Как и предполагали умные люди – публично расследовать макеевские взрывы никто не собирался. Быстро нашли козлов отпущения, а СМИ «скормили» неубедительную легенду о двух молодых людях, мечтавших «деньжат по-легкому срубить». Версия была нелепой, глупой и явно проходила по разряду фантастических рассказов. Но высокие чины милиции, СБУ и даже совершенно не силовых вертикалей власти надували щеки и настаивали именно на ней. Все-таки тот пиарщик, который решил пускать в массы эту «дезу» либо обладает очень злым и тонким чувством юмора, либо туповат и выбрал себе не ту работу. Вот так выставить идиотами кучу пузатых дядек в дорогих костюмах – это было здорово.
В то, что взрывы в Макеевке являются банальным вымогательством каких-то, простите, левых «джентльменов удачи» у местной власти, не верили даже местные коты и самые старые члены компартии. Равно как и в использование украинскими спецслужбами передового российского опыта по завинчиванию гаек в результате борьбы с терроризмом. Речь явно шла о деньгах, причем о деньгах серьезных и не видимых большинству. Вероятность того, что мишенью взрывников стал торговый центр «Голден Плаза» была ничтожной. Коммерсы в донецком регионе триста лет обходятся без таких методов, а вопросы едут решать, сами знаете к кому. И все остаются живы, так что всех такой вариант устраивает больше. Другое дело – «Макеевуголь».
Государственное угледобывающее предприятие в Украине это всегда «Терра инкогнита». Там крутятся громадные деньги государственных дотаций и собственных средств, там закупается дорогое оборудование и сразу опускается так глубоко под землю, что ни один инспектор не сможет на него посмотреть. Там могут покупать уголь у частников, продавать «налево» или мешать с чем угодно. Это свой микрокосм, где за ширмой идет непонятная постороннему суета, слышны постоянные жалобы на недофинансирование, смешки и чавканье. Периодически из-за ширмы выходят очень богатые люди и на роскошных автомобилях уезжают в свои дворцы.
Понятно, что рядовых горняков этот пир жизни никак не касается – у них зарплата и принцип «хорошо, если платят вовремя». Но вернемся к нашей ширме. Где большие деньги и темные схемы – там масса разных интересов. И все довольны не бывают – это аксиома. Появляются с разной периодичностью люди, которые очень сердятся на соратников и партнеров. Не зря директора крупных шахт и объединений предпочитают принимать. очень серьезные меры безопасности. И в этих условиях взрыв у входа в главное административное здание ГП «Макеевуголь» выглядит не то чтобы обыденно, но вполне логично. Он как-то не удивляет – потому что вписывается в правила игры.
Это, возможно, был первый и правильный сигнал – кому надо поймет. Мол, «пока взорвали рано утром – когда тебя, дорогой товарищ, нет на работе. Не договоримся – выберем другое время. Или другое место. В общем, думай быстрее». А «Голден Плаза» пошел прицепом – для отвода глаз широким массам. Убедительности именно версиям, связанным с ГП «Макеевуголь» добавляло то, что как раз шла проверка КРУ. И уже прозвучали заявления о серьезных недостачах или нецелевом использовании средств. В общем, вода была очень мутной и шарахнуть могло очень даже легко именно из этого места. Серьезных версий было всего две.
Первая – убоявшись проверок КРУ и уже чувствуя запах закрытого помещения с зарешеченными окнами серьезные люди из «Макеевугля» сами организовали взрыв. Тем самым перекрыв проверяющим на время доступ к бумагам предприятия. За это время вполне можно добежать до самого верха и убедить «кого надо», что ты верен, полезен и лоялен. И доказательства лояльности перевести на указанные счета.Если верить информации КРУ в те дни - было чего бояться. Нарушений нарыли
на сумму почти в два миллиарда! (это официальный ответ КРУ, пока оно еще "копало")
Вторая – практически не звучала, о ней говорили шепотом знающие люди. Правда, в СМИ мелькнула информация, что некто заплатил кому-то наверху именно 4,2 млн. евро за свое назначение (или своего человека) гендиректором ГП «Макеевуголь». А его кинули. Взрыв и записка с требованием именно этой суммы должны были стать ясным сигналам обидчикам. Однако журналисты не знали, как зовут этого самого «некту» и вообще без деталей и утечек версия быстро увяла. И, как оказалось – совершенно зря. Позже появились интереснейшие нюансы, о которых ниже.
Вернемся пока к официальным расследованиям. Курс был взят твердый и нелепый – как чапельник в 21 веке. Какие-то молодые отморозки захотели легких денег и решили шантажировать весь город. Дешево и сердито. Правда, глупо и неубедительно, но об этом мы уже писали. Кандидатов в отморозки нашли быстро. После вдумчивой беседы ребята честно во всем признались, хотя в нашем случае логичнее звучит «
взяли на себя». Статью сразу заменили на более мягкую (жертв-то нет, а материальный ущерб, найдется кому возместить). В общем, ситуация все больше походила не на успешное расследование, а на кулуарную сделку. Но грянул гром.
ZN.UA со ссылкой на информированный источник в Донецком облуправлении Службы безопасности сообщила, что в ходе следственных действий по делу о «макеевских взрывах» оперативники СБУ убедились, что задержанные милицией подозреваемые теракт совершить не могли. «На допросах выяснилось, что они абсолютно ничего не понимают во взрывном деле. Несут полный бред… Их показания абсолютно не соответствуют тому, что было на самом деле», — рассказал собеседник издания. Тем не менее, напуганные задержанные продолжают утверждать, что исполнителями теракта были именно они. И, естественно, до сих пор содержатся в СИЗО. Следствие продолжается. Основной версией по-прежнему остается фантастическое «вымогательство с целью получения выкупа».
Напоследок, об интересных нюансах и непонятной возне, которые имеют место вокруг ГП «Макеевуголь» в последнее время. Знающие люди рассказывают, что народный депутат Андрей Орлов давно хотел получить контроль над ГП «Макеевуголь» и работал по стандартной схеме. Попытки гендиректора предприятия Станислава Толчина найти защиту у премьера Юлии Тимошенко дали тогда временный результат, но в конечном итоге обернулись против него. Казалось, предприятие у Орлова в кармане. Но на сцену внезапно вышел «друг и опора семьи президента», широко известный в нужных кругах народный депутат
Юрий Иванющенко. Он сам положил глаз на объединение, после чего сразу отпали вопросы у КРУ и прочих контролеров, Станислав Толчин обрел желанную надежнейшую «крышу», ему простили все шашни с Юлией Владимировной и даже пригласили на областную конференцию Партии регионов.
Напомним, в апреле 2010 года подконтрольная Орлову компания «Энергоимпекс» отсудила у ГП «Макеевуголь» по кредиторской задолженности 58 млн. грн. До этого другая бизнес-структура Орлова «Макеевпромтранс» отвоевала у угольного объединения за долги всю его погрузочно-транспортную сеть. Таким же образом бизнесмен-депутат отобрал у «Макеевугля» ЦОФ «Пролетарская».
В итоге Орлов консолидировал львиную долю кредиторских долгов крупнейшего государственного угольного объединения. Кроме недвижимости в общей сложности его компании отсудили у «Макеевугля» 110 млн. грн. Как заявляют в объединении, собирался народный депутат отобрать и одну из самых перспективных макеевских шахт «Чайкино». Андрея Орлова называют одним из претендентов на приватизацию угольных активов ГП «Макеевуголь». Но потом на сцене появился Юрий Иванющенко
и все сказочно изменилось…
А теперь два вопроса – если за контроль над очень жирным куском госсобственности сцепились такие серьезные люди с определенными представлениями о методах конкурентной борьбы… Стоит ли удивляться взрывам? И стоит ли искать таинственных террористов-вымогателей?
P. S. Сегодня в Киеве должны состоятся акции протеста горняков ГП "Макеевуголь". Но складывается, ощущение, что
это просто часть общего спектакля