пароль
пам’ятати
[uk] ru

БИБЛИЯ INCOGNITA


БИБЛИЯ INCOGNITA
Здравствуйте, это prosto ierey. Решил сменить имя (только имя), чтобы не дразнить противников всевозможных жрецов, хотя сам жрецом никогда не был. Моя профессия патриархом всех кадиллаков и дорогих часов отнесена, скорее, к области аскетики. Но не будем дожидаться, "пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед", а начнем наше повествование.
Совсем недавно бурное обсуждение вызвала статья некоего matrosa "Во что верим" (что-то не могу ее найти). Оказывается, до сих пор людям не дают покоя лавры Лео Таксиля. Но что было приятно, так это то, что на фоне общей поддержки автора, когда молчали все христиане, в том числе и Ведмеденко, нашелся Руслан-ОПГ, который защищал Библию.
- Руслан, это достойный поступок!
Хочу сегодня немного поговорить о книге, которую считают сборником сказок, мифов, разных несоответствий. Некоторые зовут ее просто "книжица"...
А знаете ли вы, что никакая другая книга или учение не влияли на ход человеческой истории больше, чем эта?
Чем же она примечательна? Как влияет? Если позволите, начну издалека, со слов Т. Шевченка:
"...Он над головою
Старий Жижка з Таборова
Махнув булавою."
Знакомый эпизод?
Почему смелый воин, дворянин-разбойник, герой сражений при Грюнвальде и Азенкуре, а также мелких стычек на некоторых лесных дорогах, зажег огонь очередного столкновения на религиозной почве?
Вернемся на несколько десятилетий назад и перенесемся в Англию, где в 14 веке жил и работал некто Джон Уиклиф. Он преподавал физику и астрономию, логику и математику. Но главным делом его жизни была теология (причем слова "логика" и "теология" для него не имели противоположных значений). К тому же был он не просто преподавателем, а являлся профессором Оксфордского университета. И поскольку к своему главному предмету он относился чрезвычайно серьезно, то с ним произошло то же, что происходит со всеми искренними христианами.  Приведу вам слова другого христианина, который жил намного позже и в другом месте, но чувствовал то же самое: "Теперь я верю в доктрину об Иисусе Хрис­те, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась... Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо без­надёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть." (Л. Толстой)
Уиклифу были близки идеи, которые позже были названы реформаторскими. Он смело обличал духовенство, называл папу антихристом, и всячески пытался очистить веру от различных учений, которые успешно внедрялись католиками в головы паствы. Еще он считал, что простые люди должны иметь возможность читать Библию на родном языке, а не на мертвой латыни. Он переводит Библию на английский. За все эти дерзости он должен был быть казнен, но Уиклифу, можно сказать, повезло. Инсульт. Хотя его кости позже выгребли из могилы и сожгли.
Дело Уиклифа продолжил другой достойный человек - магистр искусств, философ и священник, ректор Пражского университета Ян Гус. Он тоже озвучивал крамольные для того (да и для нашего) времени мысли: "Нельзя слепо подчиняться церкви,но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания : «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму», "Каждый христианин должен искать правды, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью".
И действительно, он лишился того, чем рисковал. Его сожгли, а чтобы костер лучше разгорался, в него бросили Библию в переводе Уиклифа.
В ответ на беспредел тут же разгорелись традиционные вооруженные религиозные конфликты. Вот к чему приведен Ян Жижка. И снова кровь.
Говорил ли Христос, что надо думать своей головой и не всегда следовать за большинством? Однозначно - да. За это и был распят.
Учил ли Христос, что веру и справедливость надо защищать с мечом в руке? Однозначно - нет. "И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут..." (Матфея 26:51,52)
Знал ли Христос, что для его последователей Учение подчас будет иметь самые печальные последствия? Знал: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее..." (Матфея 10:34,35)
Что же это за Книга и Учение, в ней изложенное, которые так неоднозначно влияют на людей? Давайте сегодня, по мере возможности, ознакомимся с происхождением Библии (временем, когда она была записана, авторами отдельных ее частей (хотя автором всей Книги является Бог) и узнаем, чем занимались в повседневной жизни эти люди).
Библейский канон состоит из 66 книг (39 - в Ветхом завете и 27 - в Новом завете) и была написана в промежутке с 16 в.до н.э. и до конца 1 в.н.э.
Кроме своего пророческого и исторического значения, а также регулирования ВСЕХ сфер жизни человека, Библия была важным документом для израильских царей. Не в том смысле, что при инаугурации царь должен был держать руку на свитке, а вот в каком. Каждый царь был обязан переписать Закон и постоянно пользоваться им: "Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии" (Второзаконие 17:18,19)Согласитесь, что прочитать и переписать - разные вещи. Многие цари проигнорировали эту обязанность. Это отразилось на их царствовании, а о том, кто как царствовал честно говорится в летописях.
Далее рассмотрим библейские части в таком порядке: название книги; автор; время написания; сведения об авторе (если они есть) и просто интересные подробности.
_____________
Ветхий завет (39 книг на еврейском и арамейском языках)
Бытие 16 в.до н.э.,
Исход 16 в.до н.э.,
Левит 16 в.до н.э.,
Числа прибл. 16-15 вв.до н.э.,
Второзаконие прибл. 16-15 вв.до н.э.,
Иов 15 в.до н.э.
автор Моисей.
Моисей вождь израильского народа, от выхода из Египта до приближения к границе Обетованной земли. Приемный сын дочери фараона, которая знала, что он еврей: "Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей" (Исход 2:6), получивший воспитание в Египте и пользовавшийся всеми привилегиями жизни при дворе фараона. В средине жизни скрывался в Мадиаме.
___________________
Книга Иисуса Навина, автор Иисус Навин, ок. 1450 г.до н.э.
Иисус Навин - правая рука и преемник Моисея. Вождь и полководец, завоевавший большую часть Обетованной земли.
___________________
Книга Судей, ок. 1100 г.до н.э.
Книга Руфь, ок. 1090 г.до н.э., автор Самуил.
Самуил - пророк и летописец. С детства служил при скинии.
___________________
1-я Царств (1 Самуила), авторы Самуил, Гад, Нафан, ок. 1078 г.до н.э.
2-я Царств (2 Самуила), авторы Гад, Нафан, ок. 1040 г.до н.э.
Гад и Нафан - пророки и летописцы, закончившие работу Самуила.
___________________
Книги 3-я Царств и 4-я Царств (1 Царей и 2 Царей), 580 г.до н.э.
Книга Иеремии, 580 г.до н.э.
Плач Иеремии,  607 г.до н.э., автор Иеремия.
 
Иеремия - один из величайших и самых непопулярных в своем народе пророков. Часто испытывал гонения, из-за обличений и приговоров израильскому обществу.
__________________
1-я Паралипоменон, 2-я Паралипоменон (1 Летопись, 2 Летопись), Книга Ездры, автор Ездра, ок. 460
Ездра - книжник, профессиональный переписчик, летописец. Полномочный представитель персидского царя, под руководством которого восстанавливался храм Яхве, разрушенный Навуходоносором. При написании летописей использовал архивы, ссылается на  двадцать источников. Является составителем ветхозаветного канона.
___________________
Книга Неемии, автор Неемия, пос. 443 г.до н.э.
Неемия - виночерпий и приближенное лицо персидского царя Артаксеркса Долгорукого. Руководитель проекта по восстановлению крепостных стен Иерусалима.
__________________
Книга Эсфирь, автор Мардохей
Место написания:  Сузы (Элам)  ок. 475 г.до н.э.
Мардохей - сановник при царском дворе в Сузах.
__________________
Псалмы, авторы Давид и другие, ок. 460 г.до н.э.
Давид - царь, военачальник, певец, музыкант, поэт. В юношестве был пастухом. Еще в то время был помазан на царство пророком Самуилом.
___________________
Притчи, авторы Соломон, Агур, Лемуил завершено ок. 717 г.до н. э.
Экклезиаст, автор Соломон, до 1000 г.до н.э.
Песнь песней, Соломон, ок. 1020 г.до н.э.
Соломон - царь, мудрейший из людей. Кем были Агур и Лемуил неизвестно.
_____________________
Книга Исаии, автор Исаия, пос. 732 г.до н.э.
Исаия не меньше 46 лет служил пророком. По иудейскому преданию, его перепилили по приказу царя Манассии. Известные слова пророка: "... и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". (Ис. 2:4)
____________________
Иезекииль, автор  Иезекииль, ок. 591 г.до н.э.
Иезекииль - священник и пророк. Был в числе пленников, захваченных в Иерусалиме Навуходоносором.
_____________________
Книга Даниила, автор Даниил, ок. 536 г.до н.э.
Даниил - князь и пророк. В юности уведен вместе с другими знатными пленниками в Вавилон, где после соответствующего обучения должен был оказывать помощь в управлении государством Навуходоносора. Свидетель взятия Вавилона Киром. Записал пророчества о смене мировых держав, об Александре Македонском, о царях Северном и Южном. Многие пророчества, которые были им записаны не понимал и не мог обьяснить. Умер в возрасте  около ста лет.
_____________________
Книга Осии, автор Осия, пос. 745 г.до н.э.
Осия - пророк.
_____________________
Иоиль, автор Иоиль, ок. 820 (?) г.до н.э.
Иоиль - пророк, записал пророчества о падении Тира, о Филистии и Эдоме.
____________________
Амос, автор Амос, ок. 804 г.до н.э.
Амос - пастух и сезонный сельскохозяйственный рабочий.
_____________________
Авдий, автор Авдий, ок. 607 г.до н.э.
Авдий - пророк, автор самой короткой части Библии. ____________________
Иона, автор Иона, ок. 844 г.до н.э.
Иона - миссионер, проглоченный большой рыбой.
___________________
Михей, автор Михей, до 717 г.до н.э.
Михей - пророк, записавший пророчество о гибели Самарии.
____________________
Наум, автор Наум, до 632 г. до н.э.
В советском учебнике истории Древнего мира за 6 класс в конце параграфа об Ассирии цитируются слова пророка Наума о гибели столицы Ассирии - города Ниневии. Естественно без указания авторства. Ниневия знаменита не только зверствами ассирийцев, но и тем, что была основана в древние времена Нимродом.
_____________________
Аввакум, автор Аввакум, ок. 628 (?) г. до н.э.
Об Аввакуме почти нет сведений. Возможно, был храмовым музыкантом.
_____________________
Софония, автор Софония, до 648 г.до н.э.
Пророк. Возможно, потомок царя Езекии.
_______________________
Аггей, автор Аггей, 520 г.до н.э.
Согласно иудейскому преданию, Аггей родился в Вавилоне и вернулся в Иерусалим вместе с Зоровавелем и первосвященником Иисусом.
_______________________
Захария, автор Захария, 518 г.до н.э.
Пророк.
______________________
Малахия, автор Малахия, пос. 443 г.до н.э.
Пророк.
Неудивительно, что в написании Библии принимало участие большое количество пророков. В Израиле сушествовали целые группы/обьединения пророков. Их огромное влияние на судьбу страны признают даже историки-материалисты. По их мнению без движения пророков с Израилем случилось бы то же, что и с  другими мелкими соседними государствами того времени.
_______________________
Между Ветхим и Новым заветами сделаем небольшое отступление.
Важен ли для нас Ветхий завет? Устарел ли он? Ныне в основном опираются на Новый. Давайте посмотрим что сказал апостол Павел, один из новозаветных авторов: "ВСЁ Писание богодухновенно..." (2 Тим. 3:16). Под словом ПИСАНИЕ Павел имел в виду именно Ветхий завет, ведь Новый в то время был в процессе написания. Новый завет с Ветхим связывают общие пророчества, ссылки, мысли, одна тема. Новый завет был бы невозможен без Ветхого. Стоит ли разрывать две половины одного целого?
Еще может возникнуть такой вопрос: до того времени, пока Гутенберг не сделал первый оттиск, и свитки переписывались исключительно вручную, не вкрались ли в текст ошибки переписчиков?
После возвращения евреев из Вавилона хранителями текста стали ученые-писцы (соферимы).  В их обязанности входило изготовление копий Писаний для использования в поклонении Богу. Эти люди руководствовались высокими прнципами, и отличались профессионализмом.
Пользоваться Писанием того времени было крайне тяжело: свиток мог иметь в длину несколько метров, отсутствовали гласные и прописные буквы, знаки препинания, деление на главы и стихи. Соферимы сравнивали рукописи и очищали от ошибок текст. Работа выполнялась настолько тщательно, что в свитке пересчитывалось даже количество слов и букв ( Бытие - 20 780 слов, 78 100 букв). В средние века работу соферимов продолжили масореты, которые руководствовались теми же принципами. Переписывать разрешалось только с проверенной копии, ни в коем случае не надеясь на свою память: прежде чем записать букву, надо было свериться с образцом. Ошибки и описки редко, но все же случались, но их количество говорит о том, что текст дошел до нас практически без изменений.
_______________
 
НОВЫЙ ЗАВЕТ (27 книг в основном на греческом языке с элементами еврейского)
___________________
Евангелие от Матфея, автор Матфей, ок. 41 г.н.э.
До того, как стать учеником Христа, служил сборщиком налогов.
Сорок два процента информации, изложенной в евангелии от Матфея, не повторяется в трех других евангелиях. (Westcott B. F. Introduction to the Study of the Gospels. 1896. С. 201.)
Евангелие написал для евреев, кроме того всего лишь через восемь лет после распятия Христа.
По преданию Матфей был казнен ок. 60 г.
__________________
Евангелие от Марка, автор Марк,  ок. 60—65 г.
Марк, выходец из обеспеченной семьи, не является апостолом. В его самом коротком из евангелий всего семь процентов информации, не повторяющейся в остальных трех. Скорее всего, писал евангелие для римлян, использовал латинские слова.
По преданию замучен язычниками.
____________________
Евангелие от Луки, автор Лука,  ок. 56—58 гг.
Лука - высокообразованный человек, скорее всего врач  (использует большое количество медицинских терминов), кроме того, в одном из посланий его называют врачом. Его словарный запас богаче, чем у авторов других евангелий. В его евангелии используется пятьдесят девять процентов инфомации, не встречающейся в других трех. Его оценивают, как хорошего историка (его информация содержит большое количество деталей и ссылок и не оставляет сомнений где и когда происходило событие). По преданию мученически погиб в Фивах.
 
____________________
Евангелие от Иоанна, автор апостол Иоанн, ок. 98 г.
Любимый ученик Христа. Человек без образования. Девяносто два процента информации из евангелия от Иоанна нигде не повторяется. Умер своей смертью в Эфесе во время правления Траяна ок. 100 г.
___________________
Деяния, автор Лука, ок. 61 г.
См.выше.
__________________
Послание Римлянам, ок. 56 г.
1 послание Коринфянам, ок. 55 г.
2 послание Коринфянам, ок. 55 г.
Послание к Галатам, ок. 50—52 гг.
Послание к Эфесянам, ок. 60—61 гг.
Послание к Филиппийцам, ок. 60—61 гг.
Послание к Колоссянам, ок. 60—61 гг.
1 послание к Фессалоникийцам,
2 послание к Фессалоникийцам, ок. 51 г.
1 письмо к Тимофею, ок. 61—64 гг.
2 письмо к Тимофею, ок. 65 г.
Письмо к Титу, ок. 61—64 г.
Письмо к Филимону, ок. 60—61 гг.
Послание к Евреям, ок. 61 г. автор Павел.
Павел, по нашим меркам, был юристом. Бывший фарисей, ревностно преследовавший христиан, позже сам стал христианином, проповедующим благую весть не только в Азии, но и главным образом в Европе. Один из величайших миссионеров, которого можно было встретить в афинском ареопаге и в македонской тюрьме, среди преторианской гвардии в Риме и на корабле-зерновозе. Пережил множество опасностей: "три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11:25-27)
Чтобы не быть обузой старался зарабатывать на жизнь сам. Казнен в Риме при Нероне.
______________________
Послание Иакова, автор Иаков (брат Иисуса), до 62 г.
Во время земного служения Христа родственники считали его сумасшедшим. Позже, после его воскресения они, в том числе и Иаков, стали христианами. Поскольку в Израиле было принято, чтобы отец передавал свою специальность детям, Иаков (так же, как Иисус и другие братья), скорее всего, мог быть плотником.
Был убит в Иерусалиме.
____________________
1 послание Петра, ок. 62—64 гг.
2 послание Петра, ок. 64 г.
Автор Петр.
Петр очень живой и вспыльчивый человек, во время ареста Христа отрубил человеку мечом ухо. Происходил из рыбацкой семьи и сам был рыбаком.
Казнен в Риме при Нероне.
 
_____________________
1 послание Иоанна, 2 послание Иоанна, 3 послание Иоанна, ок. 98 г., автор апостол Иоанн (см.выше)
___________________
Послание Иуды, автор Иуда (брат Иисуса, не Искариот), ок. 65 г.
_____________________
Откровение, автор апостол Иоанн, ок. 96 г. (см.выше)
Иоанн, также как и Даниил, в основном, не понимал пророчеств, которые записал.
____________________
[Авторство некоторых книг точно не известно. Многие даты приблизительные.]
 
Как видим, писали Библию люди самого разного происхождения и рода занятий, от получивших прекрасное образование до тех, кто образование не получил вовсе. Есть нечто, что их обьединяет: среди них не было случайных людей.
Завершить рассказ хотелось бы еще одним эпизодом, произошедшим в средневековой Англии. Благодаря людям такого склада ума и веры мы сегодня можем читать Слово Бога.
 
Уильям Тиндал (ок. 1490–1536), магистр свободных наук окончивший Оксфорд и Кембридж. Окончив обучение, Тиндал служил домашним учителем, а затем принял сан священника. Как-то
он заявил одному священнослужителю:
"Если Господь сохранит мою жизнь и дарует многие годы, то я сделаю так, чтобы мальчик, идущий за плугом, знал больше из Писания, чем знаешь ты".
В своей деятельности Тиндал столкнулся с сильным сопротивлением и печать книг была с трудом налажена на континенте.
Интересным был один из эпизодов: епископ Лондона Танстолл не желал  чтобы простые люди смогли читать Библию. Поэтому он методично разыскивал все Библии Тиндала и сжигал. Все же некоторые ее экземпляры передавались из рук в руки. Поэтому епископ задумал с помощью торговца по имени Пакингтон закупить всю партию Библий до того, как их переправят с континента в Англию. Тиндал принял это предложение и использовал полученные деньги для доработки и переиздания своего перевода. «Это была выгодная сделка,— писалось в одном издании того времени.— Епископу достались книги, Пакингтону — благодарность, а Тиндалу — деньги».  Стиль его перевода был избран в качестве образца для официально одобренного перевода Библии (Authorized Version, 1611).
Позже все развивалось по хорошо известному сценарию: преданный мнимым другом, Тиндал  был схвачен и брошен в тюрьму. В заключении он перевел Пятикнижие Моисея. 6 октября 1536 года в Вилворде (Бельгия) Тиндал был привязан к столбу, задушен, а его труп сожжен. Его последние слова были: «Господи, открой глаза королю Англии!»
Еще раз подумаем, что могло заставить всех этих людей (как авторов, так и популяризаторов) отдать все силы, а иногда и жизнь для распространения этой книги? Может, они отдавали себе отчет, кто является ее реальным Автором?
"Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря". (Еккл. 12:11)
© NEAR [08.02.2011] | Переглядів: 1754

2 3 4 5
 Рейтинг: 31.8/21

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook