Мафия бессмертна ?


     Начало работы вновь избранного Парламента Украины стало очередной вехой в современной истории Украины. Создание коалиции с конституционным большинством, мгновенный выбор нового Спикера и старого Премьера, а также голосование за новый состав Кабинета Министров, впервые расколовшее только накануне созданную коалицию, подвели итог всех на сегодняшний момент достижений про-европейских политических сил и ярко обозначили проблемы и потенциал теперешней власти в проведении заявленных реформ.
 
     Результат в общем то ожидаемый и предсказуемый http://ukrainskiyevropeez.blogspot.com/2014/09/2014.html.
     Эмоциональное внеочередное обращение Президента к Парламенту с идеей привлечения иностранных специалистов в органы управления государством, последовавшее после оглашения еще не назначенным Премьером своего "списка Яценюка" и тут же "ушедшие в отказ" союзники по коалиции из всех фракций, заявившие, что они готовы до бесконечности шлифовать украинское законодательство, а применять эти законы на практике должны другие - "не барское это дело", говорят только о идейном и кадровом тупике, в котором находятся пришедшие в результате революции политические силы.
     Да и принятые прошлым Парламентом "на коня" антикоррупционные законы энтузиазм депутатов идти в исполнительную власть существенно пригасили. Такими темпами, после отмены депутатской неприкосновенности, страна может столкнуться с проблемой отсутствия конкурса  на кресла "под Куполом" на следующих выборах, вероятность досрочного проведения которых растет с каждым днем, преступно теряемым нынешней властью - а "низам", которые "не хотят" вот уже год, становится все более очевидно, что "верхи" таки не могут.
     Тем не менее, драматизм нынешней ситуации еще может быть использован Лидером, который изменит привычке опираться не на "корешей" из ограниченного круга так называемой "политической элиты", а задействует новые патриотические реформаторские силы, готовые взвалить на себя этот труд, оказавшийся не под силу уходящему украинскому "полити куму" и будет всячески способствовать обновлению политических сил страны.
     Страх, что неопытные управленцы могут что-то непоправимо повредить - иллюзия, так как вся система управления как раз и нуждается в коренной ломке, а не в попытках приспособить ее к выживанию в новых условиях. Остается надеяться, что избранный новый состав Правительства окажется состоятельным в решении стоящих перед ним задач реформирования страны. О масштабах реформ сказано и написано достаточно, и даже  здесь:http://ukrainskiyevropeez.blogspot.com/2014/10/blog-post_13.html, пришло время уже и приступать к их осуществлению.
     А кто станет таким Лидером - Президент или Премьер покажет ближайшее будущее, и это будет ясно по тому, кто их них начнет реальную борьбу с коррупцией в Украине. По логике распределения ответственности - борьба с коррупцией, достигшей такого уровня как в Украине, т.е. угрожающая существованию государства, это прерогатива Президента, его прямая конституционная обязанность, такая же, как и ответственность за организацию обороны страны, подвергшейся внешней агрессии.
     Вместе с тем, можно констатировать, что если на мобилизацию усилий для борьбы с внешним врагом у Президента сил хватило, то на внутреннем фронте по прежнему без перемен.
     Причин очевидно несколько - одна из которых, по-видимому, в том, что в ВСУ и Национальной Гвардии все-таки остались офицеры - патриоты, которые вместе с добровольцами и волонтерами смогли ценой огромных жертв организовать оборону, титаническими усилиями вдохнули жизнь в почти похороненное предыдущей властью МО,  заставили новую власть начать работать на оборону страны, в то время, как в структурах прокуратуры, милиции и в судах таких патриотов не оказалось. Украинская коррупционная триада - СПМ (суды-прокуратура-милиция) полностью прогнила и способность к самоочищению, пусть даже и с посторонней помощью, утратила окончательно. А ведь именно на эти структуры и возлагается задача борьбы с коррупцией.
     Кроме того,  коррупцией поражены не только СПМ, но и все основные политические силы, поэтому  не стоит рассчитывать на их помощь в этой борьбе - "унтер-офицерская вдова сама себя не высечет". Этим объясняется то, что парламентские выборы прошли по старому избирательному закону http://ukrainskiyevropeez.blogspot.com/2014/10/blog-post.html, из антикоррупционных законов, тщательно отредактированных в Парламенте, исключен закон о финансировании партий, который необходим для устранения главных причин коррупции в Украине, да и в списке зарегистрированных законопроектов в новом Парламенте до сих пор отсутствует закон об отмене депутатской неприкосновенности, о необходимости принятия которого заявляли все политики, избиравшиеся в этот Парламент.
 
     Очевидно, что кадровый дефицит для создания, предусмотренного свежеиспеченной Стратегией  борьбы с коррупцией , Национального бюро анти-коррупционных расследований, без привлечения иностранных специалистов не преодолим. Масса копий была сломана при обсуждении механизма назначения руководителя этой службы, в то время как без ответа остались вопросы о том, какой период времени подлежит исследованию, структура бюро, количество сотрудников и их полномочия в существующей системе правоохранительных органов, выделяемое финансирование.  На необходимость безотлагательного решения этих проблем обращает внимание Президента и Парламента недавнее обращение организации Transparency Inetrnational Ukraine, в котором выделены следующие пять шагов:
1. Должным образом запустить работу новых антикоррупционных органов, приняв поправки к антикоррупционным законам и предусмотреть необходимые ресурсы для создания этих институций и подбор кадров для них;
2. Безотлагательно принять, разработанное экспертами законодательство про полную прозрачность финансов политических партий и избирательных кампаний;
3. На основе принятой Антикоррупционной стратегии Украины разработать детальный план действий Правительства в сфере противодействия коррупции, к выполнению которого приобщить широкую общественность и сми;
4. Обеспечить реальный доступ к данным государственных реестров, в первую очередь к реестру недвижимости и земельному кадастру;
5. Начать регулярные проверки публичных чиновников на доброчестность, в том числе через сопоставление их стиля жизни с уровнем задекларированных доходов и собственности.
 
     По масштабам предстоящих антикоррупционных расследований Украина похожа на Италию конца прошлого века, по степени поражения государственных структур на Грузию, времен начала реформ президента Саакашвили.
     Однако, только в Украине мафии, в лице енакиевского дона Виктора, удалось стать во главе государства и подчинить себе весь государственный аппарат управления страной.
     Бурная пост-советская история становления мафии на Донбассе как две капли воды напоминает историю проникновения сицилийской мафии в политические структуры Италии. Хотя существенная разница все таки есть - в Италии нашлись прокуроры и судьи, которые несмотря на смертельную опасность их жизни и жизни их близких и родных, нашли в себе мужество начать борьбу с коррупцией и достичь потрясающего результата - опираясь на поддержку общественного мнения оградить государственную власть от влияния мафии и нанести  удар по коррупции в органах власти и политикуме.
     Вот краткая статистика (материалы из "Википедии") операции "Чистые руки" по борьбе с коррупцией, начатая прокурором Милана Антонио ди Пьетра в феврале 1992  и закончившаяся в  мае 1994 года:
     20 тысяч человек под следствием, арестованы более 4-х тысяч человек по обвинению во взяточничестве.   Парламент под давлением общественного мнения отменил депутатскую неприкосновенность.
Были арестованы мэры шести крупных городов, глава фирмы «Оливетти», президент нефтегазового концерна ЭНИ, вице-президент крупного банка «Карипло», президент футбольного клуба «Бари».
Политики, которые сами отвечали перед законом, не смогли «покрыть» мафию.
В стране было распущено и взято под федеральное управление 109 коммун, пораженных организованной преступностью. У мафиози конфисковывались дома, плантации, фабрики. С 1992 г. у мафии было изъято имущества более чем на шесть миллиардов евро.
Особенно тяжелый удар был нанесен по социалистической партии, которая фактически оказалась разгромленной. Ее лидер и бывший премьер-министр Беттино Кракси бежал из страны. Следствие выявило поражающие воображение масштабы коррупции. Особенно вопиющими были нарушения в области строительных контрактов. Выявились связи крупнейших политиков и чиновников с мафией.
Жертвой чистки стал пожизненный сенатор от ХДП Джулио Андреотти, который 7 раз был Премьер-министром, а еще 21 раз был «рядовым» министром. Суд города Перуджа приговорил 83-летнего политика к 24 годам тюрьмы, обвинив его в том, что он был «человеком мафии» все годы своего пребывания у власти.
В результате операции «Чистые руки» с политической сцены сошло около 80 % итальянских политиков. Итальянцы потеряли уважение к традиционным партиям. В 1994 г. президент Скальфаро вынужден был объявить досрочные выборы в парламент, которые были проведены по мажоритарной системе. В результате депутатский и сенатский корпус обновился почти полностью. Журналисты заявили, что произошел крах первой республики в Италии.
Вам это ничего не напоминает?
     Подобный шанс победить коррупцию Украина упустила в 2005 году. Требование общественности "Бандитам - тюрьмы" демократическая власть превратила в эхо...и безвольно, но не бескорыстно, сдалась поднаторевшей в политических баталиях донецкой мафии. У Президента Ющенко не хватило политической воли и смелости начать расследование деятельности предыдущего Президента Кучмы, роль которого в становлении украинской мафии сопоставима с ролью Джулио Андреотти, о котором упоминалось выше. Что характерно и тот и другой оказались причастны к организации убийства журналистов, расследовавших их связь с мафией.
     А затем, дорвавшиеся до абсолютной власти в стране донецкие мафиози полностью подчинили себе и до того не ангельские суды, прокуратуру и милицию, поставив на все руководящие должности выходцев из Донецкого региона или лично преданных людей, и показали демократам мастер-класс, как надо себя вести с политическими оппонентами. Слабоволие, трусость, некомпетентность, жадность, двуличие и властолюбие "демократов 2005" обернулись для народа Украины сотнями убитых и покалеченных патриотов в революции 2014, оккупацией Крыма и войной на Донбассе, жертвы и ущерб от которой еще предстоит оценить.
     Грузия свой шанс, пришедший с победой на выборах в 2004 году Михаила Саакашвили не упустила и смогла полностью победить коррупцию в стране и провести потрясающую программу реформ.
     Следовательно, чтобы искоренить коррупцию в Украине, расследование надо начинать с убийства политика Вячеслава Черновола, журналиста Гии Гонгадзе,  министра МВД Юрия Кравченко, банкира Вадима Гетьмана, бизнесмена Евгения Щербаня...Расследование должно обеспечить публичный допрос в суде непосредственных участников этих событий, находившихся в руководстве страны в то время и в первую очередь Павла Лазаренко, Леонида Кучмы, Юлии Тимошенко, Виктора Ющенко, Рината Ахметова, бывших Генеральных прокуроров, руководителей МВД и СБУ, парламентских комиссий, которые в свое время расследовали резонансные события, крупнейших украинских олигархов и банкиров, создававших свои капиталы в этот период, депутатов нынешнего Оппозиционного блока и бывших членов партии регионов и компартии, руководителей областных администраций, меров крупных городов... Объем предстоящего расследования не меньший, чем в итальянской операции "Чистые руки", что позволяет использовать итальянский опыт, учтя ошибки, которые были ими допущены.
     Основная из них - неготовность судебной системы к участию в таких масштабных процессах, что выразилось в бесконечных судебных проволочках, обжалованиях, переносах судебных заседаний, требований дополнительных экспертиз и пр. А в украинских судах, как показывают последние события, из под стражи освобождают даже обвиняемых в массовых расстрелах мирных граждан.
     Поэтому, наверное, помимо Национального антикоррупционнного бюро следует создать и специальный антикоррупционный Трибунал, который будет рассматривать эти дела, руководствуясь специальными  процедурами, позволяющими довести все расследования до логичного конца и больше не возвращаться к этой теме. Для этого придется внести изменения в Уголовный кодекс, поправить уже принятые аникоррупционные законы, которые целесообразно свести в специальный свод законов и процедур, необходимых для эффективного проведения  антикоррупционных мероприятий в стране. Среди этих законов должен быть  предусмотрен в определенных случаях механизм внесения денежных средств как вида наказания, наряду с пожизненным запретом участия в политической жизни страны, а также такие успешные методы борьбы с расследованием коррупции, как поощрение сотрудничества со следствием и программы защиты свидетелей. При этом следует понимать, что борьба предстоит не менее кровавая и опасная, чем это было в Италии, а следовательно потребуется создать специальные силы обеспечения безопасности следователей, прокуроров, судей, свидетелей.
      Без ответа на эти вопросы настоящей реальной борьбы с коррупцией сегодняшней, которая должна привести к полному обновлению политических сил и системы государственного управления,не получится. Задача очень масштабная и сложная, но если итальянцы и грузины смогли - значит и украинцы смогут.
     Из всех европейских стран страной с украинской душой можно назвать только Италию. Только в Италии с минимальным набором итальянских слов и взяв на вооружение итальянский язык жестов можно вести задушевные беседы с малознакомыми людьми, легко находить общие проблемы и интересы и чувствовать себя так легко и свободно, как дома. Ментально мы очень похожи - мы любим футбол и любим петь, мы любим красоту и веселье, карнавалы и праздники, мы любим автомобили и скорость, мы  любим нарушать правила и не платить налоги, мы не доверяем своим политикам и потому проводим бесконечные выборы, мы больше всего ценим свободу и любим своих мам, на которых держится семья - основа наших национальных ценностей.
     У наших стран много похожего в истории - каждая в свое время, хотя в разной степени, была государством, определившим развитие цивилизации в определенной части Европы на века вперед, являясь центром духовным, экономическим, культурным, военным и каждая, затем, многократно сталкивалась с агрессией, фактически уничтожавшей государственность. На территории наших стран многократно происходили страшные кровопролитные войны, наносившие казалось бы непоправимый ущерб, наши страны оккупировали армии соседних государств, но каждый раз наши народы находили в себе силы и восстанавливали свою страну и независимость. Обе страны, имеющие унитарное устройство и парламентско-президентскую форму правления, в современном виде сформировались на месте территорий, которые в силу исторических причин имеют существенные региональные различия, традиции и языки общения народов, живущих на этих территориях, а следовательно и общие, сопоставимые по масштабам, проблемы в государственном устройстве, экономике и политике,  главные из которых - коррупция, сепаратизм, чрезмерные государственные затраты, несовершенство избирательного законодательства и судебной системы, ориентированная на экспорт экономика и безработица, особенно среди молодежи. Тем не менее, имея в два раза меньшую территорию, при близком количестве населения, ВВП Италии в 10 раз превосходит ВВП Украины- 2 072 против 178 (млрд. USD), $33 909 и $ 3 862 на душу населения (статистика за 2013 год). Украинцы в 10 раз беднее, чем итальянцы, а ведь экономически объективно уступаем только в туризме и климатических условиях.
     Потенциал Украины колоссален, но мафиозное олигархическое коррупционное государство, созданное всеми политиками Украины, которые, сменяя друг друга, правили все эти годы, практически привело население потенциально богатейшей страны к черте бедности, превратив Украину в самое бедное и коррумпированное государство Европы.
     Да, Италия, получив после 2-й мировой войны свой "план Маршалла" ( кстати под лозунгом "Лучше коррупция, чем коммунизм") все-таки нанесла сокрушительный удар по  коррупции и мафии и смогла стать 7-й экономикой в мире. В сравнении с ней Украина выглядит сейчас совсем катастрофически, но ведь и сравнение с бывшими соседями по социалистическому лагерю, ставшими членами ЕС, также ужасно: (дальше ВВП на душу населения) Польша - $13 432, Чехия - $18 868, Румыния - $8 630, Венгрия - $12 600, Словакия - $17 929, Болгария - $7 411, Литва - $15 633, Латвия - $14 924, Словения - $22 717, Эстония - $18 127. Самая бедная страна НАТО - Албания - $4 100, страны бывшей Югославии, пережившие на своей территории разрушительную войну - Хорватия - $13 530, Сербия - $6 071, Черногория - $7 250, Босния и Герцеговина - $4 866, Македония - $5 073. А вот страны бывшего СССР, не ставшие частью ЕС: Казахстан - $12 000, Белорусь - $7 414, Туркменистан - $7 110, Азербайджан - $8 165 и РФ - $14 973. Официальная статистика по Украине конечно не отражает реальной картины, из-за того, что,  как в анекдоте, большая половина экономики просто не подлежит учету. По разным оценкам экономических экспертов до 50%, косвенно с этими оценками согласиться можно, хотя бы из личных наблюдений, думаю реальный ВВП находится на уровне Беларуси. Кстати теневой сектор Италии по оценкам МВФ в 2006 году составлял 27%.
       Какой еще итальянский опыт может быть полезен украинцам? Наверное - это осмысление явления, произошедшего после операции "Чистые руки" и получившего название "берлусконизм". Этим термином охарактеризовали целую эпоху, начавшуюся с победы на парламентских выборах,  в Италии в 1994 году новой политической силы, созданной магнатом Сильвио Берлускони, владельцем не только "заводов-пароходов", но и крупнейшей медиа-империи, благодаря влиянию которой на общественное мнение Италии, он предпринял попытку узурпации власти в стране. Очень хороший анализ этих событий есть в статье "Минус Берлускони, плюс мафия", написанной еще в 2006 году http://www.idea-magazine.com.ua/archive/7729/strana/7752.html.
     Именно Берлускони впервые применил бизнес стратегии в политике, создав партию нового типа, построенную на харизме Лидера, способного "держать нос по ветру" - иногда предугадывающего направления общественного интереса, но чаще формирующего его, используя фактическую монополию в медиа-пространстве. Единственный на сегодня европейский друг Путина, такой же мачо европейской политики, тесное общение с которым наверное повлияло на психику ВВХ, ставшего все больше походить на Дуче.
     Именно Берлускони застопорил борьбу с коррупцией в Италии, смог вернуть депутатскую неприкосновенность, чтобы избежать обвинений самому и отвести удар от своих друзей-политиков, замеченных в коррупции. Из этой истории вывод один - миллиардер, владеющий медиа-империей, обладающей значительной долей в медиа- пространстве, создавший политическую силу, построенную не на идеологии, а на лидерских качествах и бизнес-технологиях, опирающийся в руководстве страной на своих партнеров в бизнесе или менеджеров, несет серьезную опасность для демократического развития страны. Понимание этой опасности должно помочь Украине избежать повторения этого сценария, ведь на эту роль уже есть несколько претендентов.
     Теперь о том, какие специалисты могу оказать действительную помощь Украине в искоренении коррупции. Те же, американские службы, на помощь которых опирались и Италия и Грузия. Только в нашем случае это должна быть не просто помощь, а непосредственное руководство и участие. Такое расследование прекрасно дополнило бы санкции, введенные против РФ, выявив связи организованной преступности в РФ, Украине, Европе и США и нанесло бы еще один удар по гэбистской мафии, засевшей в Кремле. Опасность такого расследования ощущают и в Кремле, и поэтому звучит в Свежайшем Высочайшем Послании  призыв к возврату т.н. русских бизнесменов с их капиталами домой с обещанием от самого Царя не интересоваться источниками происхождения этих капиталов (а дело "ЮКОСа" уже все как-бы должны забыть, как и самоубийство Березовского). Особой пикантности этому призыву придают последовавшие тут же угрозы в адрес валютных спекулянтов, которые Царю все известны поименно и трудно себе даже представить, какая кара их ожидает если рубль не пойдет вверх. А ведь таки не пойдет...
     США имеют опыт таких расследований, обладают всеми информационными, техническими и кадровыми ресурсами, а участие в этой программе молодых украинских специалистов-патриотов, создало бы действительно эффективный механизм противодействия коррупции в Украине на долгие годы. Кроме того, правоохранительные органы США имеют в своем распоряжении двух важнейших фигурантов - Лазаренко и Фирташа, показания которых имеют огромное значение. Проведение такой антикоррупционной кампании позволит рассчитывать на такое необходимое в настоящий момент Украине доверие частных инвесторов и наверняка будет способствовать осуществлению "плана Маршалла" для Украины, но уже под лозунгом "Нет коррупции - нет террору в Европе".
     Все остальные варианты уступают по эффективности предложенному и не приведут к какому-либо значительному результату. Выбора практически нет, как нет и времени на раздумья. Такая помощь от США не менее важна, чем помощь современным вооружением и дипломатическая поддержка, а экономический эффект в тысячи раз превысит затраты на осуществление этой программы, и самое важное - такая программа создаст совершенно иной уровень взаимного доверия и послужит надежным фундаментом долгосрочных союзнических отношений между нашими странами, в которых они в одинаковой мере заинтересованы.
     Слава Украине!
    
    

Oleksii Ielagin (05.12.2014) durdom.in.ua