для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Когда Боги смеются


Когда Боги смеются
В 1962 году французы сняли фильм «Дьявол и 10 заповедей».  Это комедия из многих новел: где на каждую божью заповедь была снята своя смешная история из современной жизни.
 
Новелла на заповедь  чти отца и мать  показывала жизнь одной семьи  в небольшом французском городке. Между сыном, которого играл молодой Ален Делон, и его родителями нет никакого взаимопонимания.  После очередной ссоры родителей, отец не выдерживает и сообщает своему двадцатилетнему сыну, что эта женщина, которую он называет мамой, ему не родная, а родная мать его бросила. На требования парня сообщить имя настоящей матери, отец называет ему имя известной в стране актрисы.  Парень не может поверить, что мать его могла бросить. Он за ночь возненавидел родителей, а утром собрав свои вещи,  покинул их навсегда. В Париже, разыскав театр,  где играла мать, он попадает на репетицию спектакля, в котором играет мама, заходит в  гримерку к маме, в ожидании, что сейчас они вместе поплачут.  А уже  увядающая  актриса, увидев такого красавца перед собой, подумала, что это ее поклонник и начала себя вести очень развязно. Когда парень сообщил оголившейся перед ним маме, что он ее сын, то она потеряла к нему интерес.  Для приличия поинтересовалась  его жизнью,  а когда он пожаловался на плохую обстановку в семье и сказал, что до сих пор там находится только ради отца, то она сообщила своему сынишке,  что его папаша вовсе не его папаша,  а просто  лох какой-то:  один из ее поклонников, подвернувшийся ей в момент, когда она  неизвестно от кого ждала ребенка.  Она  не знала, что ей с этим ребенком делать: была слишком молода и мечтала сделать карьеру. Вот и принесла ребенка его теперешнему папаше на воспитание, сказав, что это его сын, а тот забрал и воспитал.  И заканчивается новелла так: сидят дома его родители и ругаются. Они уже всех на ноги подняли и в полицию сообщили, что у них пропал сын. Мать переживает и допрашивает отца: не рассказал ли он сыну правду. Места себе не находят от переживаний, подскакивают к окну на каждую проезжающую машину. И тут открывается дверь и входит сын  со словами:- Здравствуйте,  мама и папа.
 
Все новеллы изумительно сделаны в таком же ключе, с мягким французским юмором.  Поговорка «Смешное  убивает» придумана французами.  Их национальным героем стал Сирано де Бержерак за то, что умел посмеяться над собой. В основе французского юмора – половина недосказанного. Я очень люблю эту недосказанность, после нее остается всегда долгое послевкусие…
 
Думаю, что мало кто может помнить этот фильм. Я сама уже не все новеллы помню, но одну из них я забыть не могу, а последнее время вижу ее все время перед глазами. Послевкусие длиною в 40 лет. Это заповедь не сотвори себе кумира.   Лучший комик Франции - Фернандель играет здесь сумасшедшего, который постоянно убегает из дурдома. Он ходит по небольшим городам и деревням в образе мессии, а народ верит этому придурку,   видя в нем Бога. Он проповедует на площадях и улицах. О нем начинают писать газеты и показывать его по телевизору. А врачи из психушки просматривают прессу, и ищут: где же им на этот раз искать своего пациента?  Комик играет просто гениально сумасшедшего мессию.

 
В этой новелле мы видим семью, в которой живет парализованный мужчина. Его возят в инвалидной коляске, но  как только вся семья уходит на работу, мужичок, как ни в чем не бывало, встает с коляски, выходит в кухню, смачно закуривает и выпивает рюмочку, возвращаясь  в свое инвалидное кресло только перед приходом  с работы родственников.  И вот к ним в дом приходит мессия, и на глазах у очумевших родственников творит чудеса.  Он поднимает парализованного шарлатана с инвалидного кресла  и заставляет его ходить, потом успокаивает навсегда  больную, изводящую всех  сварливую бабку,  обещая ей Рай.  Благословляет всех и уходит дальше творить чудеса.  На дороге его догоняет  автомобиль скорой помощи, и мессию увозят в дурку. Зрители только в конце понимают, что мессия – сумасшедший.
 
Эта новелла мне  очень напоминает сегодняшнюю ситуацию в Украине.  Не успели развенчать одного мессию, как нашли другого сумасшедшего. Латинская пословица «Quos Deus perdere vult dementat prius» у нас звучит так: когда Боги хотят наказать человека, они лишают его Разума. Поп Кураев (МПЦ) любит говорить:- Когда Боги хотят наказать страну, они лишают разума ее правителей.  А меня мучает вопрос: когда Боги лишают разума народ одной страны, кого они хотят наказать?  И что же делать тем, кто не буйный?  Когда все твое нутро сопротивляется и не способно принять происходящее вокруг, но мозг понимает, что от твоего сопротивления коэффициент полезного действия ноль целых, ноль десятых.  Когда ты прекрасно осознаешь, что уже никакими Майданами ничего не изменишь, и какой бы саботаж власти и партизанскую войну ты не вел, умалишенным это не нужно. Им и так хорошо. Вот я и хочу понять: кто же из нас более безумен?
 
А может Он знает что-то такое, о чем мы и не догадываемся? И еще удивит нас…
 
«Не прилагай столько усилий, всё самое лучшее случится неожиданно».
 
«- Итак, вы думаете, будто вам удалось обыграть богов?  
  
Нет, без богов и тут не обошлось, - со смехом сказал он. – Банк мечут боги. Они тасуют колоду, сдают… и, глядишь, загребают себе все ставки. Не думайте, будто ваше бегство из отравленных безумием городов спасет вас. Что они вам дадут, эти одетые виноградниками холмы, эти закаты, восходы, простая пища, буколистический образ жизни? Ничего! Я наблюдаю за вами с первого дня, как приехал сюда. Вы не обыграли богов. Вы сдались. Вы сдались на милость противника. Вы признались, что не можете больше бороться, и выбросили белый флаг. Вы прибили к стене объявление, в котором признаете, что силы ваши иссякают. Вы убежали от жизни. Уловка! Жалкая уловка! Отказавшись продолжать игру, вы швырнули карты под стол и спаслись бегством сюда, под защиту этих холмов.  Нет, богов не проведешь. Ваша уловка стара, как мир. Ее пускали в ход из поколения в поколение, но она никого не спасала. Боги знают, как поступать с вами и вам подобными. Погоня ведет к обладанию, а обладание ведет к пресыщенности. И вот вы, мудрец, решили поставить крест на всех своих стремлениях. Вы предпочли отказаться от всего. Что ж, прекрасно! Но этот отказ вскоре будет вам в тягость. Вы утверждаете, что уберегли себя от пресыщения. Неправда! Оно просто пошло у вас в обмен на старческую дряхлость. А старческая дряхлость – синоним пресыщения. Это маска, под которой прячется пресыщение. Вот так-то!
-   Да вы взгляните на меня! – воскликнул я.
Каркинес, как никто другой, умел залезть человеку в душу и разодрать ее в клочья. Уничтожающим взглядом он смерил меня с головы до ног.
-   Где вы видите во мне признаки старческой дряхлости? – с вызовом бросил я ему.
-   Увядание подкрадывается незаметно, - отвечал он. – Вы перезрели и гниете с сердцевины.
Я рассмеялся и простил этого задиру. Впрочем, он вовсе не нуждался в моем прощении.
-   Как будто я не знаю! – продолжал Каркинес. – Боги всегда выигрывают. Мне приходилось наблюдать людей, которые годами вели игру – по их разумению, верную игру, - и в конце концов теряли все.
…  Если вы с вашим размеренным, буколистическим образом жизни обречены на проигрыш, это еще не значит, что я останусь в выигрыше. Мы никогда не выигрываем. Иной раз нам это кажется, но такова маленькая любезность, которой удостаивают нас боги».                  
(Джек Лондон «Когда Боги смеются»)
 
Прошу прощения за столь длинную цитату из Джека Лондона. Люблю этот рассказ. Я все хочу понять: за что мы заслужили то, что сейчас имеем? Почему этой стране, на холмах которой Андрей Первозванный воздвиг крест, назвав эту землю святой, так не везет с правителями?  Сплошные комики и сумасшедшие.
 
Как-то Президент страны, узнав каков годовой доход у известного комика, посетовал на то, что его доход значительно меньше. На что Фернандель тут же ответил: -Вы, господин Президент, комик несколько иного рода.
      
В заключение как обычно о культуре.
 
Комики от власти приказали директору киевской филармонии  уволить 70% труппы.  А там все заслуженные и народные. Директор отказался это делать, сказал, что если он их сегодня уволит, то завтра они все через суд восстановятся и ему придется выплачивать им всем компенсацию, а у него нет на это денег, и что если они хотят уволить, то пусть увольняют приказом по Министерству, а потом сами судятся.
 
Я подозреваю, что такая ситуация в культуре сейчас по всей стране. А хули. Это в Великую Отечественную вывозили театры в тыл, даже тогда понимли, что таланты нужно сохранить для страны. Кому они нужны сейчас? Этим клоунам? Государственные театры –это не попса типа Таи Повалий, которые оформились СПДшниками на едином налоге, а сумму гонорара сами себе назначают. В филармонии и гостеатрах народные артисты имеют очень небольшие ставки. А когда артист на гастролях за рубежом, то на нем зарабатывает номенклатура, а он тут получит свою обычную ставку. Ну, и куда им теперь деваться? Людей выбрасывают из страны.
 
Все происходящее –сон. Абсурд. Я прожила год жизни, как во сне. Я до сих пор не могу поверить, что не сплю. Не могу избавиться от мысли, что над нами сильно смеются, там, на небесах. В чем-то мы перед ним очень сильно провинились. Вот он и смеется над нами, лишив  разума.
 
Чтобы решить, кто же все таки больший комик предлагаю посмотреть эти ролики. На одном нарезка с Фернанделем из фильма «Дьявол и 10 заповедей». К сожалению, только на французском нашла, но посмотрите на игру мэтра, посмотрите на их лица. Здесь играет гений! Великий сумасшедший!
 

 
На втором нарезка из комика несколько другого рода.  И тут ни гением, ни величием, увы, не пахнет.
 

 
Аминь.
 
С Рождеством вас, православные!
© ofeliya [06.01.2011] | Переглядів: 5881
Мітки: #Янукович 

2 3 4 5
 Рейтинг: 47.7/69

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook