ПОДЗЕМЕЛЬЕ ЯНУКОВИЧА: У ДАЧИ "МЕЖИГОРЬЕ" - ЗОЛОТОЕ ДНО



Снимаю шляпу перед Януковичем: пока Катерина Ющенко скупала (и скупает) земли Конче-Заспы, а ее муж осваивает карпатские угодья, Виктор Федорович со всей славянской жадностью "откусил" у государства гораздо более ценный уголок: ведь Межигорье, которое считалось религиозным центром Запорожского казачества, может обогатить своего хозяина не только дорогостоящей землицей и лесами, но куда более бесценными сокровищами. А некоторые ученые мужи, знающие истинную ценность "маеточка" семейства Януковичей, полагают, что уже обогащает...
 
Принимая во внимание хозяйственность Виктора Януковича, вряд ли сей государственный муж (который энный год спит и видит себя президентом) отчаянно воюет за свой домик в Новых Петровцах в Вышгородском районе  только из-за мраморных бассейнов, домов для прислуги, вертолетной площадки и прочих благ. Мол, ради "дачки" продал все! "Цена для меня была очень серьезной, - жаловался как-то журналистам Виктор Федорович, - Поэтому я был вынужден продать практически все, что мне принадлежало: и в Донецке, и в Киеве. Квартиры, которые имел, - я все продал, сделал это официально и купил этот дом".
 
Но все ли, Виктор Федорович? А что вы скажите о своем санаторно-лечебно-гостиничном комплексе с минеральными источниками в закарпатском городочке: Межигорье? Да-да, никакой ошибки - точно так называется и место под Киевом, где стоит дачка главы "регионалов". Не правда ли, странная тяга к одноименным названиям у человека, не замечающего особой разницы между Ахматовой и Ахметовым? А между тем Межигорье считается самым живописным уголком Закарпатья: лесистые горы, подоблачные полонины, быстротекущие реки Теребовля и Черная Река и целебные источники минеральных вод. Еще одно здешнее сокровищем Межигорья является озеро Синевир - "Морское Око", которое появилось в результате обвала в ледниковый период. Местные жители называют Синевир сердцем Карпат...
 
Так вот, сердцем и духовным центром называли наши предки Межигорский Спасо-Преображенский монастырь - на месте которого и стоит нынче усадьба Виктора Януковича в Вышгородском районе. Согласно летописным источникам, он был основан в Х веке прибывшими вместе с первым киевским митрополитом Михаилом в Киев греческими монахами.
 
Название "Межигорский" произошло от его положения в долине, окруженной горами. В середине XII века князь Андрей Боголюбский построил в Межигорье каменный храм во имя Преображения Господнего, который в народе на протяжении следующих восьми веков называли храмом Белого Спаса. Отсюда же и полное название обители - Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, который, увы, был разрушен в 30-е годы прошлого века. Место здесь красивейшее - и новорожденное советское правительство облюбовало его для своих дачек: и Хрущев, и Щербицкий любовались украинскими пейзажами именно отсюда. Впрочем, задолго до партийных боссов эти места стали приютом киевских правителей.
 
Так, Ярослав Мудрый последние года жизни провел в именно Вышгороде, где собственно и умер. И именно в подземных пещерах Межигорского урочища, как полагают историки, хранится его знаменитая библиотека, спрятанная в 1169 году от набега Андрея Суздальского (Боголюбского). Причем есть свидетельства очевидцев, что книги, которых касалась рука великого князя, закопаны аккурат на земле, где основательно обустроился глава "регионалов". Более того: кое-кто из рабочих, копавших фундаменты для бассейнов и "хатынок" Януковича, утверждает, что когда их лопаты упирались во что-то - их места занимали лица, особо приближенные к бело-голубому "императору".
 

КНИЖНЫЕ ГОРЫ В ПОДЗЕМНЫХ ПЕЩЕРАХ

 
И что же могли вытащить (или ждут удобного случая для этого) из старых замурованных монашьих схованок, коих в избытке в Межигорском урочище?
 
Попробуем провести небольшое расследование...
 
Итак, в Межигорских подземных ходах, сделанных предусмотрительными монахами, могли храниться рукописные книги из знаменитой библиотеки Ярослава Мудрого. В том, что библиотека Ярослава Мудрого оказалась в Межигорском монастыре нет ничего удивительного: в свой вышгородский период жизни князь писал "Русскую правду" - кодекс законов Киевского государства. А для работы над этим документом ему требовались правовые источники (греческие, латинские законодательные предписания), которые были в его хранилищах. К тому же в те годы книги переписывались вручную - причем именно в монастырях, обитатели которых владели грамотой. Сохранилось и такое свидетельство: московский патриарх Иоаким, принявший монашество в Межигорье, в 50-х годах ХVII века прислал в подарок родному монастырю какие-то книги и в сопроводительном письме указал: "В приращение к наследию Ярослава".
 
Эта версия подтверждается и свидетельствами, собранными в свое время киевским журналистом Владимиром Шаровым. Он переговорил с Надеждой Дамиловской, муж которой - профессор Дамиловский Николай Александрович - в 30-е годы заведовал кафедрой архитектурных конструкций Киевского художественного института и одновременно занимался новостройками в Киеве. Весной 1934 г. ему предложили возглавить комиссию для рассмотрения возможности перестройки сооружений разрушенного Межигорского монастыря под жилье для членов правительства Украинской ССР, которые переезжали из Харькова в Киев. Обследуя фундамент одного здания, которое предназначалось для первого секретаря Киевского обкома партии Постышева, комиссия натолкнулась на заполненное книгами подвальное помещение. Несколько извлеченных фолиантов попали в руки Дамиловского, который, осознав ценность находки, предложил сообщить о ней в Академию наук. Но присутствовавший при этом представитель строительной организации категорически возразил.
 
Еще более удивительны воспоминания Густавы Сафоновой, муж которой - Вадим Алексеевич - занимал должность главного инженера по строительству правительственных сооружений. Строительство дач было в ведении органов госбезопасности, и все работники находились в подчинении этого наркомата. "На территории Межигорского монастыря и Святого Спаса я жила с мужем с 1934 по 1937 год включительно. На моих глазах рухнули стены монастыря... Началась перепланировка местности под строительство. Этими работами руководил мой муж... Территорию обнесли колючей проволокой и высоким забором. Охраняли днем и ночью... В 1937 году давно уже шли аресты, люди боялись друг друга. Я была беременна, и муж не хотел оставлять меня в городской квартире одну. Я безвыездно жила на покинутой даче Станислава Косиора... Однажды осенью был отдан приказ, чтобы на территорию дач в субботу и воскресенье не приезжала ни одна живая душа. И вот в один из таких субботних вечеров на территорию въехала черная машина и остановилась возле дачи Косиора. Из машины вышли двое арестантов (позднее я узнала у мужа, что это были смертники, которым гебисты обещали жизнь, если они сделают то, что им прикажут). Из окна дачи Косиора, стоя за шторой в неосвещенной комнате, я видела, как с этих людей сняли наручники, и в сопровождении 5-6 рядовых гебистов, заместителя начальника строительства гебиста Келлера Александра Лазаревича, начальника Лукьяновской тюрьмы Михаила Александровича Гутмана и моего мужа, пошли в сторону леса. Спустя некоторое время муж забежал ко мне в комнату и сказал, чтобы я не зажигала свет и ложилась спать. Однако я, волнуясь за него, не спала и приблизительно в два часа ночи, что-то на себя набросив, вышла во двор. Пройдя небольшое расстояние, я остановилась, явно услышав голос мужа, и увидела их всех возле выкопанной ямы. Муж объяснял, как надо заворачивать каждую книгу отдельно в толь (строительный материал), чтобы смола защитила книги от подземных вод; что глина, в которую закапывали книги, имеет особые свойства, которые обеспечат их долгую сохранность"...
 
У Владимира Шарова были и другие свидетельства очевидцев, которые оказались столь убедительны, что во времена перестройки их не только опубликовали в знаменитой "Литературной газете" (февраль 1990 года), но даже создали правительственную комиссию для изучения версии о местонахождении библиотеки Ярослава Мудрого на территории урочища Межигорье. Возглавила ее комиссию заместитель Председателя Совета Министров Мария Орлик, а в составе оказались директор института археологии АН УССР П. Толочко, председатель правления Украинского фонда культуры писатель Б. Олийнык, народный депутат СССР писатель Д. Павлычко и многие другие. Причем, археологические исследования, которые возглавлял Виктор Харламов, провели тем же летом! Среди находок оказались фрагменты керамических изделий, фундамент храма, остатки погребений. После этого Госсторою УССР поручили составить схему расположения зданий Межигорского монастыря в привязке к современной топографии территории - ведь каждый новый хозяин Межигорья уничтожал усадьбу своего предшественника и строил новую.
 
Увы, после развала СССР в бюджете Института археологии не нашлось средств на дальнейшие поиски библиотеки.
 

ЗАПОРОЖЦЫ В ВЫШГОРОДЕ
 
А теперь рассмотрим еще одну версию — межигорские подземные ходы хранят не только библиотеку Ярослава Мудрого, но и ценные трофеи запорожцев. Ведь в середине ХVII столетия, после разрушения поляками казацкого Трахтемировского монастыря, в Межигорье переместился духовный центр православного Войска Запорожского. В 1898 году кубанский историк и археограф П.П. Короленко напечатал статью о древностях Межигорского монастыря: «Тихим пристанищем на закате бурной казацкой жизни, когда, почувствовав физическую немощь, приходилось боевые доспехи менять на скромное одеяние инока… Сами запорожцы — сечевики — смотрели на Межигорье, как на свою собственную церковно-иерархическую резиденцию». Так, запорожские казаки вменили себе в обязанность приносить обители часть военной добычи, жертвовали деньги, богатые угодья. Приговором казацкой рады в 1683 году запорожцы признали Сечевую Покровскую церковь принадлежащей монастырю. В Межигорье за счет Сечи был учрежден «шпиталь войсковой» — для содержания нищих, калек, увечных сечевиков. В духовном отделении школы при Покровской церкви межигорские священнослужители обучали казацких детей «грамоте, часословцу, псалтыри», а иеромонах настоятель Покровской церкви был членом Сечевой Рады.
 
Отдельной строкой шли книги, которые пополняли монастырскую библиотеку. Каждая рукописная книга являлась настоящим шедевром: бумаги не было, тексты писались на пергаменте, который делали из кожи молодых телят или овец. Для создания одной книги среднего размера требовалось целое стадо телят, а переплеты изготавливались из сафьяновой кожи и украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов. Известный церковный деятель, историк и писатель Иннокентий Гизель (1600 — 1683) завещал Межигорскому монастырю свою огромную библиотеку, которую собирал всю жизнь. Кстати, в документах середины ХУШ века есть свидетельства и о монастырской библиотеке, и об отдельных келейных библиотеках.
 
И тут вновь интересная деталь: после того, как войско запорожское указом Екатерины было упразднено, а десятилетием позже был упразднен и сам монастырь, его строения подарили городу, братия разошлась. А вот церковная утварь, книги, ризницу отправили — частью в Петербург, Полтаву, а частью на Кубань. Например, в Краснодарской краевой библиотеке хранятся восемь книг, которые были когда-то собственностью Межигорского монастыря. Среди них — Евангелие, которое, согласно надписи украинской скорописью “… купил Евстафій Гоголь, полковник войска Запорожского…и за отпущеніє грєхов придал ее храму”. Со временем полковник Гоголь (кстати, пращур автора “Мертвых душ”) стал гетманом, и дни свои окончил, по казацкому обычаю, тут-таки, в Межгорье. Об этом свидетельствует другая запись на том же Евангелии, сделанная 7 января 1679 года: “Погребен єсть во монастіре Общежительном Межигорско-Кіевском, в церкві Господня Преображенія в склепе, Благочестівий і Православний раб божий Евстафій Гоголь, гетман войска Его Королевской Милості Запорожского…” Дальше неизвестный автор на полях книги приводит список настоящих сокровищ, переданных гетманом монастырю “на вечные времена”. Среди них — еще одно напрестольное Евангелие в дорогом окладе, серебряные бокал, рюмка и крест, серебряная же гетманская булава, бунчук, хоруговь, сабля, гетманская шапка и образ Богородицы в окладе с жемчугом.
 
Можно только себе представить поток казацких пожертвований в Межигорье, которые, кстати, после расформирования монастыря достигли иных мест в сильно урезанном количестве — монахи всегда умели прятать то, что у них пытались отнять. Так что земля в урочище Межигорья воистину клондайк — что библиотека Ярослава Мудрого, что дары запорожцев сейчас побольше золотого запаса Украины будут. И кто-то еще сомневается, почему дачкой в Межигорье Янукович не пожертвует даже во имя рейтинга, который постоянно телепортирует вниз. Ведь всегда можно стать «символом и опорой» веры — например, в нужное время явить народу одну из его духовных святынь, которая якобы «случайно» нашлась в огороде. Ведь, как показывает история с Черновецким, на вере можно не только заработать, но и мэром стать. А президент, согласитесь, тот же мэр — только масштабы побольше…

 
Александр ЕРМОЛЕНКО, специально для "ОРД".
 
Фото УНИАН
 
Оригинал: http://ord-ua.com/2009/10/09/podzemele-yanukovicha-u-dachi-mezhigore-zolotoe-dno/


vova_nk (11.10.2009) durdom.in.ua