Я вам не скажу за всю Одессу…
Часть 1. «Одесские истории»
Для того, чтобы с Одессой познакомиться детально, десяти дней, проведенных в городе, безусловно, маловато будет. Поэтому данный материал следует рассматривать исключительно в контексте поверхностно-субъективных впечатлений турЫста-пляжника, не претендующих на всеобъемлюще-объективный анализ…
Почем доехать в Одессе?
Первыми одесситами, старательно делающими вид радушных хозяев, радующихся приезду незваных гостей, являются сухопутные флибустьеры: таксисты. У которых на вопрос «Почем доехать туда-то?», существует унифицированный ответ - За рубль! (что в переводе с одесского на общепонятный означает «за сто гривен»).
При этом не имеет ни малейшего значения:
-- добираться вам на 2-ю или на 16-ю станцию Фонтана;
-- марка и техническое состояние авто – это может быть и новенький джип «Гранд-чероки», и ржавая вазовская «шестерка», первыми пассажирами которой в августе 1989 года была еврейская семья, которая перебиралась в Израиль.
Предположу, что в 1989 году глава семейства репатриантов столь отчаянно торговался с таксистом, как будто собирался на советские рубли делать себе гешефт в Тель-Авиве. С той поры нравы в Одессе абсолютно не изменились, и с местными таксистами приходится торговаться так же отчаянно, как с торговцами на Привозе…
***
Хотя на местных форумах существует немало юзеров, убеждающих в том, что из точки А в точку В дешевле всего добираться «кастрюлей» (выходя на улицу и останавливая машину в «режиме автостопа»: взмахом руки) – приезжим рекомендую пользоваться телефонным вызовом такси.
Главным преимуществом этого метода является то, что стоимость поездки оговаривается заранее. При этом если поездка стоит, скажем, 39 гривен, то с сорока гривен водитель вам даст гривну сдачи. И чисто вам решать – взять эту сдачу или отказаться…
Хотя и здесь есть масса нюансов. Если вы, к примеру, хотите вызвать машину заранее, то с вас могут пытаться содрать доплату за «предварительность заказа» (чисто совковый театр абсурда, ибо в цивилизованном мире в таких случаях предоставляют скидку), а если вы пытаетесь вызвать такси «на здесь и сейчас», то наоборот – свободной машины можно прождать очень долго. После чего вам могут сказать: «Не морочьте нам голову своими понтами – вы напрасно теряете время. Йдите пешком!».
Но зато море сюрпризов одесские службы такси способны гарантировать на сто процентов!
***
Одесские таксисты – «молчуны» еще те. И в большинстве случаев заткнуть их фонтан красноречия удастся не чаще, чем природе заморозить Ниагарский водопад.
Как-то мы возвращались в гостиницу и, обсуждая политическую ситуацию в Украине, водитель вошел в такой раж красноречия, что в этот камнепад хлестких реплик мне едва удалось пристроить робкое замечание: «Щас мы уже проедем мимо!». Реакция таксиста была мгновенной – дабы не проехать боковую лестницу к «Мирному», он припарковался прямо на трамвайных путях.
И поднимаясь по лестничке, мы стали свидетелями короткого, но красочного диалога между нашим таксистом и водителем трамвая, который стороны вели, покинув свои транспортные средства, дабы всем были не только слышны их слова, но и видна не менее красноречивая жестикуляция…
***
Единственной поездкой, в которой водила не обменялся с пассажирами в лице меня и супруги вообще ни одним словом за всё время пути – был наш отъезд из Одессы.
А дело было так: поскольку поезд «Черноморец» отдает швартовы в 11 часов вечера, решил заказать такси (ибо хрен его знает – какие по вечерам интервалы движения трамваев?). Отправил заявку по интернету – стоимость оказалась вообще смешная: 30 гривен. Что вообще-то должно было меня сразу насторожить, ибо «подскок» от отеля в район Потемкинской лестницы в других таксофирмах обходился в полтишок. Но почему-то столь прельстивый тариф меня не насторожил, ибо сайт позиционировался как предоставление самых дешевых услуг такси…
Сижу -- жду ответа от оператора – реакции ноль. Через полчаса перезвонил по телефону: ответили, что да ваша заявка принята – машина будет подана. Чисто даже интересно – а как это я должен был догадаться о том, что заявка вообще получена – методом экстрасенсорной медитации?
Такси заказывал на 22:00, без пяти десять оператор перезвонила, известив, что машина подана. Выхожу – вижу джипастую «Мазду» и водилу, которого на роль Оси Бендера можно было бы утверждать без проб. И вот тут меня, наконец, одолели сомнения, и я сразу поинтересовался у «сына турецкого поданного»: - И шо, мы таки доедем до вокзала за 30 гривен?
По виду Бендера, стало ясно, что он эпически оскорблен. О том, что мы собираемся именно на вокзал – водитель якобы не догадывался и минимальную стоимость путешествия на своей белоснежной яхте о четырех колесах оценил в 80 гривен.
Супруга, услышав это предложение, сочла его неприличным. Известив нашего собеседника, что размер яхты в форме трамвая минимум в пять раз больше и многократно дешевле.
Поняв, что его карта оказалась бита нашими козырями, Бендер стал стращать нас необходимостью уплаты неустойки. На что я ответил, что неустойку он может получить разве шо с Дюка, полюбовавшись на него «со второго люка»…
Тем временем мимо нас проехал пустой трамвай и водила приободрился, известив нас, что пока мы дождемся следующего транспорта, то обязательно опоздаем на поезд. И чисто из жалости он согласится довезти нас за 70 гривен.
Поскольку за час до оправки поезда у нас еще было время для торга, я известил таксиста, что за 60 гривен водитель следующего трамвая вывесит табличку «в депо», поставит на крышу мигалку и домчит нас до вокзала без остановок и на красный сигнал светофоров…
В общем, этот блиц-торг занял по времени минут десять, а консенсус был достигнут на 55 гривнах. После чего по опустевшим улицам нас махом доставили на Привокзальную площадь. Впрочем, несмотря на молчание всю дорогу, при высадке расстались с таксистом шо та родня после долгих разлучных лет…
Киевский поезд уже был подан к перрону, поэтому мы сразу пошли на посадку. Поскольку архитектурные изыски одесского вокзала я заценил еще по приезду…
Одесса -- город шахтерской славы?
Приезжающие поездом, обзор архитектурных изысков Одессы начинают, ес-но, со здания жд вокзала. И, конечно же, мой взор оказался сразу прикован к дивной скульптурной группе «Люди с предметами» в стиле пафосного соцреализма: кремезного вида баба с голубем, пионЭр с горном, матрос с о#уенным мечом и пролетарий с не менее о#уительным отбойным молотком.
При обзоре скульптуры с правой стороны вокзала, выяснилось, что с бока эпической тетки находится сноп пшеницы, а у шахтера, помимо уже упомянутого отбойного молотка под левой рукой, в кисти правой конечности находится книга (!), а за спиной -- огромная шестерня. Наверное, именно поэтому женщину называют «родиной-матерью и землей-кормилицей в одном лице», а пролетария с отбойным молотком и книгой -- «шахтером-интеллигентом»…
***
Если проявить фантазию и вспомнить героев одесского эпоса, то в «женщине исполинского роста», видится мне Бася, дочь Фроима Грача, в мальчике с горном – шустрый хлопчик с рупором, предлагающий отдыхающим на пляжах медовую пахлаву и варенных креветок, в матросе – рыбак Костя, а в интеллигенте – местный Ромео с томиком Шекспира в руках. Предположу, что вмешалась советская цензура – и скульптору пришлось настоящих одесских героев-характерников замаскировать под колхозницу, пионера, матроса и шахтера…
Одесса ежедневно «съедает» один поезд?
В эксклюзивном материале Думской.net я наткнулся на информацию, погрузившую меня в задумчивый ступор:
«На данный момент вокзальный комплекс Одесса-Главная занимает площадь 5,6 га и состоит из 21 строения. Само здание вокзала занимает 12,7 тысяч квадратных метров. Для подачи и отправления поездов вокзальный комплекс оборудован 6-ю пассажирскими платформами, каждая из которых способна пропустить 1000 человек в час. Ежедневно вокзал принимает 44 поезда и отправляет в путь 43…»
Ну вообще-то у человека, знакомого с азами математики, сходу возникает вопрос по поводу методов исчисления пропускной способности пассажирских платформ. Но, куда как интереснее ответ на другой вопрос: каким образом Одессе удается ежедневно принимать поездов больше, чем отправлять обратно?
Здесь мне вспомнился мультик из детства про Великана Василия, к ладошке которого случайно пристал железнодорожный состав, когда он валялся на лужку…
Мрачное место Одессы
В день приезда с погодой не задалось – утро было хмурым шо цвет цемента марки 600. И в этот мрачный погод удачно вписалось Куликово поле вместе со злополучным Домом профсоюзов, в котором в советский период размещался Одесский обком КПУ.
Здание построено в 1958 году и хорошо еще, что его не строили создатели современного элитного комплекса «Гагарин-плаза». Иначе во время майского противостояния 2014 года жертв пожара было бы значительно больше…
На фото: сравнение масштабов очагов возгорания в Доме профсоюзов и в комплексе «Гагарин-плаза»
Кстати, обращу внимание на то, что Дома профсоюзов в Киеве и Одессе постигла одинаковая судьба, что, как на мой досужий взгляд, довольно символично. И даже странно, что за все годы Независимости никто так и не рискнул «поставить вопрос ребром»: а в какую даль туманную растворились тысячи объектов, находившихся в профсоюзной собственности?
А рассказ на эту тему был бы не менее печальным, чем трагическая повесть о судьбе ЧМП (Черноморского морского пароходства)…
***
Идея Михо разместить в печально известном, после трагических событий 2 мая 2014 года, здании Штаб военно-морских сил (ВМС) Украины – лично мне почему-то кажется не совсем удачной. Я бы предложил в Доме профсоюзов устроить Музей жертвам советского тоталитаризма и рашистской агрессии, а на Куликовом поле -- музей под открытым небом разным памятникам советской эпохи…
Дух «совка» из Одессы определенно не выветрился
«Уходящей натурой» одесской колорита является отнюдь не «совок», а еврейская община Южной Пальмиры. Не скажу, что нонче увидеть еврея в Одессе – вообще «за счастье», однако цифры статистики говорят сами за себя:
- если согласно переписи населения 1897 года от числа общего населения города в 404 тыс. жителей, евреи составляли практически треть (30,5 % или 124 тысячи), то ныне численность еврейской общины даже меньше болгарской: 1,3% и 1,2% соответственно…
Уже не говорю об одесской специфике, воспетой в культовых «Одесских рассказах» Исаака Бабеля – такого уже давно нет и никогда уже не будет. Но даже Одесса из моего детства и нынешняя – это две принципиальные разницы, ибо как только советским евреям позволили выезжать в Израиль, местная диаспора «усохла», шо та шагреневая кожа…
На фото: памятник Исааку Бабелю на углу улиц Жуковского и Ришельевской (автор памятника Георгий Франгулян)
А вот «совок» в Одессе, как ни странно, как раз живет и процветает. Причем это проявляется во всех сферах:
-- начиная, скажем, собственно с самого трамвая №18 марки Татра T3, возраст которых более чем бальзаковский;
-- городских пейзажей из окна трамвая, по маршруту от жд вокзала до 9-й станции Фонтана: а это в основном дома времен «утилитарного соцреализма»;
-- ментальности, пожалуй, большинства старшего поколения одесситов, рассуждающих в духе известной миниатюры Жванецкого «вчера раки были по пять, но очень большие, а сегодня по три, но совсем маленькие…».
Жизнь в параллельных реальностях
В Одессе как нигде лучше видно соседство параллельных реальностей: вызывающей роскоши с бедностью, красоты и убожества. Рядом с шикарными зданиями ютятся и полуразвалины, безупречно вымощенная мостовая может моментально переходить в такие рытвины и колдобины, которые просто неприлично иметь в центре современного европейского города…
На фото: одесские контрасты
Лично я, конечно, преисполнен самых позитивных впечатлений от своеобразности архитектуры центра Одессы, но при этом вынужден был постоянно сканировать пространство над головой и под ногами, чтобы сверху на голову случайно не рухнул какой-нибудь исторический артефакт или самому не пи#дануться на «волнах амурского моря» калечного тротуара…
На фото: чем не новый одесский памятник -- старая «Волга», замершая в центре города на углу Ришельевской и Большой Арнаутской? (судя по дате выдачи талона техосмотра, чудо советского автопрома крайний раз на ходу было в 2009 году)
«Конфуз по-одесски»
«Одесские сироты» (местные нувориши) настолько суровы, что «бон-тоном без выпендрежа» считается обладание такими «бюджетными» авто, как «Порш-кайен» или «Лексус». В общем, пафосных машин в Одессе однозначно не меньше, чем унитазов на складах столичного строительного гипермаркета.
И порой случаются прикольные ситуации, типа той, которую мне удалось лицезреть на 9-й станции Фонтана, где с разных сторон на перекрестке сошлось сразу три «Порш-кайена», причем всем им пришлось остановиться, пропуская трамвай №18.
На фоне трех «Поршей», девочка за рулем желтого «хюндай-велостера» смотрелась столь же свежо и небанально, как невеста в наряде от Алены Сикорской, на фоне трех невест в пафосных, но одинаковых платьях «Swarovski Dirndl Dress»…
Олег Федоренко (30.08.2015) durdom.in.ua