Песня о Тбилиси
Песня больше, чем песня
Очевидно, Божий промысел заключается и в том, что порой в самом неожиданном месте в самое неподходящее время незамысловатую, в общем-то, реальность пронзает вдруг некий высший смысл, и все обретает иное – глубокое и истинное – значение.
Именно так случилось во время вдохновенного исполнения Тамарой Гвердцители и Евгением Дятловым прекрасной «Песни о Тбилиси» на заключительном концерте российского телешоу «Две звезды». Песня прозвучала каа манифест свободы.
Вообще-то «Две звезды» – весьма приличный зрелищный телепродукт. На фоне «аншлагового» беспредельного веселья всяких там «русских бабок» с «кривыми зеркалами» «Две звезды» выглядели, пожалуй, самым достойным развлекательным шоу выходного дня. По крайней мере, там можно было услышать давно забытые хорошие песни – со связными, как минимум, текстами (со смыслом и даже – поэзией!), с интересной музыкой… К тому же весьма занимательно было наблюдать, как порой не поющие профессионально «звезды» ничуть не уступали тем, кто сделал пение средством добывания для себя денег.
Конечно, как любой гламурный долгоиграющий проект он грешил некой дозой скабрезности (телевизионщики почему-то свято уверены, что без нижепоясных шуток и двусмысленностей никакой проект долго удержать внимание зрителя не способен). Настойчиво повторялись интригующие для толпы намеки на особые личные контакты Галкина и Пугачевой, но более всего нишу «про это» заполняла голубая «звезда» (женский род здесь вполне уместен) Борис Моисеев, амплуа которого на сцене лично для меня остается загадкой. Кто он – певец ли, танцовщик ли, мастер ли разговорного жанра или какого иного? Скорее всего, именно того, о котором вы подумали. Очевидно, именно таковым и было его предназначение и на этой программе. И даже имя особое он в ней получил – «Хря». Что сие должно означать, не берусь определить, но, несмотря на явную личную слабость в дуэте с Еленой Воробей (кстати, как раз Воробей как певица приятно удивила), Хря дошкандыбало почти до финала программы. Для чего его так долго держали – то ли для того, чтобы публику забавлял, то ли потому, что многие из организаторов шоу лично были обязаны этой Хре в силу того, что пользовались ее услугами – не суть важно.
А в остальном – шоу было интересным. Ведущие были самые что ни на есть известные – Алла Пугачева и Максим Галкин. Причем, Алла Борисовна не хулиганила, была достаточно респектабельна и доброжелательна, Максим креативен, реактивен и просто остроумен. Жюри снисходительно и трогательно сентиментально, особой пикантности ему придавало присутствие в нем Барбары Брыльской – хотя бы потому что она была наиболее отстраненна от участников и, стало быть, наиболее объективна. И, соответственно, публика, включая зрителей, благодарна.
Шоу имело столь высокие рейтинги, что даже после того, как в финале определились победители, имело продолжение еще в течение двух вечеров – в виде соревнования с участниками аналогичного такого же прошлогоднего шоу.
И уж на этих дополнительных концертах, когда состязались уже не пары, а команды, для пущего эффекта постоянные участники сложившихся дуэтов перемешались в поисках более совершенных сочетаний. Но ничего особенно яркого старые участники в новых дуэтах так и не явили.
Кроме дуэта «Тамара Гвердцители – Евгений Дятлов», которые исполнили «Песню о Тбилиси». Да еще как исполнили! В этом номере идеальным было все – сама песня, голоса (и каждый отдельно, и в полифонии), гордая фактурная красота певцов, их движения. Песня давала такой простор и свободу, будто не в студии звучала, а высоко в горах.
Зал при первых же словах песни, которую начал Дятлов на грузинском языке, просто захлебнулся в восторге. Проняло всех – и соперников, и членов жюри… Как сказал Александр Цекало, ведущий первого сезона шоу – плакали все. Думаю, и у экранов – тоже.
Это было больше, чем песня, это был гимн свободной Грузии, ода признания в любви и уважению к Грузии. «Песня о Тбилиси» была исполнена тем более глубокого смысла, что в России опять с новой силой развернута масштабная антигрузинская кампания – и из-за стремления Грузии в НАТО, и из-за проблемы Абхазии, которая вытаскивается на свет всякий раз, как только надо Грузию наказать. Так и сейчас – «забота» об Абхазии используется как симметричный российский ответ Штатам за Косово, Грузия же опять просто попадает под раздачу. Слова «Расцветай под солнцем, Грузия моя! Ты судьбу свою вновь обрела…» звучали просто как «ответ кремлевским чемберленам». Думаю, что это почувствовали все. Впрочем, послушайте сами - «Песня о Тбилиси»
Член жюри Михаил Боярский настолько подпал под величественное обаяние песни, что забыл о том, что сам он является ярым поклонником «Единой России», и даже впал в крамолу – подняв стакан с водой, провозгласил, что подымает бокал грузинского вина (вообще-то изгнанного по политическим соображениям с российских рынков еще два года тому назад) за этот номер. По случаю – маленькое отступление. В январе прошлого года отправилась я на юбилей к своему другу в Санкт-Петербург. И в дополнение к традиционному подарку (паре бутылок украинской аутентичной водки) прихватила по бутылке «Киндзмараули» и «Хванчкары». Юбиляр, будучи человеком широким, вопреки бессильному шипению его жены, которая хотела заныкать их для собственных нужд (семейный вечер при свечах да под бокал грузинского – мечта!), выставил их на стол. Каким же был восторг всех гостей! Все почувствовали себя чуть ли не диссидентами, смакуя запретный грузинский плод.
Не знаю, кто и как подбирал песни для этого концерта. Но думается, что «Песня о Тбилиси» была выбрана сознательно именно Тамарой Гвердцители. И Евгений Дятлов как русский интеллигент (ну производит он такое впечатление) сознательно согласился на нее. И песня прозвучала ТАК, как была задумана, как должна была прозвучать.
Была в этом концерте и украинская песня. Угадайте с трех раз – какая? Конечно же, «Ти ж мене підманула»
Ее спели тоже бывший наш по рождению – Иосиф Кобзон (для чего даже обрядился в вышиванку) и Елена Воробей. Остальные «наши» (и настоящие, и бывшие), участвовавшие в концерте – Настя Каменских, Наташа Королева, Лолита, Цекало – свой репертуар не обременили музыкой исторической родины. К чему параллель провожу? Да к тому, что Украина подвергается таким же нападкам в России, что и Грузия, но явить свое национальное достоинство хотя бы в виде песни в головы «наших»– НЕ ПРИШЛО.
Да нашим певунам обычного человеческого достоинства на такой поступок не хватает. А вдруг не пригласят в следующий раз, от кормушки отлучат? Кстати, тот же Кобзон некогда потрясающе исполнял песню «Дивлюсь я на небо». А Наташа Королева в Киеве на «Танцах со звездами» очень душевно пела «Києве мій!» Но московская сцена – не место для таких песен. И поэтому из всего украинского песенного богатства выбрана самая востребованная «Підманула-підвела». Ведь стало уже как бы общим форматным местом – на этой сцене над хохлами можно только потешаться. Что делает профессионально наша Сердючка, и с чем согласились, более того – приняли такие правила игры, ставшие москвичами бывшие наши.
Помнится, как-то в программе «Жизнь прекрасна» Татьяна Овсиенко (если кто еще помнит о ней) вспоминала о своем киевском детстве с ее нынешних московских высот с использованием московской терминологии: «Ну знаете, как в Хохляндии заведено…». Да и та же Наташа Королева стоически сносит «дружеские» подколки своих сценических коллег про борщ, сало и вареники. А то и сама подыгрывает. Помните, как «по-хохляцки», педалируя фрикативное «г», пела она в каких-то новогодних «старых песнях» «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки»?
Многие из них (и, кстати, это касается многих украинцев, живущих в России) с готовностью поменяли свою национальность – если не стали русскими, то согласились на хохлов. Пару лет назад отдыхала я на южном Урале. Жена хозяина гостиницы обрадовалась, когда узнала, что я из Киева: «А я тоже хохлушка. Из Житомира». Я не удержалась и все-таки внесла коррективы в свою национальность: «Я украинка». «Господи, да какая же разница?» – искренне изумилась она.
Большая. Вот Тамара Гвердцители никогда бы не то что не назвала себя хачиком (как называют всех кавказцев доброжелательные россияне), но никому иному не позволила бы сделать это. Она грузинка. И за это ее уважают. Даже враги ее родины.
Ольга Семашко (04.05.2008) durdom.in.ua