Зачем президенту контрабандистка?


Зачем президенту контрабандистка? Коллекция Ющенко, которую он хранит на своей даче в Новых Безрадичах и в Карпатском имении, постоянно пополняется не только предметами украинского народного быта и старинными иконами, но и археологическими находками трипольской культуры. Поговаривают, что часть этого скарба уже лежит в зарубежных банках — Виктор Андреевич, готовясь к выборам, решил подстраховаться. Ведь многие предметы его коллекции — древнейшие ценности, принадлежащие государству.
 
И речь идет не о картинах, висящих (или уже нет) в Мариинском дворце или на Банковой. То, что наши чиновники, изымая музейные ценности в качестве украшения для своих кабинетов, потом забывают их вернуть — история постоянная. Помнится, по этому поводу в многострадальном Музее истории Киева как-то недосчитались 111 картин, а в другие музеи чиновники просто отдали подделки — подлинниками что ли с народом делиться? Сегодня по-прежнему многие картины по звонку изымают из музейных фондов, и они висят в кабинетах власть имущих, а иногда у них на дачах. Но, к сожалению, практику брать художественные ценности из музеев чиновниками придумали мы. Иное дело, что в нашей стране это делают в извращенной манере — видимо, учась не у цивилизованных стран, а у африканских диктаторов.
 
ОБАМЕ ВЫДАЛИ МУЗЕЙНЫЕ ШЕДЕВРЫ. НАПРОКАТ
 
Например, при поселении нового президента в Белый дом ему по традиции разрешают поменять мебель (но не стиль обстановки) и, что самое интересное, полностью заменить предметы искусства в жилых апартаментах.
 
И это казалось бы личное дело постоянно превращается в событие государственной важности — ведь все произведения искусства традиционно заимствуются в музеях Вашингтона и его окрестностях, то есть на время изымают достояние Америки.
 
При этом брать ценности стараются исключительно из запасников, а не изымают из действующих экспозиций — не дай Бог, народ почувствствует себя обделенным и обидется до следующих выборов. Дабы будущие избиратели увидели не только пристрастия, но и скромность президента и его домочадцев, список того, что будет повешено в закрытых для посещения частных комнатах Белого дома, оглашается в СМИ и живо обсуждается. И вот по этим выбранным предметам искусства не только складывается общее мнение о вкусах президентской семьи, но и оцениваются тенденции попадания в разряд предметов государственной важности различных произведений искусства и его направлений. Например, после не прикрытой любви экс-первой леди Хилари Клинтон (во времена правления ее мужа) к стеклянным вазам Делла Чихули, последний приобрел бешенную популярностью. И сейчас ни один приличный отель мира, если он претендует на свои пять «звезд» и виповских постояльцев, не открывается без люстр или ваз от Чихули. Поэтому злые языки поговаривают, что гений, видать, немало «отвалил» Хилари за пиар.
 
Как знать… Точно известно одно: своим выбором семья президента Америки способна возродить целое направление в истории национального искусства, обратить внимание на забытое. Если, конечно, у новых постояльцев Белого дома хватает на это не только художественного вкуса, но и чувства национальной гордости. Или правильных советчиков — безусловно, влияющих на выбор.
 
Так какие же художественные пристрастия у нынешних первых лиц США? Судя по оглашенному недавно списку из 45 произведений искусства, выбранных Мишелью и Бараком Обама, во главе — 12 работ Джорджа Катлина, посвященные жизни и быту американских индейцев.
 
Политкорректность выдержана и с художниками из числа самих коренных американцев — это Лион Полк и Джери Редкорн. Словом, национальным корням глава государства «поклонился» максимально низко. А вот дальше, видать, идут работы, по-настоящему трогающие его душу. Итак, из импрессионистов выбраны две скульптуры Эдгара Дэга, а в минимализме — Джорджио Моранди. Не обошлось без классика национальной американской живописи Винслоу Хомера, постмодерн Ричарда Дебенкорна и Эда Руша, а также абстрактный экспрессионизм Джаспера Джонса и Марка Ротко. Картины последнего входят в список самых дорогих, в последние годы уходя с молотка по запредельным ценам свыше 100 млн. долларов.
 
Что касается афро-американских художников, то здесь Обама выбрал всего двух — Глена Лигона и Алму Томас. И, судя по всему, именно Томас, которая занялась рисованием только в 69 лет(!), на сей раз получила пропускной билет к кошельку коллекционеров и галеристов. Во всяком случае, сразу после оглашения списка цена на ее полотна резко возросла. Бывшая учительница удостоилась своей первой персональной выставки в 1972 году, когда Алме Томас исполнилось 80 лет. Вторая прошла в 1977-м, а через год бабушка умерла и про нее забыли. Теперь же ее имя наверняка не уйдет из арт-списков — в ближайшие четыре года уж точно.
 
Американцам, естественно, не забыли сообщить и о музеях, из запасников которых будут взяты работы для личных апартаментов: Smithsonian American Art Museum, The National Gallery of Art и The Hirshhorn Museum and Sculpture Garden. Именно здесь по истечению срока, если, конечно, Обаму не переизберут на второй, простые американцы смогут найти вышеописанные 45 произведений. Если, конечно, попросят — поскольку картины для президента, как мы помним, из запасников вытаскивают.
 
ОТКУДА У ЮЩЕНКО БАБА. КАМЕННАЯ
 
Украинская демократия до такого уровня сознания еще не дошла, а с чувством национальной гордости у нынешнего правителя Украины тоже большие проблемы. Так, будучи заядлым коллекционером археологических ценностей, Виктор Ющенко косвенно поощряет такое явление преступного мира, как «черная археология». А как же забота о национальных ценностях, Виктор Андреевич?
 
Мы, конечно, помним, что ваши «руки нічого не крали», но вот брать награбленное вы себе явно позволяете многие годы. Поскольку и половецкие каменные бабы (которые, кстати, являются объектами культурного наследия и не только не могут быть во владении частного или юридического лица, но и даже сдвигать их с места нельзя без разрешения — о чем есть соответствующая статья в Уголовном кодексе), и трипольские вазы, и другие вещи из древних могильников, которые бережно вносит в регистр своей коллекции Виктор Андреевич, были кем-то украдены — как во время государственных раскопок, так и при незаконных разграблениях древних поселений «черными» археологами. Не удивительно, что во всем цивилизованном мире эта деятельность является незаконной. Можно собирать антиквариат, но собирать археологические экспонаты считается как минимум неприличным. И если президент страны коллекционирует археологические древности, то, что о других говорить?
 
А ведь, по словам академика Национальной Академии наук Украины, историка и археолога Петра Толочко (в полном объеме читайте на http://www.ironcross-cma.com/content/view/1011/61/), Ющенко как раз мог бы этот промысел остановить — если бы, например, не скупал награбленное. Потому что, как ни крути, коллекционеры древностей фактически являются заказчиками и работодателями «черных археологов». А тут еще их работа поощряется самим президентом — сами понимаете, пример лидера более чем заразителен. С другой стороны, раз уж Виктор Андреевич объявляет себя спасителем национальных ценностей украинского народа, то, для начала, сдал бы свои «находки» государству, создав музей — ну хотя бы имени себя.
 
Глядишь, и остальные поумерили бы пыл своей коллекционной деятельности. Но когда гарант молча благословляет беззаконие, стоит ли удивляться, что под шум болтовни о защите и возрождении национальной культуры в Украине по-прежнему проходит невиданное разграбление археологических сокровищ, запрятанных в глубине земли и на морском дне? Целые бригады старателей, вооруженных новейшими металлоискателями, методично прочесывают уцелевшие курганы, руины античных колоний и «кольца» трипольских городищ. Причем организованные группировки «черных следопытов» явно находятся под надежной «крышей». Иначе как объяснить, что гробокопатели почти всегда безнаказанно разрывают могилы и «своими» находками открыто торгуют на черных рынках? А на вопрос к торговцам: «Кто за ними стоит?» они либо отмалчиваются, либо загадочно отвечают: «Ребят крышует не последняя спица в колесе».
 
Потери от этого бизнеса без преувеличения, невосполнимы. Поскольку ученые — и, естественно, рядовые украинцы — никогда не узнают, где были найдены эти вырванные из исторического контекста находки, чтобы таким образом «прочитать» жизнь минувших эпох.
 
ТАК ЗАЧЕМ ПРЕЗИДЕНТУ КОНТРАБАНДИСТКА?
 
Но, увы, амбиции Ющенко-коллекционера гораздо выше интересов государственных. Гордость за себя, любимого, помогла ему сделать выставку старинных скульптур и икон в Москве. В экспозицию попали предметы, бытовавшие в деревенских хатах, созданные безвестными “богомазами”, а также скульптуры, которые предназначались преимущественно для церковного интерьера и создавались в ограниченном количестве.
 
История их появления в коллекции президента, естественно, благозвучная: шел по городу, увидел блошиный рынок — а там икон видимо-невидимо…
 
Есть и другие истории, которые московские коллекционеры с интересом слушали, пока не узнали, что на закрытии выставки коллекции Ющенко Украину представляло лицо, осужденное за контрабанду художественных ценностей!
 
Оказалось, что вместе с министром культуры Василием Вовкуном, Ющенко послал пиарить «свои» шедевры Лидию Лихач, которая, по имеющейся у ИА REGNUM информации, была осуждена по приговору Соломенского районного суда Киева от 13 апреля 2007 года за попытку контрабандного вывоза с Украины раритета «Триодь цветная» 1747 года издания. Правда, это не помешало ей уже через год стать советником министра культуры Украины. Столь высокое назначение стало возможным потому, что она была приговорена к трем годам лишения свободы, но с отсрочкой в 1,5 года и с запретом без ведома правоохранительных органов покидать Украину.
 
Оставим правоохранителям решать, имела ли право эта дама совершить подобный вояж. Куда интереснее ее присутствие в свите президента в свете постоянных слухов о том, что Ющенко готовится покинуть страну после выборов и уже отправил самолетом ценности за границу. Помнится, когда журналисты просили Секретариат президента прокомментировать эту информацию, на Банковой отрицательно закачали головой. Хотя источники утверждали обратное: в конце лета с житомирского аэродрома в Канаду отправились несколько самолетов, груженных антиквариатом. И руководила погрузкой лично Катерина Ющенко, у которой, поговаривают, в Штатах есть несколько антикварных магазинов. Что тоже не удивительно — даром что ли ее фонд усиленно занимается музеями Украины, что позволяет первой леди получать ценную информацию о фондах? А уж любовь к украинской старине первая леди продемонстрировала в полной мере в день инаугурации мужа, появившись в золотой броши, которой более 2,5 тысяч лет и она имеет страховую стоимость свыше 8 миллионов долларов.
 

Кстати, из той же «оперы» были и сережки, и золотой сарматский браслетам с гранатовыми вставками, также примеренные супругой Виктора Андреевича. За два года до этого коллекционер Сергей Платонов передал часть своих уникальных коллекций в дар Национальному историческому музею Украины: 1315 экспонатов страховой стоимостью 60 миллионов долларов. А украшения были найдены при раскопках на юге Украины — но почему-то ушли сначала в частную коллекцию. Впрочем, как говорилось выше, когда подобные преступления поощряется на высшем уровне, удивляться не стоит.
 
Кстати, через три недели после вышеописанной истории коллекционер Платонов умер. Судьба броши и других украшений неясная — мы-то с вами ни в запасниках, ни в миру ее не видим. А вот спрашивать в Министерстве культуры, похоже, у некого: в советниках там теперь специалисты по вывозу — а нам бы хотелось, чтобы национальные ценности все-таки украинцев радовали. И не только на одежде жены президента.
 
Юлия НИКОЛАЕВА

rebel23 (19.11.2009) durdom.in.ua