Феномен перевернутого общества, или почему демократия не работает в Украине.
В рамках составления открытой малой Энциклопедии украинской правды захотелось наши проблемы рассмотреть еще в одном разрезе, в разрезе соблюдения-нарушения в нашем обществе принятых законов и правил.
Одно из главных приспособлений украинской натуры к жизни под иноземным гнетом – это презрительное отношение к существующим законам и правилам. Эти законы и правила устанавливались чужой силой, чтобы повелевать и гнобить его, - такова ее позиция. Отсюда возник и весь комплекс ухищрений и плутовства украинца, чтобы эти законы и ограничения обойти. Приспособления и фальсификации – любимые забавы нашего национального духа. «Дуля в кишені» – это величественный символ украинской души, это залог ее вечного движения к приспособлению и фальсификации официальных норм сосуществования. Украинский национальный дух статичен, поэтому после первых двух шагов движения он начинает разваливаться как сдвинутый с места истукан. Он может только подвязать себя к чужому влиянию и плестись за ним сзади в обозе. Отсюда наша вечная озабоченность «векторами развития», хотя это никакой не вектор, а простая веревка, которую надо прицепить к чужому паровозу.
Оккупанты ушли, а комплекс нарушителя остался: украинцы с прежним упоением нарушают теперь уже свои, «незалежные» законы, эти законы остались для них чужими и враждебными. Почему «свои», «самодельные» законы стали для украинца ненависными и враждебными – это отдельный разговор. Правовой нигилизм, вполне обоснованный при оккупационном режиме, совершенно неуместен в условиях собственного государства. Тем не менее, недозрелая украинская нация после обретения независимости, с упоением вырвавшихся на волю с тесного класса учеников, принялась рушить и нарушать всевозможные правила и запреты. Среди проводников нации не нашлось решительных и рассудительных фигур, которые смогли бы увлечь эту стихию в рамки закона и здравого рассудка.Закононепослушание стало тем горнилом, через которое все язвы, все дефекты национального характера прямо перетекли на практику стоительства нового государства: мелочность, зависливость, тщеславие, леность. Законопослушность стала бы тем фильтром, который бы не пускал личностным дефектам гадить в общественный огород. Нарушать законы при независимости стало модно и почти безопасно. Эта мода дорого стоила украинскому народу. Есть один нюанс, который следует учитывать:
-если закон нарушает обычный гражданин, это, как правило, малозаметно для общества, и малоприбыльно для самого гражданина;
- если закон нарушает высокопоставленный чиновник, то это сопряжено с большими потерями для общества и большими выгодами для самого чиновника.
Грубо говоря, простому человеку доступно воровство на пару гривен, а высокопоставленные чиновники воруют миллионами, однако говорят «воруют все». Именно, из-за такого фокуса, нашей власти выгодно поддерживать общественную атмосферу «воруют все», «нарушают все», чтобы потом заслужить для себя общественную амнистию. Культ всеобщего воровства и шулерства искусственно поддерживается нашей властью, чтобы чиновники-казнокрады чувствовали себя вольготно и безнаказанно. Простому человеку в обществе не выгодно ни воровство, ни другие нарушения закона, но плохая компания, в лице наших власть предержащих, специально увлекает и развращает свой народ: давай, нарушай, воруй, развлекайся, переступай за грань дозволенного, это так замечательно… Да, похмелье у народа после такого всегда горькое.
Бизнес на нарушении законов создал у нас мощную индустрию «теплых мест». Системная коррупция создала в нас сеть теплых мест для чиновников и сопряженных с ними служб. Теплое место – это рабочее место, которое в условиях постоянных нарушений и манипулирований законами, позволяет получать работнику взятки и другие преференции. В итоге, сама по себе зарплата перестала быть мерилом важности и престижности рабочего места в обществе. Если ты на своем рабочем месте, кроме зарплаты, не получаешь ничего больше, то твое рабочее место холодное. Получился огромный перекос в идеологии труда: уже не важна сложность, полезность, эффективность, значимость твоего труда для общества. Важно стало другое: если ты не берешь, не получаешь взятки и подношения, - ты проигрываешь! Коррупция стала престижной, а честный труд – изгоем. Каждый молодой чиновник и выдвиженец в такой системе знает свою стратегию: завоевать теплое место, использовать и оборонять его. Если есть коррупционный талант, то можно постараться еще и разогреть его, т.е. повысить прибыльность, капитализацию этого «теплого» местечка.
Итого, все рабочие места в нашей коррупционной системе делятся на «теплые», «горячие» и «холодные». Подавляющее большинство мест – холодные, кроме плохих условий и низкой оплаты ничего интересного и перспективного у них нет. Это места для лохов, для быдла. Теплые места позволяют либо получать очень хорошую оплату за очень непыльную работу, либо получать кусочки от коррупционного пирога. Горячие места – это для избранных, для депутатов и прочих министров, через эти места идут главные коррупционные потоки, за обладание этими «горячими» местами идет постоянная борьба. И вообще, в нашей коррупционной системе протекает латентная и перманентная гражданская война. Верхи медленно, но уверенно убивают у низов все человеческое, а низы, в силу своей дебилизированности, все ждут и не дождутся пришествия справедливости и улучшения жизни для себя. Понятно, что говорить об эффективности и конкурентноспособности такой системы нет смысла, это аутсайдерная общественная система в рамках мировой системы разделения труда.
Культ шахрайства, он в Украине извечен. Одни оккупанты сменяли других, одни общественно-экономические формации сменяли другие, а он оставался на месте. За советов на Западной Украине была такая поговорка: «Хто за Польщі жив, той і зараз добре живе!». Могут меняться гербы, гимны и прочие флаги, но принцип жизни на этих теренах остается незыблим: главное –взобраться на теплое местечко, а там –хоть трава не расти. У нас среди украинцев своеобразное деление на «умных» и «глупых». «Умные» – это те, кто изо всех сил и без всяких моральных сдержек стремятся достичь и процветать на теплых местечках. «Глупые» у нас верят в различные идеологии, стараются придерживаться существующих законов, верят в порядочность и справедливость жизни, работают на общее процветание. Когда то я уже писал, что государство Украина следовало бы по-правильному назвать Шахраиной.
В українців сформувалось тільки дві традиції економічної активності: традиція гарування і традиція шахраювання. Гарують на холодних робочих місцях, до шахраювання зводиться робота на теплих робочих місцях. Жодна з цих традицій не є ефективною на сучасному ринку праці та капіталів. Саме тому українська промислова продукція неконкурентноздатна на світовому ринку ні по якості, ні по собівартості.
Итак, традиция пренебрежения законом породила у нас системную коррупцию, а коррупция породила феномен перевернутого общества.
Коррупция, не встречая серьезного сопротивления ни от правоохранительной системы, ни от общественного мнения, переформатирует государственные институты в свою пользу, т.е. государственные институции начинают работать не на общество, а на обладателей теплых мест, обслуживая, в первую очередь, частные и групповые интересы власть предержащих. Официальное теперь служит у нас лишь прикрытием для неофициального, легальное лишь прикрывает нелегальное, теневое.
Все у нас перевернуто с ног на голову и все это в угоду удобства и обеспечения безопасности для обладателей «горячих» и «тепленьких» местечек. И вот, эта глубокая приверженность народа к шулерству, готовность подавляющего большинства народа и его избранников играть по шулерским правилам, преследовать личные цели в ущерб общественным интересам сводит на нет любые попытки построения в стране демократической системы, проведения любых цивилизированных реформ. Да, наше шулерство мутирует и эволюционирует под натиском мировой цивилизации, но мутирует оно как негодный, паршивый пасынок этой цивилизации. У нас нет культуры демократического поведения, у нас не работают демократические механизмы селекции элиты. Приходят времена пожестче - отношения между начальниками и подчиненными мигрируют на полюс «насильник –жертва», нравы и режим смягчается – отношения переходят в диспозицию «слуги народа»- народ», но глубинная суть социального взаимодействия между ведущими и ведомыми от этого не меняется. Безответственность верхов и бесправие низов сохраняется. Провал бездарной попытки построения демократического общества бросает теперь нас к полюсу деспотии и самодурства. В украинской нации за 20 лет не нашлось адекватных, волевых лидеров, значит, горе такой нации - и все справедливо.
Большинство читателей не одобряет мой стиль изложения горькой правды о проблемах украинской нации. Под напором железных аргументов они нехотя, но вынуждены согласиться с моими печальными выводами, но при этом требуют добавить в текст соуса оптимизма, ритуального соуса любви к народу и своей стране. Смысл такого требования в том, что украинцы не готовы жить с этой жесткой правдой, они требуют упаковать эту правду в водо-свето-звуконепроницаемый контейнер «любви» и спрятать с глаз долой подальше. Такое, знаете ли, традиционное наше малодушие. Украинцы – это не народ-воин и не народ – строитель, это народ-приспособленец и народ-фальсификатор. Это народ без чести и совести, народ –«чего изволите?». Украинцы обижаются, что все соседи их презирают и считают низшим сортом. При этом, у них не возникает даже простейшей мысли: «А за что нас уважать, таких ничтожных и подлых?». Сказали им: «Строить коммунизм!»,- строят коммунизм. Сказали им «Строить европейскую демократию!», - строят «европейскую демократию». Правда, учителя забыли взять в руку палку, поэтому построили не демократию, а хзш. Вся политика так называемой украинской «элиты» за годы независимости свелась к ритуальным танцам вокруг «горячих» местечек.
Как говорится, «нам , татарам, все равно: ломать или строить!», только это про нас, украинцев. Золотое правило нравственности, т.е. не относись к другим так, как ты бы не хотел, чтобы к тебе относились, – это, конечно, не для наших соцдебилов и не для наших подлецов. А почему наши "демократы" так не любят настоящей демократии? - Да потому, что для поддержания настоящей демократии необходимо постоянно и напряженно работать, поддерживать тонус и принципы демократии, а это не по-нашему как-то, победитель - и напряженно работать, ибо победители у нас везде исповедуют философию "Я - начальник, ты - дурак", независимо от их политической принадлежности. Не могут демократы исповедовать двойные стандарты. Таких двойственных «демократов» у нас пруд пруди, но им уже никто не верит - вот в чем главная проблема!
Что с таким народом, с такими национальными традициями и такими национальными обычаями можно сделать?
-В один этап с этим народом ничего сделать нельзя. На первом этапе надо заняться переделкой этого народа: переобучать, перевоспитывать, переубеждать, тренировать, дрессировать, всех протянуть через дистанцию испытаний и перерождения. Все это тяжело, неблагодарно, но реально. Нация должна просто посмотреть в глаза горькой правды и сделать правильные выводы. Хватит хитрить, плакать и ждать милости от чужих.
А можно и ничего не делать, т.е. гнуть спину в рабстве и выращивать своих детей для будущего рабства, нам не привыкать. Одно хочу заметить на конец: никому в мире нет дела до проблем украинского народа, ибо каждый народ – хозяин своей судьбы. Хочет народ жить в рабстве – и флаг независимой Украины ему в руки. Право нации на самоопределение еще никто не отменял. Это как семейная жизнь: если семья живет как скоты в сваре и грязи, то никто из соседей не пойдет к ним «наводить порядок», разве что дадут дружеский совет. А нам уже и советы давать брезгуют, так мы их достали своим лицемерием.
Интересно, сколько в нашей истории зафиксировано случаев, когда государственный деятель или группа деятелей выступили против шахрайственного кредо украинской нации и чем они заканчивались?
bloker (03.09.2010) durdom.in.ua