Недавно не очень тихую заводь ДД сильно всколыхнула интересная статься пани Лисовской "Глобус УкраЇн". Оказалось, что Украина множественна, многогранна и вездесуща. И только "продажна дівка Історія зовсім не від того, щоб забрати того дарунка назад. І треба повсякчас бути готовим дати тій шльондрі по зубах..." (панi Лiсовська)
Ну что, вдарим по зубам легкомысленной гетере Клио?
***************
Начнем наше путешествие оттуда, где: "при сході з Мангупа ви відчуєте, як душа відділяється від тіла і легка та прозора летить на барвистому параплані уздовж білих скель." (панi Лiсовська) и перенесемся ближе к центру украинской Украины, где переплелись интересы Севера и Юга, Вильны и Мангуп-Кале.
*************
Димон с детства был готом. И вовсе не потому, что ходил весь в черном, имел черные круги вокруг глаз и такого же цвета рюкзачок-гробик за спиной. И не потому, что имел однозначно национальные готские корни. Вполне может оказаться, что в анкете при приеме на работу в графе национальность он хотел написать: украинец, но ленивый дядька-писарь, не желая выводить длинное слово, выбрал подходящую национальность из трех букв - гот...
А поскольку почти всё население Мангуп-Кале состояло из будущих украинцев, т.е. то ли огречившихся готов, то ли оготившихся греков - так и быть - взяли Димона на работу на должность князя Мангуп-Кале - стольного града православного княжества Феодоро, о чем и была сделана соответствующая запись в трудовой свиток Димитрия.
Рос Димон парнишей не в меру прытким, видимо сказывалось груглогодичное пребывание на целебном воздухе будущей всеукраинской здравницы-кузницы-житницы. Отгородив себе в аренду через некую забугорную фирму несколько тысяч гектаров горного Крыма, он вовсю начал царевать и инвестировать в недоразвитую крымскую экономику товары народного потребления, отнятые у других будущих украинцев. Опережая время, Димон мысленно жил в лихих девяностых, и главным его бизнесом было крышевание в особо крупных размерах, а также незаконные поставки роксолан, очень востребованных в иных украинских землях по ту сторону Понта.
Его, православного гота, видимо, испортил квартирный вопрос. На нем сказалось тлетворное влияние соседей по общеполуостровной коммуналке, имевших национальность хуже, чем у незваных гостей.
Так вот, у Димона сотоварищи бизнес на ЮБК, к их большому сожалению, не сложился, так как там серьезно обосновались в укрепленных коттеджах пацаны из Евросоюза - Генуэзская ОПГ.
Тогда неунывающий Димитрий-князь с другими мурзами-беями, у которых энергия, впитанная из местного целебного воздуха и помноженная на силу портвейна местного разлива, била через край, решил направить свои стопы в сторону совсем Дикого поля, где тоже проживали украинцы. Вот их-то, украинцев-русичей-татар и прочих жильцов, скромные пожитки, а также их самих (в виде дармовой подневольной рабочей силы) и хотел Димон-феодорит инвестировать в развивающиеся феодальные экономики - свою и соседские.
Но на контролируемые Димоном и Ордой просторы Дикого поля положил свои бесстыжие глаза горячий литовско-украинский парень, он же - криминальный авторитет Ольгерд Гедиминович, он же - просто хозяин ВКЛ (великого княжества литовского).
И этот ВКЛ торжественно заверил своих пацанов, что любому харцызяке, который будет мешать оприходовать спорную территорию, он гарантированно сделает ВЫКЛ.
А тут, как назло, Димон - Великий гот Феодорийский, по окончанию курортного сезона и малость поиздержавшись, выполняя прихоти местных друганов и заезжих фей, вместе с татарскими братанами решил пополнить мошну за счет крышуемых ими мелких ремесленников-лавочников-крестьян степной Украины. Незря, согласно летописям, Димон и его други носили почетное прозвище "отчичей и дедичей Подольской земли": "Коли господаремь был на Литовьскои земли князь великий Олгирд и, шедь в поле с литовьским войском, побиль татар на Синей воде, трех братовь: князя Хачебея а Кутлубуга и Дмитрия. А тыи трии браты Татарьекое земли, отчичи и дедичи Подольской земли, а отт них заведали атамани и боискаки, приеждаючи от тыхь атамоновь, имовали с Подольской земли дан."
**************
Узнав оприбытии ордынской ОПГ, Гедиминович осерчал и, оставив евробалтийские земли, с верными натовцами примчался в мать городов русских за подмогой.
А тем временем Димон и ребята прибыли на пленэр в район Синих Вод (который ныне называется с. Торговица, Новоархангельский р-он, Кировоградская обл.).
Место это, я вам скажу, гиблое и опасное, потому как своим западным краем оно почти примыкает к той территории, где лет через шестьсот будет находиться вотчина благородного шервудского барина пана Лозинского. Если бы знал Димон, что предки Лозинского, правящие в тех местах - не лучше своего потомка, то не удивлялся бы, обнаруживая на вечерней поверке полное или частичное отсутствие некоторых пацанов, ушедших за дичью в чужой лес...
Но он об этом не знал, да и
опасность на этот раз грозила с севера - от ВКЛ.
**********
Этот городишка на Синих Водах, который некоторые современные историки отождествляют с Ябу-городом, был отличным от других. Еще бы - резиденция ханских наместников. Главной гордостью местной татарско-украинской элиты была большая баня с подогреваемым полом и глиняным водопроводом. Настолько большая, что студенты-историки из областного центра уже несколько лет по частям раскапывают её фундамент. По всей видимости, местная элита устраивала здесь вместе с приезжими партийцами (или патрициями?) оргии, в чем была немалая польза для их здоровья, поправляемого пивком, да и немытыми свиньями их после этого уже не назовешь.
Чего не скажешь об их современниках-простолюдинах.
Много интересного о жизни татаро-украинцев того времени поведала неизвестная женщина, могилу которой археологи раскопали несколько лет назад. Возраст - предположительно, бальзаковский, а рост такой, что когда невысокий антрополог приложил ее бедренную кость к своей ноге, то мы увидели, что ему еще расти и расти (а говорят, что люди в старину были мелкими...) Также открылось еще одно интересное обстоятельство - их правительство тогда, так же как и наше сейчас, заботилось о здоровье граждан. Никаких вредных сладостей, никаких мясных излишеств. Только полезная диетическая растительная пища грубого помола. Зато все зубы на месте. От абразивного материала, который в муку подмешивали некачественные жернова, весь рельеф на зубах стачивался как протектор на старой автопокрышке. Эмали - ноль, а кариес - только в одном зубе: вот что значит здоровое питание. Правда одного зуба все-таки не хватало - его случайно нашли там, где он был потерян нерадивыми студентами. А вот зубного камня много - видимо, не пользовалась дама блендамедом.
Вот таким он был, этот Ябу-город: баня, хижины элиты, ободранные дома лохтората, кое-какие укрепления, печи-тандыры в земле и кладбище в нетипичном месте на склоне возле реки. На этом кладбище, наверное, хоронили средневековых атеистов.
Могилы не ориентированы относительно сторон света, нет погребального инвентаря. Да и с золотом как-то не сложилось - археологи "облизня пiньмали" - одни кривые железные гвозди.
И в этом достаточно унылом месте произошла крупная криминальная разборка между двумя украинскими ОПГ: крымской и литовской, зафиксированная историей под названием - битва на Синих Водах (1362 или, иногда, 1363).
Сильнейшими оказались члены НАТО. Они расположили своих бронелошадей полукругом, выпуклой стороной к ордынцам и надежно прикрыли фланги, что лишило легких внедорожных лошадок Димона их обычного маневра - обходного. Пришлось в лоб. Но натовское панцирное чело оказалось крепче. Пришлось южным пацанам, ускоренным ольгердовым пинком, давать дёру через будущие владения помещика Лозинского аж в к Дунаю в Добруджу.
Теперь полноправным отчичем-дедичем Подольского края стал Гедиминович, который единолично кормил, поил и танцевал его...
*************
Еще тот край известен тем, что его уроженцем был поэт Евгений Маланюк, адъютант генерала Василя Тютюнника, командующего Надднепрянской Армией УНР. После поражения он эмигрировал, долгое время скитался по европейским (О)Украинам, а в конце жизненного пути поднимал народное хозяйство нью-йоркщины в качестве инженера. Перу поэта, которого беспокоила доля Украины и черты характера её населения принадлежит стихотворение "Дiва-Обида", в котором звучат вполне блокеровские мотивы:
ДІВА-ОБИДА
Лежиш, розпусто, на розпутті,
Не знати - мертва чи жива.
Де ж ті байки про пута куті
Та інші жалісні слова?
Хто гвалтував тебе? Безсила,
Безвладна, п'яна і німа
Неплодну плоть, убоге тіло
Давала кожному сама.
Мізерія чужих історій
Та сльози п'яних кобзарів -
Всією тучністю просторів
Повія ханів і царів.
Під сонні пестощі султана
Впивала царгородський чар,
Це ж ти - попівна Роксоляна,
Байстрюча матір яничар !
Чаплінському - ясир кохання -
Це ти, безславна і лиха,
В Богдановій ятрилась рані
Вогнем образи і гріха.
Стрибати в гречку - тільки й щастя,
Щоб в корчах зради завмирать -
Це ти, пусте, неплодне трясця,
Ти, Пріська гетьмана Петра.
Звідціль черкаська твоя шатость
І рабська кров твоя звідціль,
І діти, мов дурні курчата,
І сліз - пісні, й бандури - біль,
І та розслабленість ледача
І серця, й розуму, і рук, -
Безсила насолода плачу
Безсоромно-плебейських мук...
Невже ж калюжою Росії
Завмре твоя широчина?
...А над степами вітер віє!
А в небі гуркотить весна!
А степ, гарматами пооран,
Тремтить від крові і кісток,
Та про бої віщує ворон,
Червлен тримаючи шматок.
Повстань, як древлє! Панцир з міді
Замінить лати й ганчірки, -
І знов дівоча стать Обиди
Звитяжно гляне у віки.!..
***********
Вот такая вот она - многогранная и малоизведанная шльондра-история нашей многострадальной украинской Украины...
©
NEAR [11.04.2011] |
Переглядів: 9003