пароль
пам’ятати
[uk] ru

Лень и трудолюбие в жизни украинской натуры


Лень  и трудолюбие в жизни украинской натуры
    Объект сегодняшнего анализа – труд, или целеустремленная деятельность человека с целью получения им средств для своего существования, для удовлетворения своих потребностей.
Если взять две сопряженные шкалы в разрезе: « трудовая активность - трудовая пассивность» и «благоразумие-тупость», то получим четыре типа  трудового поведения:
-осознанная трудовая активность;
-тупое «вкалывание» на «хозяина»;
-благоразумная пассивность;
-тупая лень и безделие.
  Лень, пассивность – это различные типы реакции на запрос активности, на запрос проявления усилий в совместной деятельности в зависимости от качества личности. Понятно, что пассивность – это не синоним  лени. Надо различать обоснованную, благоразумную пассивность как естественную защиту от бездумной и бесполезной растраты собственных усилий и лень как социальную болезнь, как  упрямую пассивность из-за неспособности деятеля увидеть и оценить свою потенциальную выгоду через  проявление личных усилий в новой деятельности.
 
Понятно, что мы за благоразумную пассивность и против тупой лени. Почему лень и тупость «ходят парами».  Тупость, или недоразвитость интеллектуальной сущности, не позволяет личности сделать надежный расчет выгоды перед предложением  новой деятельности. А без расчета выгоды ввязываться в новый вид деятельности для деятеля нет никакого резона.  Именно из-за своей тупости наши соцдебилы так консервативны и враждебны ко всему новому. Опять получается замкнутый круг: старые формы общественной деятельности все уже адаптированы под механизмы сверхэксплуатации «рабов системы» со стороны правящей верхушки, а новые формы деятельности отвергаются жертвами этой евразийской системы из-за своей тупости и лени!
 
    Человек всегда решает, стоит ли ему проявлять усилие, не в масштабе отдельного действия, но в масштабе полного цикла деятельности «затраты –доходы»,  который заканчивается для деятеля получением вознаграждения  за расход своей рабочей силы. Безучетный, безоплатный расход своей рабочей силы характерен для  труда типа «тупое вкалывание на хозяина». Именно этот труд породил у нас олигархов, благодаря плодам этого труда, присвоенным подавляющим меньшинством, теперь стремительно сокращается у нас территория для нормального, осознанного труда. Рабский труд вооружает рабовладельцев ресурсами для борьбы со свободным трудом. Спасибо нашим шахтерам и металургам, одним словом.  
     Человека не интересуют отдельные действия, проявление отдельных усилий без понятных последствий. Просто израсходовать  какие-то усилия без вознаграждения и внятного итога человеку просто противопоказано, как пустая растрата ресурсов. Пассивность имеет энергосберегающую функцию, т.е. функцию предохранения от бесполезного расходования личной энергии  и функцию уклонения от бесполезных  конфликтов.
 

      Каждый  предмет( явление) в общественной жизни выступает в двойной ипостаси:
-как причина для возникновения иных предметов и явлений в системе;
-как следствие(последствие)  действия и функционирования  иных предметов и явлений в системе.
Итого,  явление лени мы будем отдельно рассматривать,  как следствие и отдельно, как причину. Другой  срез анализа лени: особенности наших традиций лени и трудолюбия на уровнях  личной и колективно-общественной деятельности.
Так что такое лень вообще?
-Если взять пошаговый анализ деятельности, то лень – это решение деятеля не принимать самому участие в определенном блоке деятельности. Лень – это отказ от проявления собственных усилий, отказ от расходования своих усилий на определенную деятельность.
  Деятельность человека вообще имеет общественный характер, т.е. трудно придумать такой изолированный вид деятельности, в котором отдельная личность вообще никак не была бы связана и зависима от продуктов и усилий  деятельности других людей, поэтому всякую деятельность человека в контексте лени будем рассматривать как его совместную с другими деятелями деятельность. Тем более, что само понятие лени уже содержит в себе нравственно-идеологическую оценку принятого деятелем решения, т.е. в нем уже заложен общественный контекст.
 
   Если взять индивидуальный уровень деятельности, то лень для украинцев не является какой-то острой проблемой. Если ценность не введена в круг активных, приоритетных ценностей социума , то следование ей возможно лишь при отсутствии существенных препятствий. Например, если нам лень следить за своим здоровьем, за своим физическим тонусом, то это не потому, что мы ленивы, а потому что эти ценности не востребованы и не ценятся соответственно в нашей общественной жизни.
С ленью повязано и такое явление, как «псевдорационализация», т.е. сокращение расхода личных усилий  за счет игнорирования технологических, технических требований  и норм в производственном процессе.  Почему такое низкое качество предоставляемых у нас услуг(продукции), почему такое плохое соотношение цена-качество услуги(товара)? – А потому, что все непосредственные исполнители услуг экономят, все сглаживают низкие стандарты условий оплаты труда за счет сокращения расходуемых собой усилий. В нашем алгоритме работы отсутствует такой элемент как уважительное отношение к потребностям клиента. Культ съэкономления, однако! Не только голь, но и лень на выдумки хитра!
 
  Процветающий у нас культ воровства несовместим с крепкой трудовой этикой. Молодежь тянется к успеху и успешным,  и ее мало интересует, каким образом достигается этот успех. Если ворье лицемерное оседлало у нас верхушки всех рейтингов, то неудивительно, что общественный статус добропорядочной работы опустился до критически низкого уровня. Молодые не могут постигнуть сразу всю логику и длительные закономерности жизни, для них аксиомами служит  то, что поверхностно-очевидно.  Культ воровства и мошенничества сам уничтожил нашу трудовую этику, а теперь новоявленные хазяя удивляются, что  некому работать у них на заводах.
 
    Мы воспитали поколение, ориентированное на развлечения и на красоты жизни, но не ориентированное на свой качественный труд, т.е. на то, что дает базис для свободного потребления. Главных причин этому я вижу две:
-культ «потреблядства», привнесенный с Запада;
-разрушение принципа «справедливой оплаты по труду». Старый советский принцип разрушили, а свой собственный сформировать не удосужились. Тупая лень во всем,однако.
 
   Обмани - и будут тебе  «мани»! Честность у нас – не порок, честность у нас – это  глупость. Честность, порядочность , совестливость превратились у нас в жертву , т.е. ими манипулируют, ими пользуются в более широком контексте обмана и насилия. В торжествующей системе обмана и насилия добросовестный труд превратился в жертву, в объект эксплуатации и злоупотребления. Высококвалифицированный труд на производстве – это явление не индивидуального, но общественного уровня деятельности. Наша общественная система всеми фибрами своих ценностей  и закономерностей препятствует возникновению  явления  высококвалифицированного  труда на производстве.
 
  Теперь заметки по нашей традиционной лени в разрезе «личной-общественной деятельности»:
- Наблюдается феномен сверхтрудолюбия наших граждан на индивидуальном уровне в сочетании с ленью на колективно-гражданском уровне.  Наш человек неистово горбатится на своем приусадебном участке, на своих дачных сотках, считая свой труд там для себя бесплатным, и в то же время, он неподъемен и пассивен для общественных дел,  для кооперации усилий с другими деятелями в решении совместных проблем, для достижения совместной выгоды. Это ключевой феномен, который объясняет блеск и нищету нашей национальной жизни.
 
     Украинцы не обучены культуре доверительного сотрудничества, культуре взаимоответственной совместной деятельности. Украинцы до сих пор не выучили социальную азбуку: что такое права, обязанности, ответственностть в совместной деятельности. Как правильно доверять друг другу, как надо контролировать друг друга, как надо наказывать друг друга за нарушения. Мы не учим своих детей образовывать правильный, справедливый социум, создавать нормальные коллективы, поэтому все мы в своей взрослой жизни шарахаемся от общественного и ищем спасение в своей личной, частной, индивидуальной жизни.
 
   Буквенной азбуке нас обучают, арифметике нас обучают, а вот гражданскому взаимодействию с детства нас  не обучают. Итого, слова и предложения сочетать мы умеем, цифры множить и делить мы умеем, а вот общие дела организовывать на основе доверительного сотрудничества и взаимной ответственности мы не умеем! Мы не обжили, не освоили  свой «общественный дом», поэтому он, как заброшенный завод, стал добычей различных аферистов и криминальных элементов!  В самом главном  деле своей жизни мы незаметно для себя капитулируем. Мы привыкли с детства жить на руинах общественного, что даже не замечаем всей нелепицы и абсурда происходящего у нас. Лишь при возвращении из зоны европейского комфорта в зону отечественной реальности все наши рецепторы возбуждаются и вопят от резкой смены социумного климата.  А вся разница между европейским и евразийским социальным климатом из-за одной  причины: из-за отсутствия у нас нормальных общественных структур, из-за неумения строить между гражданами отношения доверительного сотрудничества.
 
  Представьте себе, какие неудобства мы бы испытывали, если бы нас не обучили правилам арифметики, если бы для нас был закрыт мир цифр и операций с ними! Так вот, из-за того , что мы народ, лишенный социальной культуры, мы испытываем потери и неудобства востократ серьезней такого «цифрового» лишения. И что, из-за того, что правящее меньшинство прекрасно эксплуатирует это социальное бескультурье, эту проблему как бы «не видят» у нас, одни пустые разговорчики вокруг.
 
    Итого, каждый из нас по жизни получается  немножечко «сталкер», каждый день мы вынуждены пробираться по руинах и казематах наших общественных структур, искусно огибать ловушки и западни нашего законодыбательного поля, трястись на ухабах официальных издевательств и прыгать через ямы гиблых разрешительных участков. Все наши нынешние проблемы от нашего бегства от общественного и ои поиска спасения в личном, в частном. Ну нельзя жить в обществе и быть свободным от изъянов этого общества! Вся наша общественная жизнь замешана на насилии и обмане, на вражде и лицемерии, евразийство, одним словом.
   Но вернемся к своим ленивцам.
    Порядок в обществе наблюдается тогда, когда выполняется главный принцип: «каждому  - по труду, по его  интегральному вложению в общее дело». Почему у нас получились такие огромные перекосы между богатыми и бедными?  - Да потому что от принципа «каждому по труду»  мы перешли к принципу « каждому – прямо  пропорционально от его близости к власти: чем ближе  к власти – тем больше благ!» и наоборот: «Чем дальше от власти, тем меньше благ,  несмотря от количества и качества проявленных работником  усилий!»
В силу множества факторов у  нас не обеспечивается справедливое вознаграждение по труду, т.е. очень слабая корреляция между количеством, качеством трудовых усилий работника и размером его оплаты. Пословица «хочешь – сей, а хочешь – куй, все равно получишь  …» прекрасно иллюстрирует реалии оплаты рабского труда.
 

© bloker [25.05.2011] | Переглядів: 3246

2 3 4 5
 Рейтинг: 37.5/39

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти або зареєструватися



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати