О роли советского кино в воспитании толерантности


И под грохот барабанов
После нескольких стаканов
Вас штурмуют эскадроны
Из «гусарских» регионов…
                                            Клайперон
 

 
Так уж сложилась наша с вами жизнь. Что живых гусар мы не встречали. Мы с ними познакомились в кино. Знавали ли режиссеры настоящих,  в ментиках и чикчирах,  усачей не известно, хотя, предположительно – нет.
Тем не менее образ гусара был создан и этот образ впечатлил многих. Особенно, подозреваю, дам…
Да и как иначе? Красивые, лихие, молодые и небедные… и пьют за «присутствующих здесь дам» стоя…. сразу же после того, как пьют за лошадей… и тут же, не усаживаясь за стол, выходят покурить, где начинают делиться своими  воспоминаниями: когда, сколько, в какой позе и с какой «из присутствующих здесь дам»…
Люди толерантные считают этот ритуал порождением эмансипации, а не вырождением гусарства.
 
Меня очень занимает вопрос о том. кого же на самом деле изобразили создатели кинофильмов? К какому  ментальному типу воспитывалась толерантность? Кто это на экране: приблатненные фраера  в доломанах или они (гусары) такими и были?
Удивительная похожесть в интонации: « гусары денег не берут!» и «кому я должен – всем прощаю!»
Кто кого научил и кто у кого набрался житейской мудрости: гусары у блатных или жиганы у гусар?
 
Кроме «Гусарской баллады» свою лепту в создание лихого образа безбашенного рубаки внес фильм «Эскадрон гусар летучих». В этом фильме есть удивительная и пророческая сцена.
Итак. Эскадрон гусар, под началом Дениса Васильевича Давыдова (Андрей Ростоцкий – Николка в «Днях Турбиных»),  въезжает в барскую усадьбу. Спешивается. В это время лакей, приявший у Давыдова поводья, сообщает, что в доме сегодня бал по случаю именин дочери владельца.
И тут Д.Давыдов выхватывает саблю подходит к парадной клумбе и срубает огромную охапку гладиолусов, с которыми и отправляется поздравлять именницу.
Широко? По-гусарски?
А слабо расплатиться за девушку в ресторане, украденной у нее кредиткой?
 
Мне рисуется такой сценарий для ремикса этого фильма.
 
По-гусарски лихо, срезав гладиолусы с Сашенькиной клумбы, полковник взбегает по ступеням крыльца, за ним, вприпрыжку, эскадрон гусар летучих,
В объективе  парадный зал.  А вот и именинница, к ней идет бравый гусарский полковник, звеня шпорами и по-хозяйски оценивая убранство и рыночную стоимость господского дома.
Гладиолусы падают под ноги Сашеньке, та толерантно улыбается сквозь слезы. Эскадрон, восхищенный широким жестом полковника и толерантностью хозяев, расходится по имению в поисках подарков для именинницы.
 
Гусарский корнет  Левченко, с манерами и  внешностью цыганского аристократа, собирает в ташку (форменная гусарская сумка) серебряные приборы с праздничного стола,  Рядом с тем, которого зовут Николай,  фактурный гусар Бродский, в ментике, доломане и ермолке, наполняет кошерной провизией свою ташку и утробу.
 
Кабинет хозяина. Гламурный ротмистр Хорошковский , профессионально  и ловко пролистывает книги, в поиске заначек и прокламаций. Проверенные книги гусар сбрасывает с антресолей на пол,  и они падают с грохотом на кучу других, постепенно закрывая собой распахнутый и пустой сейф.
 
А в маменькиной спальне старый рубака  Пахло  пером сабли вскрывает шкатулку с фамильными драгоценностями,  у его ног маркитанка Инка самозабвенно борется с азаровщиной.
 
А во дворе кипит работа!
Нижние чины, под началом  вахмистра Фирташа, в поиске презента для Шурочки, снуют с мешками из подвала к подводам.
 
Наконец с подарками покончено, начинается бал. Звучит мазурка, ее сменяет мурка, потом фейерверк, шампанское, опять мурка.
 
Сумерки. Эскадрон, на рысях, уходит к новым победам.
 
Снова бальная зала.
Челядь и домочадцы с любопытством и восторгом рассматривают Шурочкины подарки.
Кроме растоптанных и увядших гладиолусов из Сашенькиного цветника, ей подарили немало милых безделушек на память: здесь и чайное ситечко из набора фамильного столового серебра, обглоданные куриные кости, сложенные в моген Дови, сломанная  папенькина табакерка, шкатулка от маменькиных драгоценностей, мышеловка из когда-то полных амбаров и рваный презерватив из коллекции, которую собственноручно изготовил и сохранил  самодостаточный и неутомимый поручикЪ Ржевский
Все прочее имущество, как движимое, так и недвижимое, чудесным образом поменяло владельцев.
 
Догорает последняя свеча, на Межигорье опускается ночь.
 
За толерантность!


ланецкий (06.09.2010) durdom.in.ua