пароль
пам’ятати
[uk] ru

СОРОК ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР (ЧАСТЬ 2)


СОРОК ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР (ЧАСТЬ 2)
Дорогие друзья, хочу сегодня пригласить вас в увлекательное путешествие по дебрям устного и письменного народного творчества. Поэтому, давайте временно отложим в сторону штык или перо, трезубец или бейсбольную биту. Пусть отдохнут лодочный мотор и водочная бутылка. Посадим на колени нашего четвероногого любимца (если это не гиппопотам) и, почесывая ему за ушком и, обретая душевное спокойствие, будем медленно погружаться в волны времени. Для начала не слишком глубоко, пожалеем свой организм. _________________
Посетим-ка симпозиум (пьянку) древних греков. Считалось, что количество приглашенных должно быть не меньше, чем харит, и не больше, чем муз. То есть, от трех до девяти: и не скучно, и не тесно. Женщин не приглашали (во всяком случае своих). В качестве музыкального фона могли присутствовать, например, флейтистки, хотя и не всегда в качестве только музыкальном.
- Уважаемый пан Эмпедокл, пока наши друзья пошли за музыкантками, не могли бы вы рассказать мне, что вы знаете о потопе, а то там этот Вулли такое рассказывал...
- О-о-о, друг мой Арий! Кто узнает эту историю, тот позавидует мертвым. Ну да ладно, наливайте... Короче, дело было так:
Ликаон Пеласгенко был дядьком хамкуватым, грубым, невоспитанным, в общем, был типичным местечковым аркадским царьком.  Кроме всего прочего, как утверждали знающие люди, он даже в душе не особо чтил самого (при этом показал пальцем вверх).
Узнав об этом, Зевс решил посетить Ликаона лично и на месте во всем разобраться. Он, как обычно, для чистоты эксперимента изменил до неузнаваемости свой внешний имидж.
Да, он был большой шалун! Мог в обличье быка умыкнуть Европу, а мог и лебедем обернуться, чтобы подкатить к Леде; кем захочет,   хоть BATMAN FOREVER, хоть ватман...
Наливайте еще, а то как-то сразу забывается.
 
Так вот, коварный Пеласгенко вмиг раскусил гостя. И решил протестировать его. Он приказал прислуге на обед приготовить ребенка. То ли своего сына/внука, то ли заложника своих союзников, который временно проживал там, что более вероятно. Думал, что если Зевс - это обычный пипл, то скушает...
Но Зевс не проглотил. Если бы у него наружу были выведены контрольно-измерительные приборы, то все присутствующие, заметив стрелки манометра и термометра в красной зоне, тут же приняли бы меры для снижения давления пара. Но внешне Зевс оставался спокойным. Его план созрел моментально. Вот только на один миг он призадумался, в какой роли он сегодня выступит. Лебедем обернуться, вроде бы, неуместно. Быка сразу же из-за стола вытолкают. И тут он решил принять образ заокеанского рубахи-парня (в клетчатой рубахе и жилётке): ковбоя, коровьего мальчика - укротителя парнокопытных. Он с ледяным спокойствием ле-ни-во до-пил ам-фо-ру кносского крепленого...
Кстати, дружище Арий , у нас чаши пусты...
А дальше все пошло как по сценарию вестерна. Привычным движением он опрокинул стол и, отбросив в сторону ненужные кольты, выбрал молнию потолще и ка-а-а-к врежет по дворцу Ликаона! Получилось круче, чем у доблестных украинских ракетчиков, когда они по жилому дому в Броварах... Аж пил пашёл! Но буй-туру Зевсу, широкая душа которого развернулась, этого показалось мало. Он тут же превратил Ликаона в волка, но тот, гад, сбежал, пока Зевс подбирал кольты.
- Врешь, не уйдешь!!! И, чтобы наказать волчину, а заодно и всех остальных, без разбора, он открыл все краны. Уровень океана стал быстро подниматься. И только хитрый Прометей вспомнил о своем внебрачном сыне Девкалионе от земной красавицы Климены и дал ему план  спасения. Но это, друг Грищенко, уже совсем другая история. Тут одной амфорой не отделаешься...
_______________
Зачем древние греки придумали этот миф?
Как возникает народное творчество? (Это почти как вопрос: что случилось с подводной лодкой? Она утонула!) Так и вопрос о творчестве - его народ сочиняет! Причем никогда не спрашивает о чем сочинять. Главное - это чтобы волновало сам народ и, чаще всего, на основе реальных событий. И чтобы  народ относился к повествованию так же, как и автор/авторы, иначе оно не приживется.
"...Не лякайся:  
Се не все ще горе,  
А ось лихо, що зiбрались  Козаки на море!  
Будуть море плiндрувати,
Пити да гуляти,  
А нас клятi азiати  
У полон займати.  
Будуть пити, в кобзи грати,  Здобич прославляти,
А ми - той Стамбул завзятий
Бранцями сповняти!"
И такое сочиняли.
Неоднозначное отношение вызывает народное творчество. Могут нравиться или не нравиться Байда или Фэт Фрумос, Одиссей или Мерлин, но все эти герои остались жить в легендах, песнях и думах. И никто никак не мог повлиять, искусственно их вживить или ампутировать.
Именно по этой причине не прижился в мозге народа чип с "Песней о Сталине", о добром дедушке Ленине, об электрификации или коллективизации.
Сегодняшним примером искусственного мифотворчества может быть то, как наш северный сосед создает миф под названием: "Песнь о прекрасной воительнице - рыцаре плаща и кинжала Анне Чапмен". Но, боюсь, что в междуНАРОДНОЙ памяти она так и останется работницей подушки и одеяла.
Но мы ушли от темы наших сорока дней.
Итак, наверное, многие согласятся с тем, что эпос, мифы, легенды, песни, думы, былины не возникают на пустом месте просто по чьему-то велению.
Мы с вами выше упомянули о греческом мифе о всемирном потопе. Знаем, что существуют библейская и шумерская версии. Но если это глобальное событие произошло на самом деле, то оно должно быть более широко представлено в народном творчестве.
Хочу поставить перед вами на стол неудобоваримый винегрет из народов и стран, где были обнаружены мифы о всемирном потопе (и это только то, что было найдено в интернете за несколько минут):
 
ацтеки, майя, чибча (Колумбия), канары, тупинамба (Бразилия), арауканы (Чили), ямана (Огненная Земля), инуиты (Аляска), луизены (Нижняя Калифорния), гуроны, ирокезы, сиу, чевонг вериг (Малайзия), Лаос, Таиланд, карены (Бирма), Вьетнам, Австралия, Япония, Китай,  Гавайи,  Самоа, кельты, прибалты, греки, индийцы, сойоты (Сибирь), угры (Западная Сибирь и Венгрия) и т.д.
В книге "Myths of Creation" Филипп Фрейнд высказывает предположение, что в 250 с лишним племенах и народах распространено более 500 легенд о потопе.
Это внушающее страх событие произвело на  человеческий род такое неизгладимое впечатление, что оно стало легендарным по всему миру.
Когда люди после потопа уходили из Месопотамии, они уносили с собой рассказы о катастрофе во все части земли. The International Standard Bible Encyclopaedia говорит: «Всемирно распространенные описания о потопе обыкновенно рассматриваются как доказательство полного уничтожения человечества потопом... Более того, некоторые древние сообщения были написаны людьми, которые очень возражали против еврейско-христианской традиции» (том 2, страница 319).
 

С течением времени рассказы приукрашивались, но во всех них сохранились некоторые подробности, указывающие на общий источник информации.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МИФОВ О ПОТОПЕ (цитаты взяты из разных легенд):
________________
1. Бог/боги разгневаны беззаконием людей:
«Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение… [Вот отчего] я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в первобытные времена» (Книга мертвых. Египет).
«Конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли» (Бытие 6:13).
"Людей не меньше стало, их стало больше
Гомон их меня беспокоит,
Спать невозможно в таком гаме".
(Миф об Атрахасисе)
 
Некоторые легенды не акцентирут внимание на причинах гнева богов.
_________________
2. Бог наводит большое наводнение (продолжительность наводнения у разных народов варьируется от пяти дней до пятидесяти двух лет):
«И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Бытие 7:19, 22).
А слабО представить, что своя легенда о потопе есть и у древних славян? Тогда читайте: "Велес, буйный бог, землю стал шатать,
Пробудился под ней мощный Юша-Змей –
16.46
Мать Сыра Земля всколебалась,
Расплескалося море синее.
Крикнул Велес могучий - и Святогор
Повалил подпирающий небо столб
16.47
И смешал Землю Матушку с Небом.
И поднялись Воды Великие!
Видя воды многие лютые,
Испугались могучие боги,
16.48
Побежали в горы крутые.
Побежали Горыни Виевичи,
Побежал и великий Велес,
Побежал и Вий подземельный князь
16.49
Сын великого Змея Черного.
Как они поднимались в горы –
Превращались в камни горючие.
Наполнялись водою дебри,
Разливались реки широкие,
Поднимались звери к вершинам.
Лютость в кротость тут превратилась,
Страхом сильным она укротилась.
16.51
Лев с овцою стояли вместе –
На вершинах гор. Поднимались
На горы люди, побежали туда и звери.
Люди вниз смотрели со страхом,
16.52
Как земли вдруг не стало видно –
Все покрыла собой вода…
Все холмы водою скрывались,
Смерти горькой тут предавался -род зверей.
16.53
Крик великий все поднимали,
Кверху глас и дух испускали – в злой тот час.
Птицы в синее небо поднялись,
Из последних сил в нем летая - пользы нет!
16.54
Птицы падали в шумные воды,
Все тонули, всех скрыли волны - та вода!..
Боги скрылись в великом ковчеге,
Взяв с собою птиц и животных,
16.55
Семена всех земных растений.
Род тогда золотою Щукой
Потянул ковчег за собою,
И поплыл ко хребтам Рипейским,
16.56
И поплыл к небесному саду.
И ковчег тут остановился,
К круту бережку притулился.
И прошло три тяжелых года. (Песни птицы Гамаюн, 16)
__________________
3. Человечество в целом погибает.
"Я открыл отдушину- свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море- тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина."
(Эпос о Гильгамеше)
" Земля была завалена огромными вырванными стволами деревьев. Даже на вершину горы доносился смрад раздувшихся тел людей и животных."
(Девкалион и Пирра)
_________________
4. В живых остается праведник Ной (Нух, Утнапиштим, Зиусудра, Ксисутрос, Атрахасис, Коскостли, Теспи, Пу Лен Сьюн, Хун Кан, Хун Кет, Ману, Девкалион, Нюйве, Тохопа, Нат, Нуу и т.д.) и семья;
_________________
5. Люди и животные спасаются в ковчеге (корабле, лодке, на плоту, в просмоленом дупле дерева, на вершине горы).
_________________
6. Со временем, чтобы проверить, не появилась ли суша, выпускаются птицы.
"Мексиканский Ной,  Кокс-Кокс,  спасся  со  своей  женой на корабле; для удостоверения в состоянии земли он выслал коршуна, которыйне возвратился;  но  затем  выпущенная  колибри  принесла  ему ветвь  с свежераспустившегося дерева,  чем  и  засвидетельствовала  об  окончании потопа".
(Брокгауз, Ефрон)
_________________
7. Судно останавливается на горе (Арарат, Ницир и др.)
_________________
8. После выхода на сушу люди совершают жертвоприношения.
"Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал."
(Миф о Зиусудре)
__________________
Что это доказывает? Могут ли быть совпадения чистой случайностью?
  В совокупности все эти легенды подтверждают древний рассказ о том, как несколько человек пережили глобальное наводнение, уничтожившее весь мир, и дали начало всему человечеству.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
 

© prosto ierey [24.01.2011] | Переглядів: 2742

2 3 4 5
 Рейтинг: 44.4/30

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти або зареєструватися



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати