Ющенко, где Бульба?


Ющенко, где Бульба? То, что «Тарас Бульба» Бортко будет исполнен в стиле a-la russ, было вполне предсказуемо. Да и в принципе (Бортко не Бортко?), разве мог быть иным результат, если за дело взялся российский кинематограф, который сейчас курирует лично премьер-министр Путин, по совместительству руководитель Правительственного совета по развитию кинематографии? Известно, кто девушку кормит, тот ее и… ну, скажем, танцует.
 
А в свете путинской идефикс «Москва – третий Рим» «танцевать», ясное дело, надо было правильно – из украинского «козака» вылепить правоверную верноподданную московскому царю малороссийскую боевую единицу. И по ходу показать, что нас, украинцев не было и нет, но всегда был, есть и т.д. русский народ в вариациях. Старый, короче, танец. Но особенно оскорбительный, потому что испаскужен и унижен, пожалуй, самый честный искренний, пассионарный  и, безусловно, украинский герой. А с ним вместе унижена Украина.
  
Так что каким будет Бульба, было понятно заранее. И никаких претензий к Владимиру Бортко лично у меня нет.
 
Зато есть претензии к президенту Украины Виктору Ющенко. Это унижение было бы не таким болезненным, если бы Украина сделала СВОЙ фильм о Тарасе.
 
И четыре года тому назад у нашего, тогда новоиспеченного (нами!!!) президента Ющенко такое желание – было. И он его активно озвучивал. Идею фильма о Тараса Бульбе ему подбросил Жерар Депардье. Обаятельный и привлекательный (по-нашему так просто  «неперевершений») француз в нужный час – 15 марта 2005 года (аккурат вскоре после утверждения Ющенко в новом качестве) возник в нужном месте (в его кабинете на Банковой) и под объятия и комплименты сделал нашему президенту предложение – мечтаю, мол, сыграть Тараса Бульбу, так что давайте снимать фильм.
 
Ющенко тогда упивался победой и с удовольствием встречался со знаменитыми мира сего, принимал их поздравления, восторги, восхищение  etc. И… строил планы – красивые, грандиозные, на деле оказавшиеся воздушными замками.
 
Депардье, думается, был искренен: «Это произведение давно не экранизировали, и, я думаю, в самый раз теперь хорошо это сделать. Потому что есть новая Украина, и считаю, это будет актуально».
 
Ему, очевидно, по-настоящему была интересна тема Бульбы. Еще за год до встречи с Ющенко о своей заветной мечте снять фильм о Тарасе и сыграть в нем самого Тараса он рассказывал прежнему украинскому президенту Кучме. Но президента Кучму идея Тараса не шибко согрела, зато президента Ющенко, позиционирующего себя как пламенного украинского патриота, она не просто согрела, а – зажгла. Ющенко был в восторге и, конечно, всеми конечностями – «за».
 
Неравнодушие к отечественному кинематографу Виктор Андреевич явил еще во время своего премьерства в 2000-2001 гг. Тогда министерство культуры его правительства (под руководством нашего театрально-киношного «всего» Богдана Ступки) практически весь свой годовой бюджет вбухало в фильм «Молитва о гетмане Мазепе». Снял его режиссер Юрий Ильенко, задействовав попутно в нем свою семью и захолустных российских «звезд» типа Никиты Джигурды. Главную роль, конечно же, сыграл сам министр – Богдан Ступка. Но вместо фильма об украинском гетмане, исполненным киноязыком, понятным, прежде всего, «пересічному» зрителю, получилось некое галлюциногенное (если не сказать бредовое) авторское видение с обилием неоправданно натуралистических сцен на грани скабрезности. Короче – зритель фильм не понял и не принял. Миллионы долларов, потраченные на фильм, коммерчески не окупились, ниву украинской культуры не удобрили и укреплению патриотического национального духа не способствовали. Скорее, – наоборот.
 
Возможно, Виктор Андреевич, помня это, и ухватился за предложение Депардье. Не без оснований полагая, что на сей раз на экране получится настоящая история – трагическая судьба отдельной украинской семьи в контексте трагической истории Украины. Залог успеха проекта – сам Депардье, имя которого гарантированно привлечет внимание к этому фильму во всем мире. И таким образом, сделает дополнительный громкий пиар Украине. И ему, Ющенко, разумеется.
 
На своей первой пресс-конференции 29 марта 2005 г. уже в статусе президента Ющенко увлеченно рассказывал, что фильм замышляется как международный проект, в котором  будут принимать участие и украинские, и французские, и польские кинематографисты. Он уверял, что «это будет классный, красивый фильм, которого ждет Украина».  Кроме «Тараса Бульбы» президент обещал, что в Украине будут профинансированы съемки еще, по крайней мере, 3 фильмов, «которые должны принести славу Украине», которые будут посвящены «очень важным годам украинского становления».
 
Планы были дерзкие, даже нахальные. К съемкам в «Тарасе» замышлялось привлечь голливудских «звезд» Шэрон Стоун и Ричарда Гира. По крайней мере, так утверждала тогдашний министр культуры Оксана Билозир. И на все про все предполагалось потратить около $4 млн.
 
Честно говоря, это немного напоминало мечты барона Мюнхгаузена. Но сомнений, что фильм будет снят – не было. Уж такие авторитетные обещания громко звучали.
 
Оказалось, по классике: много шума, и – НИЧЕГО. Несмотря на уверения президента, Украина своего фильма о Тарасе Бульбе не дождалась.  
 
Нет, маленький шажок к реализации этих планов был сделан – Министерство культуры и искусств Украины объявило открытый конкурс на лучший киносценарий французско-украино-польского фильма «Тарас Бульба». О чем на сайте министерства было даже размещено сообщение – сценарии принимались с 30 марта по 15 сентября, а результаты конкурса должны были стать известны 15 декабря. И даже якобы был уже готовый сценарий режиссера Виктора Греся, который сильно понравился самому Ющенко.
 
А потом – тишина. Как-то все сдулось. Информшум-гам вокруг «Тараса» стих, президент окунулся в политические интриги, его увлекли иные проекты.
 
Да и Депардье очень скоро все понял. И, пользуясь личным знакомством с президентом Украины, переключился на решение проблем собственного бизнеса – как бы приобрести виноградник в Крыму или Закарпатье да открыть ресторан в Киеве. А по поводу Тараса стал позволять себе даже не совсем корректные резвости. Так, в один свой приезд чуть ли не в гости к президенту в Крым веселый французский актер во время обеда с первой семьей Украины, очевидно, сильно захорошев от крымского вина и забыв о своей собственной мечте, предложил сыграть Тараса председателю Государственной налоговой администрации в Крыму г-ну Валерию Пробей-Голове – колоритному крепкому дядьке, потомку козацкого рода.
 
А тем временем, в России помнили о грядущем юбилее автора «Тараса Бульбы» Николая Васильевича Гоголя и всерьез готовились к экранизации «Тараса». И не только Бортко.Снять эпический фильм по этому материалу собирался еще один Владимир – Хотиненко, причем такой фильм, чтобы он по размаху не уступал таким лентам, как «Война и мир», «Освобождение», «Сибирский цирюльник»...
 
Снял Владимир Бортко. Что получилось – видим. Обидно? Да.
 
А ведь Депардье, как человек не зааганжированный в наши украинско-российские исторические споры и уже поэтому – объективный,  изначально видел Бульбу куда ближе к гоголевскому, чем Бортко:
 
«Он – настоящий казак, который убивает своего сына из-за гордости, потому что он человек чести, а не варвар. ... Мы пытаемся понять природу казачества, чувство чести, традиции.
Фильм будет снят на английском языке, потому что мы собираемся продавать его по всему миру.
И отталкиваясь от произведения украинского писателя Гоголя, благодаря английскому языку, мы сможем открыть украинскую историю для мира. Я считаю, что в этом произведении главное не битвы – а душа казака, его семья, сам человек, наполненный верой.
Ведь многие люди в мире не знают Украину. Мы не знаем разницу культур католиков, мусульман, православных…».

 
Почему же украинский «Тарас Бульба» так и не состоялся? Ответ, думается, простой – а забыли, наверное, стало неинтересно.
 
Классический ответ – нет денег – не принимается. Мы же знаем, когда нет денег, президент просит бизнес поделиться. И отзывчивый бизнес делится – то Тарута миллиончик подкинет на Батурин, то Ахметов…
 
Да и бюджет не скупился на некоторые проекты, курируемые президентом. Реставрация Дворца Разумовского в Батурине оценивается где-то в 200 млн грн. «Мистецький Арсенал», по подсчетам еще бывшего мэра Киева Омельченко, должен был влететь в 600 млн грн. (Напоминаю, до 2007 годах только из бюджета на «Мистецький Арсенал» было выделено 93 миллиона гривен, из которых 24 млн были использованы неэффективно ввиду нарушений финансовых и тендерных процедур, допущенных тогдашним распорядителем средств — Дирекцией реставрационно-восстановительных работ. Против Дирекции даже возбуждалось уголовное дело по факту расхищения 3 млн грн.)
 
Мемориал памяти жертв Голодомора обойдется в 748 млн 853 тыс. грн. Еще тех старых, которые равнялись $160 млн.
 
Напрашивается странный вывод – масштабные президентские инициативы в культурной области воплощаются исключительно в сфере строительства, самой удобной для исполнителей с точки зрения непрозрачного расходования средств. Уж не берусь судить, что в данном случае движет президентом – тщеславие увековечить свое имя в отреставрированном дворце или в возведенном монументе, или же им «движет» известная «бригада сантехников», пристраивая жирные заказы своим фирмам-исполнителям.  
 
Никоим образом не подвергая сомнению в необходимости проведения этих работ, все же изумляет РАЗМАХ. Оправдан ли он?
 
Но еще более повергает в шок РАЗМАХ в стремлении Ющенко красиво обустроить свой личный комфорт. Вскоре президента будет возить новый самолет – дальнемагистральный аэробус А-319 французского производства ценой в $66 млн. Для сравнения отечественный авиалайнер Ан-74ТК300, который был построен для президента несколько лет назад, ориентировочно стоил  $12 млн. Но Ющенко, как видим, предпочел французский продукт – в пять с половиной раз дороже.
 
Вспоминая «планов громадье» от Ющенко по съемкам «Тараса Бульбы», приходит на ум убийственная характеристика Манилова из «Мертвых душ» Гоголя: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».
 
Как и прожект с украинским фильмом «Тарас Бульба». Зато в честь 200-летнего юбилея Гоголя президент посадил калину на его родине. Так-то оно дешевле.


Ольга Семашко (11.04.2009) durdom.in.ua