также таблички, предупреждающие об опасности, грозящей вашему кошельку в случае распития вами продающихся повсюду легких спиртных напитков или курения в неположенных местах, и таблички с надписью «Место для курения» (табличек с надписью «Место для распития» нет, но кафешек столько, что даже самый невзыскательный интеллект сможет догадаться, где его хозяину можно будет беспрепятственно опрокинуть в себя бокал-другой пивка).
 
     Но и это еще далеко не все. Потихоньку уходят в непроглядное советское прошлое всякие надувные круги и их подобия специально для детей в виде разных зверушек от туповатого гуся до аляповатого крокодильчика, а также приметные для девяностых – начала нулевых годов большие надувные матрасы, предназначенные, в общем-то, не для плавания на них, а для ночного отдыха неспособных добраться домой из гостей гостей в случае недостатка мебели у хозяев. Вместо этого технократическая цивилизация, одной ногой заглянувшая и в наши пенаты, предлагает разнообразный выбор услуг – от проката более или менее доступных роликов, велосипедов наземных и водных, катания на надувных «бананах», «плюшках», «шайбах», «таблетках» или как там еще их называют до примыкающего к развлечениям VIP-класса (по меркам наших кошельков – уж наверняка) парасейлинга (парения с парашютом за катером или скутером) и самостоятельного катания на водных скутерах-аквабайках-гидроциклах.
 
     Казалось бы, полная гармония и лепота, однако до гармонии на самом деле далековато. В тесноте пляжных секций, со всех сторон обставленных заведениями общепита и общепития, а чуть выше – ресторанами, паркингами и в последнее время все чаще – элитными жилыми домами, которые застройщики стремятся чуть ли поставить на якорь в прибрежной полосе, разграничить зоны для ординарных, как портвейн «Приморский» советских времен, пляжников, и гордых, как реющий буревестник у Горького, потребителей VIP-услуг, удается не очень-то успешно. Точнее, никто их особо разграничивать и не собирается, поскольку пляжи разбиты на мелкие секции и забиты за разными предпринимателями, каждый из которых стремится выжать максимум выгоды за счет предоставления максимума разновидностей развлечений на минимальной территории. В итоге (я вам не готов сказать за всю Украину, но за всю Одессу таки скажу) на пляжной полоске в двести, триста, четыреста метров окажутся и участки для совсем «убогих» или «жадных», задарма ютящихся на неочищенном песке, и для только лишь слегка уважающих себя граждан – настолько, чтобы гривен за триста приобрести месячный абонемент на пользование лежаком, и для «людей», способных позволить себе хотя бы скутер. При этом морской бассейн пляжа рассекается фарватерными ограничителями, отделяющими зону купания от рабочей зоны, предназначенной для выезда и заезда катамаранов, скутеров и катеров (хорошо хоть не яхт), и, вместо того, чтобы наслаждаться дыханием свежего морского бриза, вы – для начала – вынуждены нюхать и вдыхать запах солярки, прочно прилепляющийся к водной поверхности, в душе, очевидно, глубоко сочувствуя радости тех, кто на этих скутерах разъезжает по глади или ряби морской.
 
     К сожалению, этим далеко не ограничивается. Ибо ответственности при пользовании этими развлекательно-техническими средствами практически никакой ни на кого не возлагается. Нарушителям может быть предъявлен административный иск на сумму в пару сотен гривен, а владельцы и «организаторы» водных аттракционов действуют по полному своему произволу. Вообще-то владельцам моторных плавсредств положено иметь специальные водительские удостоверения, но далеко не у всех они есть, а если даже и есть, это все равно ничего не меняет, ибо «мелкий бизнес», вечно жалующийся на налоговое давление государства и вечно скрывающий большую часть доходов, считаться с формальностями не желает: надо ковать деньги, пока горячо солнце и тепла вода в море. Поэтому скутеры отдаются в прокат по какому-то фантастическому тарифу всем имеющим желание и достаточное количество денег, но, разумеется, не имеющим ни упомянутых водительских прав, ни элементарной подготовки и опыта вождения таких машин. При этом отдыхающие не имеют права проверять у владельца наличие водительского удостоверения и талона техосмотра перед тем, как сесть на «банан» или «шайбу».
 
     В утешение Госфлотинспекция Украины советует перед тем, как поразвлечься, внимательно присмотреться к водителю катера и убедиться, что он трезв, затем осмотреть лодку и, если ее состояние вызывает сомнения, тщательно поразмыслить над тем, хотите ли вы еще жить или дать пожить другому. Водные парашюты, обещающие вам вид на медуз с высоты полета ласточки к дождю, очень часто представляют собой обычные списанные парашюты, стропы которого могут запутаться, а канат – оборваться, а то, что вы парите над водой, не гарантирует благополучного приземления (кто сомневается, пусть попробует прыгнуть в воду плашмя с высоты хотя бы в один метр); кроме того, при скорости ветра больше 8 м/сек парашют становится плохо управляемым и опасным для пользователя, не имеющего опыта полетов. Результат – приземление на пляжную кромку, на зонтики и шатры, а то и на головы отдыхающих. Бывает и хуже. Вот какую ситуацию обрисовала некая Ольга на одном из форумов, посвященных туризму: «Три девочки решили полетать… кажется, две из них полетели на парашюте, одна осталась на катере… Внезапный порыв ветра, и девочек уносит в море, они не сразу поняли, что трос оборвался, только когда взлетели повыше. Затем, ужас, они стали падать стремительно, т.к. ветер подул в другую сторону, а их двое, вес большой. Они упали. Одна потеряла сознание от удара о воду. Их накрыл парашют. Те, кто «катал», решили смыться, чтобы не отвечать. Третья подруга заставила их подплыть к пострадавшим, они ее чуть не выкинули с катера. Когда эти уроды вытаскивали девочек из воды, ударили одну из них головой о борт, девочка умерла. Другая, получив серьезную травму при падении, долго пролежала в больнице, теперь каждые полгода проходит обследование на томографе и с ужасом ждет последствий. А им было всего по 20 лет».
 
     Но в подобных случаях виноватыми оказываются все-таки сами жертвы. Говорила ведь им Госфлотинспекция: внимательно присмотритесь к водителю, убедитесь, что трезв, проведите техосмотр лодки… Недосмотрели – сами виноваты. А как же быть с теми, кто просто хочет поплескаться в ласковом море, а вместо этого попадает под винт скутера? Этим летом на 16-й станции Большого Фонтана скутер врезался в резиновую «шайбу», находившуюся в нескольких метрах от берега, в результате чего погибла 23-летняя девушка, а ее муж получил открытый перелом голени и многочисленные травмы, «водитель» при этом был пьян (он, правда, это отрицает, но признает, что впервые сел за руль скутера).  Примерно в то же время в поселке Мелекино скутер-гидроцикл пересек фарватер катера, пересекшего фарватер гидроцикла, к которому была прикреплена «таблетка» с двумя катающимися на ней дончанами, в итоге мужчина погиб, женщина получила шансы на выздоровления, а принцип Лёлика из «Бриллиантовой руки» («Достатошно одной таблэтки…») сработал на все 50%. Разумеется, эти истории – лишь цветочки по сравнению с тем, что произошло в Иркутске на пляже Якоби, где пьяный аквабайкер вылетел на прибрежную полосу и налетел в четырех метрах от воды на трехлетнюю девочку, которая чудом осталась после этого жива.
 
     Статистику подобных происшествий можно продолжать и продолжать, достаточно лишь немного «погуглить». Большинство, к счастью, отделывается «легким испугом» или «легкими травмами», но на самом деле жутковато наблюдать за тем, как скутеристы в непредсказуемом состоянии сознания на полном скаку проносятся в считанных метрах от людей, стоящих на волнорезах, а то и попросту чуть ли не по головам купальщиков лихо закручивают в сторону берега, пытаясь вписаться в предназначенные для них специальные дорожки из буев, а скорее – пытаясь порисоваться в глазах неизвестно кого. Во всяком случае – не господа бога.
 
     Мы, конечно, можем сослаться и на «передовой» иностранный опыт, который вместе с новыми технологиями поставляет нам и новые технологии организации непреднамеренных убийств или нанесения тяжких повреждений. Это очень легко сделать: в штате Мэриленд, США, гидроцикл сбил шестнадцатилетнюю девушку, попавшую в больницу с тяжелой черепно-мозговой травмой; в Екатеринбурге, штат Россия, аквабайкер налетел на группу купающихся в пруду, в результате чего погибла юная девушка (за что получил аж 2 года условно); давеча в Москве яхта своими лопастями изрубила в куски 25-летнюю девушку и скрылась, влекомая владельцем «подальше от греха», а точнее – от наказания в те дальние дали, из которых Ассоль ждала своего сказочного принца под алыми парусами… И т.д. и т.п.
 
     Можем, конечно. А можем попробовать слегка призадуматься на тему старинной технократической поговорки: «Техника в руках дикаря»… И поразмыслить над тем, где бы следовало провести ограничительную линию с буйками – на поверхности воды или в мозгах тех, кто эту технику эксплуатирует (как говаривал Маяковский – «Товарищ, в мозгах просьбишку вычекань…»). Надежды, однако, что мозги у ряда товарищей, разъезжающих на скутерах-аквабайках-гидроциклах, вообще имеются, а если имеются, то на них удастся хоть что-нибудь вычеканить, очень мало, поэтому, товарищи отдыхающие, примите дружеский совет: если вы собираетесь еще как-нибудь отдохнуть, позаботьтесь о том, чтобы отдых не стал для вас вечным, а потому – спасайтесь кто и как может. Уж скоро будет сто лет, как Ильф и Петров просветили нас насчет страны непуганых идиотов. Вот только им и в голову не приходило, что эти непуганые идиоты станут у руля опасных для жизни моторных плавсредств.
 
     Конечно же, на весь этот пафос мне могут легко возразить: а знаете ли вы, сколько людей в Украине гибнет каждый день и в течение года в элементарных ДТП на сухопутных дорогах, в том числе в так называемых «мажорных инцидентах»? Вот где настоящая война! Согласен: настоящая война, приносящая десятки тысяч жертв ежегодно. Но помните ли вы фильм «А зори здесь тихие» – историю о том, как погибли всего лишь несколько невинных молоденьких девушек, отнесенную в читаемых Левитаном сводках к боям местного значения? На фоне автомобильной войны происшествия на воде – «всего лишь» «бои местного значения». Но ценность утраченной жизни от этого не меняется. Так что, если хотите сохранить жизнь себе, родственникам и потомкам, в особенности еще не родившимся, – не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз – или где шляется на аквабайке какой-нибудь невменямый непуганый идиот. Сидите себе дома и делайте море в ванне.
 
     Здоровья вам и приятного отдыха следующим летом!


Гаммаді Ійєдов (09.09.2010) durdom.in.ua