для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Сорочинская ярмарка. В поисках гоголевской Украины. Фотопутешествие в прошлое и будущее.


Сорочинская ярмарка.  В поисках гоголевской Украины. Фотопутешествие в прошлое и будущее.
Не смог в этом году поехать в Великие Сорочинцы. Не сложилось… Загляну ка я в Инет и виртуально там поприсутствую…
Читаю материал об открытии на Полтавщине Сорочинской ярмарки в 2009 году В.А. Ющенком и так меня вот эта фраза удивила: «…Он (В.А.Ю,) напомнил, что Сорочинская ярмарка, прославленная в творчестве Николая Гоголя, прекратила существование в 1920-х годах, а в настоящее время воссоздана как элемент национальной традиции...»
Как же так, Виктор Андреевич? А до Вас этой ярмарки не существовало?
Может, мы жили разными интересами в своей  молодости? Но я Ваш ровесник. И не знаю, чем Вы интересовались в  1983 году… Может, какую школу марксизма-ленинизма по линии КПСС проходили или там еще какой Ленинский зачет,  или на Говерлу восходили, но я в тот год был на Сорочинской ярмарке. Свидетельствую. Ярмарка была!!!! И еще какая!
1983 год. Уж не упомню, как это произошло, но меня зачислили в комиссию по делам несовершеннолетних. Мол, увлекай трудновоспитуемых творчеством. Может, в поход  какой их сводишь…  Мы тебе от основной работы освободим и командировочные оплатим. А маршрут я могу сам выбрать? Можно на Сорочинскую ярмарку? По гоголевским местам? Уже в коридоре инструктор горкома отвел меня в сторонку и говорит :»Вот вы, когда будете проходить через населенные пункты, то обязательно обратите внимание ребят, что там есть улица Ленина или другая советская символика. Найдите в колхозе передовиков по надоям или сбору урожая и познакомьте ребят с этими тружениками…» ит.д. Я слушаю и где- то надеюсь, что он шутит. «Вы что, серьезно? Я это должен делать в походе?» Но он оказался добродушным человеком и, похлопав меня по плечу, распрощался со мной. Он свою работу выполнил…
Вырваться с индустриального города на чистые просторы было моей давней мечтой. Свершилось!!!  Лето. Август. Упрашивать особо никого не пришлось. Группа набралась под тридцать человек.
Вот она, Диканька. Совершенно современный  п.г.т. Но очень хочется чего-то настоящего. Украинского. Раздобыли  гречневую муку и все, что необходимо для полтавских галушек-  ГРЕЧАНИКОВ.  На первом же привале, разбив бивак на берегу небольшой речушки Говтвы, в  тени верб, окунаемся в атмосферу сельского колорита.  Сочное разнотравье в вечерней росе. Серебро ивовой листвы в отражении реки. Мягкий и в то же время ярко выраженный аромат луговых трав и жужжание шмелей.  Огненный закат и из него, окутывая себя светящимся облаком пыли, на которой видны гигантские тени коров, в село входит череда, и её  встречают люди. К нам подходит бабуся и таким нежным и добрым  голосом вопрошает: «Діточки ви мої рідненькі, і куди ж це ви йдете?»
«На Сорочинскую ярмарку»- отвечаем.
«Та це ж так далеко!!! А де ж ви, діточки мої, ночувати будете і чи є у вас що попоїсти?». И услышав наш ответ о палатках и готовке на костре, как могла быстро сходила к себе в хату, что красовалась своей белизной среди грядок кукурузы и подсолнуха, принесла нам полную пелину огородины и глечик молока. Все, что она делала и говорила, было преисполнено какой- то святостью доброты. Хоть икону с неё пиши. Наверное, на Полтавщине живут самые добрые люди на свете. Она еще долго ходила меж подростков и расспрашивала их о своем, материнском и все норовила их погладить по головам. Все пацаны принишкли.  Где и озорство их подевалось.
 
И костер и галушки и ночь, все было необыкновенным. Это было полное погружение в украинскую природу, и её дух витал над нами…
На третий  день мы подошли к Псёлу.
Вы когда- нибудь видели пойму реки Псёл с вершины Великого Перевозу или Шишаков? Это бескрайнее море деревьев, окруженных причудливыми зигзагами стариц  и речушек. Место абсолютно непроходимое. Но красота поражает. Заводи речные полны лилий и кувшинок. Буйно укрыто густой листвой и пышет торжеством лета всё, что исходит от земли к солнцу. Мы зачарованные стояли над этой красотой и любовались…
…К нам подошел  селянин, средних лет. Он только что перепинал своего теленка. Постоял возле нас  молча, а потом подошел ближе и повел рассказ, как он, будучи подростком, встретил Войну. Как предусмотрительно выкопал между могилами рядом находящегося  кладовища схованку в полный рост. Как он убегал от вступающих частей немцев и прятался в своей норе, прикрыв  свою голову  лопухами. Как к высокой круче пригнали местных жителей, и немец приказал переодетым в немецкую униформу украинцам расстрелять его односельчан. Как падали в Псёл с высокой кручи убитые и как он закрывал себе рот от ужаса происходящего, боясь зарыдать в голос и тем самым выдать себя. Многострадальная, Полтавская земля. И тот мужчина, увидев в наших пацанах себя, повоенного, от чистого сердца пожелал им не переживать  всех ужасов войны. Рядом действительно оказалось массовое захоронение тех времен, огороженное большой, общей оградкой. Он так же тихо отошел от нас и, зайдя в соседний двор, занялся своими повседневными  сельскими делами.  Мне всегда кажется, что украинские селяне были бы бесконечно счастливы, если бы им не мешали жить на своей земле своим трудом и не лезли к ним со своей идеологией и рецептами счастья. Они и сами могут быть счастливы, без посторонней помощи. Лишь бы не мешали им жить и трудиться.
……
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!
(Здесь и далее курсивом
«Вечера на хуторе близ Диканьки. Сорочинская ярмарка.» Автор   Николай Васильевич Гоголь

http://gatchina3000.ru/literatura/gogol_n_v/yarmarka.htm  )
 
……
Мы подходим к мосту через Псёл возле села Барановка. Если Николай Васильевич когда и ездил через Псёл, то это именно здесь. Чистота воды поражает. Это не наши Волчья и Самара, которые сливаются на Бабьем Колене желтыми  от канализации и черными от угольной пыли. Там, у себя в Западном  Донбассе, мы никогда не видели дна реки. Там, в Западном Донбассе, природу уже давно победили. А здесь еще живет и буйствует. Недаром на Полтавщине так популярны образы Русалок - Мавок, Купайлиці, Лісовика, Водяника, Відьми, в додачу   народному поверью  о коханне, щастье и  добре... В такой природе они больше, чем уместны.. Неожиданно находим у берега реки лодку- довбанку. Редкая экзотика.

Жаль, что до наших дней не дожил тот самый мост через Псел.
Глазам наших путешественников начал уже открываться Псёл; издали уже веяло прохладою, которая казалась ощутительнее после томительного, разрушающего жара. Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною, упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами. Ряды мельниц подымали на тяжелые колеса свои широкие волны и мощно кидали их, разбивая в брызги, обсыпая пылью и обдавая шумом окрестность. Воз с знакомыми нам пассажирами взъехал в это время на мост, и река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними. Небо, зеленые и синие леса люди, возы с горшками, мельницы - все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрасную бездну.
«Вечера на хуторе близ Диканьки. Сорочинская ярмарка.» Автор   Николай Васильевич Гоголь )

……
В Великие Сорочинцы мы вошли к вечеру. Разбив лагерь на берегу реки, я решил провести разведку на местности. Завтра открытие ярмарки.
Огромное, перед  этим скошенное, кукурузное поле было забито автолавками. То съехались ярмаркувать различные сильпо и пр.  представители советской торговли. Продвинулись через эти плотные, но организованно ровные ряды ближе к хате Хиври. Идут последние приготовления. Я сколько вижу, все снимаю. И тут в мой видоискатель попадает человек в джинсе, похожий на Гоголя. «Вибачте, ви не з роду Гоголів?»- спрашиваю. Оказалось, что не показалось. И с роду племени он Гоголей и при этом он артист Миргородского аматорского театра и завтра будет играть роль Николая Васильевича. Познакомились. Александр Сухацкий. Зовите Сашком. Мы его пригласили к себе в лагерь на чай. Он с радостью согласился.
Вечер у костра удался на славу. С самим Гоголем! Он шутил, а все, открыв рты, его слушали. Пили чай с сухарями и сгущенкой (настоящей, а не современно-маргариновой) и удивлялись своей удаче посидеть рядом с Гоголем в его Великих Сорочинцах.
А на утро, как условились ранее, я был в гримерке Александра Сухацкого.  Представьте, у меня есть слайд, которым я особенно горжусь, где я Гоголю завязываю бант, перед  его выходом на Сорочинскую ярмарку. И вот посадил меня уже Гоголь с собой в конный экипаж, вместе с пасичником Рудым Паньком и мы поехали через все милицейские кордоны к садыбе  Хиври, где и происходило главное действо. То, что меня взяли с собой, было большой честью и ответственностью. На последнем посту, уже полковнику, Гоголь отрекомендовал меня, как личного фотографа, и меня впустили. А народу- то сколько вокруг!!! Все выглядывают из- за плеч милицейского кордона. А «столичные» фотокорреспонденты, нанимая вышку местных электоромонтеров, издали делали фоторепортаж, а мне удалось быть прямо внутри театрализованного действа. Среди разодетой театрализованной массовки, среди важных товарищей в исполкомовских одеждах, высоких милицейских чинов , в своей туристической штормовке с калиной в петлице. Я был несказанно счастлив. Я был личным сопровождающим Гоголя и его фотолетописцем…
А Ярмарка была бескрайней. Я даже купил себе билет на вышку электромонтеров, чтобы охватить бескрайние просторы  бушующего людского моря. Края её я так и не увидел. Везде сновал покупатель и везде ему предлагали всевозможные богатства полей и творения рук человеческих.
Вон горы арбузов, огороженные тынами, и хлопци в вышиванках под песни  перебрасывают их с куч в машины покупателей. Их снимает целая бригада киношников. Еще бы. Где такую натуру еще найдешь!!
Вон горы горшков и макитр и люди их охотно покупают. А в чем, как не в макитре, тесто на опару ставить?
А вот длиннющая очередь к бабусе с дидусем.  Седовласый дидусь, в свитке, крутит гончарный круг, быстрыми и ловкими движениями выкручивая из бесформенного шматка глины изящные глечики. Бабуся их берет , закладывает в печь под открытым небом. Очередь терпеливо ждет, когда они обожгутся и им достанется настоящие крынки. Ярко- терракотовые, черно- обожженные с боков, но такие милые сердцу  любому украинцу, кто хоть раз пил с них  молоко или воду из криницы.
Там же, недалеко от гончаров, плетут сельские мастера корзины из верболоза и мягкого камыша. И там очередь не меньше. Все хотят приобрести часть чего- то настоящего, украинского, родного и с этим скарбом возвратиться домой, привезя в свой дом Украину…
А развлечений сколько для  уставших от покупок людей!!! Здесь и искусственный ставок с островком посреди, к которому переброшен изогнутый мостик. В этом ставке доверху заселено карпов и толстолобиков. Рыбаки, взяв у кассира удочку и наживку, пытаются этих рыб выловить. Но они такие перекормленные, что совершенно не клюют. Тут бы подсакой их, но оплаченным билетом это не предусмотрено.
И какая ярмарка обходится без высоченного столба, натертого до блеска то ли парафином, то ли мылом, и вверху колесо от воза со свисающими призами. Тут и чоботы ,и гармонь ,и еще какая то экзотика. Но главное,-это залезть наверх и продемонстрировать свою удаль. Безуспешные попытки желающих добраться к призам  прерываются стремительным броском загорелого и мускулистого парня. Да это ж тот, кто каждый год чоботы снимает- восклицает толпа. Оказывается, он весь год тренируется, чтобы продемонстрировать свою удаль всей ярмарке. А парни, увидев реальность влезть на столб, еще с большим усердием бросаются на отполированное потными животами бревно.
А какие угощения были…. Тут тебе и вареники с сыром и в сметане, и настоящий украинский борщ с пампушками, и все, чем богата украинская кухня. И жареное  , и вареное и пареное.  А украинская кухня- это всем кухням кухня. Кто  с ней знаком,  возражать  не будет. Справжний  украинский борщ- это не щи, не маца и тем более не харчо. Справжний украинский борщ, да еще и с пампушками притрушенными   часнычком- это произведение украинского кулинарного искусства. А может, даже Трипильского )))
На Сорочинской ярмарке можно было ходить днями напролет и не переставать удивляться. Я, единственное, о чем жалею, что в лихолетья  исторических преобразований я безвозвратно утратил негативы. Только и осталось из отснятого - слайды и несколько отпечатанных фотографий. А как бы тот фоторепортаж был бы интересен для сравнения  ярмарки 1983 года и 2007-го.
2007 год. И вот снова я отправляюсь на Сорочинскую ярмарку. Теперь не пешком, а на авто со своей, вот уже четверть века,  любимой спутницей. Я ей много рассказывал о той Ярмарке и мы, наконец- то выкроили время для этого путешествия.
Справка:  Интерактивная карта Полтавской обл. http://map.i.ua/poltav_region/#x=562791&y=5512223&s=128000&l=ru

Справка: Полтавская область .
Единственная левобережная область (28.8 тыс. км2, 4.8% территории страны) Центральной Украины, образованная в 1937 г. На Полтавщине 25 районов, 15 городов, 21 поселок и 1825 сел. Население области 1540.5 тыс. жителей. (3.3% населения страны), из которых городское составляет 926.2 тыс. жителей. (59.5% населения области).
Широкие террасы Днепра, что занимают на Полтавщине десятки километров, прорезают хорошо выработанные долины ее левых приток - рек Сула, Псел и Ворскла. Их долины часто покрыты лесами, которые вместе с крутыми берегами и плавными меандрами современного русла и множеством стариц создают поразительно живописные и захватывающие ландшафты. Очень часто именно пейзажную красоту Полтавщины считают эталоном исключительной природной привлекательности равнинной части Украины.
Самые давние поселения на поприщах современной Полтавской области появились в позднем палеолите (20 тыс. лет назад). Почти 200 археологических памятников подтверждают, что люди здесь жилы на протяжении неолита, эпох бронзы и железа, скифо-сарматских времен и в начале нашей эры (черняховская культура). Во времена Киевской Руси Полтавщина была далекой периферией Переяславского княжества и только в ее западной части в X-XIII ст. существовала Посульская оборонная линия с городом-крепостью Воинь в устье Сулы, созданным для охраны границ и торговых путей. В конце XII ст. в пределах современной области существовало несколько городов, которым первыми пришлось на себе испытать военную мощь монгольских орд хана Батыя в 1238-1241 гг. Переяславская земля более чем на столетие становится вассалом Золотой Орды, а с середины XIV ст. присоединяется к Великому княжеству Литовскому. После объединения Польши и Литвы в 1569 г. в Речь Посполитую Полтавщина была ее далекой и наименее заселенной восточной окраиной. Эти земли фактически оставались на обочине антипольских восстаний конца XVI - первой половины XVII ст., основные события которых происходили на поприщах правобережного Приднепровья. Во время Освободительной войны украинского народа в 1648-1657 гг. Левобережье было тылом повстанческих войск, куда боевые действия не переносились. После присоединения левобережных украинских земель к Московскому государству (в 1654 г.) русско-польская война за них длилась еще почти 13 лет. После Андрусивского перемирия (в 1667 г.), впоследствии подтвержденного "Вечным миром" (в 1686 г.), Левобережная Украина три столетия входила в состав Русской империи.Во время Северной войны под Полтавой (в 1709 г.) состоялась одна из судьбоносных баталий кампании, после которой боевые действия регулярных частей обходили территорию области стороной. После ликвидации украинской автономии - Гетьманщины - в начале 1780-х годов на протяжении двух десятилетий в пределах Полтавщины состоялся целый ряд территориально-административных превращений, которые закончились в 1802 г. созданием Полтавской губернии, которая существовала в этих границах до начала 1920-х годов. В советский период состоялось увеличение губерний и разделение Украины на области. Окраинные участки Полтавщини перераспределены между соседними Киевской Черниговской и Харьковской областями, а также присоединены к созданным Сумской и Черкасской.
С летописных времен на территории области сохранились только фрагменты земляных фортификационных сооружений. Традиционно наиболее давними архитектурными памятниками являются культовые (православные) здания XVIII ст.
Полтава. В первый раз город вспоминается в Ипатиевской летописи от 1174 г. в связи с походом на половцев новгород-сиверского князя Игоря Святославича. Через 65 лет Полтава была полностью разрушена монголо-татарами. Возрождение города началось в XV веке. Позже Полтава находилась под властью польских и литовских феодалов. В городе построено больше двадцати монументов, посвященных Полтавской битве, открыто музей ее истории.
С Полтавой связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: И. Котляревского, Т. Шевченка, М. Гоголя, Панаса Мирного, В. Короленка. Архитектура города во многом сохранилась в первобытном виде. Новое строительство гармонично вписывается в его историческую часть. Памятниками архитектуры являются Спасская церковь, Хрестовоздвиженский монастырь (XVII-XVIII). К монастырскому комплексу относится соборный храм - первое каменное сооружение (1650) и 45-метровая колокольня (1786).
Диканька. Местечко вспоминается в летописях XVII ст. Длительное время оно принадлежало Кочубеям. До наших дней сохранились Николаевская церковь (1794) и усыпальница Кочубеев. Памятником архитектуры является Троицкая церковь (1780), которую М. Гоголь описал в своих произведениях. Диканька славится своими живописными местами, среди которых - Сиреневая роща, Михайловские озера, пойма реки Ворсклы. Памятниками природы есть известные диканские дубы, которым по 500-600 лет.
Миргород. Город известен как бальнеологический курорт. Высоко ценится Миргородская минеральная вода. Миргород - родина Панаса Мирного (1849-1920).
В Больших Сорочинцах, рядом с Миргородом, родился М. Гоголь (1809-1852).
Полтавская область представляет собой индустриально — аграрную область Украины, в которой на долю промышленности приходится около 70% ВВП, а на долю сельского хозяйства менее 20% ВВП.
Специализируется область на добыче нефти и газа, железной руды, переработке нефти, производстве грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов, алмазного оборудования, трикотажа, сливочного масла, мяса, зерна, сахара, кондитерских изделий.
Среди основных предприятий Полтавской области следует выделить: «Крюковский вагоностроительный завод», «Тепловозоремонтный завод», Холдинговая компания «АвтоКрАЗ», «Кременчугский колесный завод», «Кременчугский НПЗ» и другие.

 

Тот  же нестерпимо жаркий август. Мягко стелется под колесами асфальт. Поехал специально не главными дорогами, чтобы окунуться в экзотику сельской местности. Дороги ухоженные и, кажется, пролегают по старинным «грейдерам» прошлых веков. Вдоль дорог необычные посадки деревьев. Не просто посажены деревья, а отдельно посадка лип, или дубов, или белокурых берез. Для нас высаживали, чтобы передать нам любовь к Полтавщине по наследству.
По-прежнему  обильно родящие ланы, но бросаются в глаза проплешины буйных бурьянов и отдельные заброшенные поля. К ужасу своему вижу, что на заброшенных пахотных землях растут деревья. Значит, давно уже никто их не пахал и не сеял. Встречаются полностью или наполовину умершие села. Стараюсь на них не смотреть. Не хочу расстраивать свои воспоминания.
Великие Сорочинцы. Оставляем машину на окраине. Дальше не проехать. Огромная автомобильная пробка и народ съезжает на огороды и благоразумно заранее выкошенные травы.

Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосные речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно. Только хлопанье по рукам торгашей слышится со всех сторон ярмарки. Ломается воз, звенит железо, гремят сбрасываемые на землю доски, и закружившаяся голова недоумевает, куда обратиться.
«Вечера на хуторе близ Диканьки. Сорочинская ярмарка.» Автор   Николай Васильевич Гоголь )


Справка: Большие Сорочинцы (укр. Великі Сорочинці) — село в Миргородском районе Полтавской области Украины. Место рождения великого русского писателя Николая Гоголя.
В старину известно как Краснополь а  с 1620 Сорочинцы и принадлежали магнату Иеремии (Ереме) Вышневецкому  до 1648 г.
1648 году  создана Сорочинская сотня Миргородского полка.
К 1900 году в местечке было 1514 дворов, 8882 жителей, 7 школ (1 министерская, 1 земская, 3 церковно-приходских, 2 школы грамоты); 5 ярмарок в год.
Первый памятник Гоголю открыли в Сорочинцах в 1911г. (скульптор И. Гинцбург), а в 1929 г. в домике доктора М. Трохимовского, где родился писатель, основали музей. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен. На его месте в 1951 г. выстроили новое здание литературно-мемориального музея Н. В. Гоголя.
Каждый год в августе в селе проходит известнейшая Национальная Сорочинская ярмарка, которая возобновлена с 1966 года
 

Вот за этими огородами  начинается  та самая Сорочинская Ярмарка.
 


Я стоял и долго недоуменно рассматривал происходящее. Это ли Сорочинская ярмарка? Толпы озабоченных политикой и размахивающих флагами снували туда- сюда без толку и явной цели. Они ярмарковали новым украинским продуктом- политикой. Все происходило явно не по Гоголю.
«Люди добрі,  обращаюсь я к флагомахателям, ви тут за гроші мітингуєте, чи як?»
«Та які там гроші. Які там гроші… хіба сто гривен це гроші…». А сами смеются, как умеют смеяться  жизнерадостные герои Верки Сердючки. Оказалось, что это бывшая регионалка Раиса Богатырева мобилизовала ПРэвский электорат по Полтавщине и дала помаранчам бой в канун приезда Виктора Андреевича на ярмарку. Синие флаги вперемешку с белыми шарами затмили все остальные политические цвета. У поверженного идеологического противника  был ярко выраженный облом на лицах. Хто ж думав, що так багато  ПРдонів понаїде.
Задаю провокационный вопрос одному в синей команде, проверяя его идеологическую верность символике: «Продай мне флаг. За 50 гривен». Ну, чтобы не сомневался.  И тут ко мне бросается несколько человек, на ходу сдирая с удилищ полотнища. Я смеюсь и отказываюсь, но полтинник отдаю, и они мне сворачивают еще пару флагов. Эх, надо было поторговаться. Они бы за пару червонцев вместе с  удилищами отдали.  А так удилища  им, а тряпки мне. Прогадал )))
Ярмарка оказалась заметно меньшей по размаху, но с очень красиво оформленным входом и торговыми рядами народных мастеров и ремесленников. Портили вид и диссонировали с украинским стилем огромные бигборды и растяжки с политическими гаслами. Это тоже новый украинский продукт на продажу. Явно перебарщивали своими огромными еб__алами в общей атмосфере ярмарки.
В самой ярмарке преобладало помаранчевое настроение. И тут и там были размещены  торговцы с символикой «Ющенко ТАК!» и прочей патентованной младшим Ющенком символикой. По задумке политических дирижеров это должно было означать торжество «проукраинской» политики лидера Майдана.
Смотрю на все через видоискатель фотокамеры. Замечаю во втором ряду скромно примостившегося под  тыном гуцула. Он разложил вокруг себя Косівську керамику и обвешал все вокруг оранжевыми цветами. Косовская керамика, я вам скажу, очень интересная и самобытная.
Справка: Косівська керамика:
Роспись изделий подполивальная, с двукратным выпалом. Сначала едва подсушенную поверхность укрывают тонким слоем белого ангобу (разведенная глина), по нему шилом гравируют рисунок, отдельные его части укрывают червинню (красно-коричневым ангобом) и осуществляют первый выпал. Потому роспись выполняют керамическими красками (соединениями металлов) – зеленой, желтой; изделие покрывают поливой и выжигают во второй раз.
Решил подойти и сделать несколько снимков для своей фотоколлекции. И ,подойдя ближе, я оторопел. Издали то, что выглядело керамикой, в ближайшем рассмотрении оказалось подержанными изделиями и в таком плачевном состоянии, что я воскликнул: «Дядьку, де ви цих черепків поназбирали? Чи ,часом, не у собак по подвір,ях  повідбирали??!». А миски с Косівським розписом  действительно были надщерблеными  и,судя  по всему, где-то валялись под открытым небом  и не один год. И тут у меня зародилась догадка, что это политическое действие очковтирательства. По прямой, с центрального прохода к этой экспозиции не подойти, а издали очень даже патриотично. Тот Косовский керамический  промысел  хоть работает в наши дни? По всему  похоже, что не работает. Иначе, зачем битые миски демонстрировать? Мол, расцветает «украинизация» Украины. Срам и стыд. Неужели нельзя было привезти настоящих мастеров гончарства с Франкивщины, а не активистов Майдана? Сфотографировать черепки мне не дали, окружив плотным кольцом помаранчевых активистов. Да и нахрен они мне упали…

Зато грузины из- за моря привезли свою национальную керамику и свое вино.  Кумовство обязывает? Или аналогичного товара в Украине нет?


Мои грустные мысли развеяла актриса Миргородского театра Полина. Она, как и в 1983 году, развлекала посетителей ярмарки своим эпатажным образом української  Відьми, и с тех пор у меня хранилась фотография с ней.
Эта встреча меня очень обрадовала: «Полиночка, а где Саша Сухацкий? Он еще играет Гоголя?».  «Та ні, вже не грає. Сашко постарів, а Гоголя всі пам’ятають молодим. Тепер  Миколу Васильовича грає молодий актор». Грустно. А так хотелось встретиться с ним на ярмарке.

А ярмарка тем временем становилась все жарче.  Людей становилось все больше и больше на радость продавцам. Приехавшие за украинским духом  скупали сувениры и традиционные украинские ремесляные изделия. А жители окрестных сел скупали на отдельной барахолке ассортимент Черкизовско- Барабашовского китайского ширпотреба. Дешево ЖЕ!!! У китайцев.

 

 
Всмотритесь, пожалуйста, внимательно в лица народных мастеров- ремесленников. Какие просветленные лица. Я не видел в их глазах и намека на то  похабство, которым светится  лица нашего  политического Олимпа. Создавать искусство с глубокими народными корнями может только человек с чистыми помыслами.



Не откажите себе в удовольствии и посетите сайт Решетиловского художественного комбината,
http://reshfabrika.com.ua/photogallery.php?page=3&type=6&lang=ua

где Вы сможете увидеть все разнообразие их талантливых изделий. Сама Решетиловка тоже в свое время имела ярмарку не хуже Сорочинской, но её не воспел Гоголь. Но там сохранилось народное творчество и  оно имеет международное значение. Решетиловские гобелены украшают не только украинские правительственные интерьеры, но и здания ООН и пользуются спросом у иностранных коллекционеров.

А это мой земляк. Петриковский Крутивус. Без лишней скромности заявляю, что Петриковская роспись самая красивая в Украине, да и,наверное, во всем мире.

«Панночка, а  Ви схожі на Солоху»- говорю я комплимент и делаю кадр. Она радостно смеется. Предупреждаю, такие комплименты только на Сорочинцах воспринимаются с радостной улыбкой )))

Через  видоскатель фотокамеры неожиданно вижу своего знаменитого земляка  Александра Борисовича. Выглядываю из –за камеры: «Здравствуйте»!..?? Где бы еще встретились. Жаль, что не снял его удивленное  выражение лица.  Оказывается, А.Б. ездит на Сорочинцы каждый год. Для эмоциональной подзарядки. И я бы рад…

 
На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка…
«Вечера на хуторе близ Диканьки. Сорочинская ярмарка.» Автор   Николай Васильевич Гоголь )

 

Мог  ли Николай Васильевич Гоголь видеть подобное на описываемой им Сорочинской ярмарке? Сомнительно. Совсем было другое время и другие ценности в обществе. После раздела Польши  Австро- Венгрия приступила к формированию нового миропорядка на Западной Украине. С навязыванием своего видения, кто враг, а кто друг. Естественно, что Вене удобнее было опираться на недовольное польской шляхтой украинское население Галичины.  И когда поляки решили сбросить с себя ярмо оккупации Австрии, именно украинские националисты устроили «Галицийскую резню»в 1848 году  и тем самым сберегли  владычество Вены над Западной Украиной. За что был пожалован  Габсбургами жовто-  блакытный прапор. В благодарность  за резню польских революционеров  Дембровского. И это было только начало нетерпимости к другим ЛЮДЯМ. Уже через неполных сто лет галицийские украинские националисты вырезали по разным оценкам до 130 000 польского населения, евреев и почему- то караимов. До самой Первой Мировой украинские националисты были верными вассаламиАвстро-Венгерской империи. Мой  украинский дед  Йосып был офицером российской армии на галицийском фронте  Первой Мировой. И мой украинский дед был «москалем»  для тех, кто служил Австрийской короне. И не удивительно, что военные пропагандистские  шаблоны антироссийской  пропаганды с их изысканной русофобией,  перекочевали с тех  далеких времен в наши дни. Украинские националисты Западной Украины по-прежнему идут тем курсом, который им указали с Вены и Берлина.
Спрашиваю у продавца: «А хто такі для тебе москалі? Ось мій дід жив в селі в тому кутку, яке звалось Москалівка.  Так він для тебе буде москалем ?»
Отвечать на мой вопрос продавцу со Львова оказалось непросто. Подошли его сотоварищи. Советовались, как мне ответить: «Та  то такі військові  були?»- нашлись что ответить. Им бы Нечуя- Левицкого почитать «Дві московки».
«А звідки ті слова на футболці  «Кохайтеся чорноброві, та не з москалями»»?
«Та це Шевченко написав»
«А в якому творі він це написав?» Оказывается, «Катерину» они до конца и не читали. А жаль. Стоит читать  «Катерину» современным украинцам. Особенно с  оглядкой на украинских  девчат, которые добывают  на жизнь в закордонних  борделях и на панелях. Возможно, после этого понимания  логичнее выглядела бы надпись на футболках « Кохайтеся чороноброві по любові, тільки  не йдіть  у повії».
Все же для меня более близок духовно Гоголь, чем Шевченко.
Делаю контрольный вопрос продавцам антимоскальской идеологии: «А ви знаєте, чому Тарас Григорович не був одруженим?» Не знают. «Так пив горілку сильно, й тому за нього ніхто не захотів йти заміж. Його сучасники описували , як всі з подивом збирались, щоб подивитись на вусмерть п*яного Кобзаря. Ще треба дуже зважити, що Шевченко писав напідпитку, а що з глибокого похмілля…»
….  Услышанное повергло моих собеседников в смятение. Они возмущенно переговаривались  и не верили моим словам. «Він каже,  що Шевченко був п*яницею???!!!»  Ну, это  все равно, если бы я в ТЕ времена задал вопрос коммунистическим активистам «А почему у Ленина не было детей?» Явная крамола и тут и там.
Не сотвори себе кумира…   Но образ Т.Г. Шевченко очень удобен для использования в идеологических интересах.  То  Кобзаря использовали большевики, как врага царизма,  а уже украинские националисты,  сбросив с постаментов изваяния Ленина, водрузили вместо него Шевченко. Тому що ненавидить москалів !!!  І тому справжній українець!!!
«А ви знаєте, що Тарас Шевченко був МОСКАЛЕМ????» - задаю этот  вопрос  галичанам напоследок. И уже смеясь, им подсказываю: «Він же на війсковій службі був??!...» Их  ступор меня рассмешил. Это ж надо так  слепо верить «русофобской» идеологии и совершенно не владеть исторической и литературной базой знаний. А еще учат нас, жителей Востока Украины, как Батькивщину любить.  По-украински!!!
(реестровые козаки с пушкой ФОТО)
Реестровые козаки? Уникальное явление в мировой истории. Только украинцы воевали со своими польскими поневолювачами ради того, чтобы им же  и служить  после принуждения поляков к увеличению «реестра» наемных козаков.
Но если не вдаваться в подробности различий между «низовыми» и «реестровыми» можно проявить свою любовь к козатчине  и купить  за каких- то 10-15 гривен и возможность  сфотографироваться возле гарматы и справжних козаков.  Бизнес ,однако.

К Запорожцам не отпускает? Или к девчатам?

Украинские девушки самые красивые на всем белом свете. Возражаете?

А это потомки черкасов, отец и сыновья  Харченки из села Мельники, что на Черкащине.  «Наярмаркувались» от души. Вы представляете таких богатырей запорожцами? Козацькому роду нема переводу!

А эти не пашут и не сеют. Вони пишаються ідеалами «помаранчевої» символіки.
Пытаются всучить хоть кому то символику Майдана. Но кругом уже все оккупировали  сине-белые противники. Не ожидал Виктор Андреевич ТАКОГО «триумфа».

«Нет, яйцом не попадешь»  - слышу реплику рядом стоящих флагомахальщиков от ПР.
«Тухлым надо…» отвечает ему собеседник.
Любит украинский народ своих «гарантов».
А ярмарка тем временем продолжалась и жара усиливалась. Для всех ,и меня в том числе, оказалось неожиданностью, что при сорокоградусной жаре негде было купить охлажденной воды. За квасом стояли больше часа в потной очереди. Удивительно, как догадались, но активисты ПР выставили медицинскую палатку со своей сине-белой символикой и там откачивали от солнечных ударов посетителей ярмарки. А таких оказалось очень много. Как лекарство выдавались пару глотков прохладной воды.

Вот этого мальчишку при мне приводили в чувства после обморока на жаре. Еще видны следы крови, которые лились у него с носа.
Как- то устроители впопыхах забыли о народе. Все же визит президента был важнее. А народ и без воды обойдется. И что прискорбнее всего, что в нескольких десятках километров от Сорочинцев располагаются минеральные источники Миргорода. С огромными мощностями по производству минералки и дистрибьюторской сетью по всей Украине. Бигбордами и лозунгами запаслись, а о воде почему не подумали?
Уезжаем с ярмарки. Нет  больше  сил терпеть жару.  Едем  в сторону Миргорода. Там есть кафе с кондиционерами? Бортовой компьютер  выдает  +44 за окнами машины. Сколько едем к Миргороду, сколько видим повсюду развешанные синие ленты. Даже стебли бурьянов ими опутаны. Я себе представляю, как это расстраивало нашего «гаранта». Но еще смешнее, что в ближайшем времени Раиса Богатырева, организатор сине-белого флагомахания и развешивания синих ленточек на Сорочинцах, стала секретарем СНБО в команде Ющенко. И к чему тогда флагами размахивали? Торговались? И сколько на это денег  потратили?
Миргород  смягчил наше впечатление от Сорочинской  спэки. Холодное «Черниговское» и свежая пицца под кондиционером  вернули к жизни.
Вторую половину дня потратили на подготовку своего лагеря на берегу Псёла. Чистая вода. Прохлада легкого дуновения ветерка. Аромат леса. Все это так отличалось от пекла Сорочинцев.
И как награда за все страдания жаркого дня, природа освободила от комаров. За все сутки,что мы там были, мы не услышали ни единого писка кровопийцев. Нас так поразила природа вдоль берегов Псёла, что  через неделю мы опять приехали за сотни километров на берег этой реки.
 
На обратном пути заехали в Опошню. Так сказать в сердце украинской керамики. Здесь с дореволюционных времен существовало производство бытовой керамики. Наверное в каждой украинской хате использовали глечики и макитры сделанные гончарами Опошни. С годами Независимости производство захирело и доживает в виде пустующих цехов, приторговывая  сырой глиной.
В Опошне есть мцзей и центр гончарного мастерства. Даже существует редакция тематического журнала. В стенах музея гончарства побывали поочередно все президенты Украины, обещая всестороннюю поддержку украинскому народному промыслу. Но все так обещаниями и осталось.
Вдоль трассы через Опошню есть небольшой рынок. Там мы узнали, что на все село есть только ТРИ гончара, которые что то лепят и обжигают. Все остальное из керамики на местном  базарчике в лучшем случае ширпотреб из Славянска.
Расспросили адрес одного из  мастеров гончарного дела и решили проведать. Посмотреть как люди горшки обжигают. Где еще такое можно увидеть, как не в Опошне?
Оказывается гончарная мастерская может быть очень- очень скромной.Как и скромны домашние  заботы.

В гончарной мастерской (если можно назвать тесный чулан с малюсеньким оконцем)  были емкости с замоченной глиной, гончарный круг и электрическая печь и несколько полыць.
Гончар Сашко Шкурпыла, сын Ивана Шкурпылы, любезно согласился нам продемонстрировать свое мастерство. Но не тут то было. Електрическая сеть не позволила включить оборудование. Мощности не хватает.
Говорит, что производят мало, т.к. практически всегда отсутствует достаточное напряжение в сети…
Мда… Сколько громких речей от играющих в любовь политиков к украинскому народному творчеству, а у НАСТОЯЩЕГО народного мастера- гончара нет достаточного напряжения в электрической сети. Может хоть ОДИН раз, вместо бигбордов и ряженых флагомахателей выделить средства на обеспечение народных мастеров хотя бы первоочередными условиями для занятия своим ремеслом? Одеть в разноцветные политические одежды главного энергетика местной РЭС и протянуть выделенный кабель нужного сечения? А может и построить мастерские? Ведь из тех ТРЕХ мастеров на этой Сорочинской ярмарке
уже НЕТ гончара деда Пошивайло. А кому он передал свое ремесло?
Позвонил сегодня на Сорочинскую ярмарку Александру Суворову. Он талантливый мастер по изготовлению сувенирной керамики.
Спрашиваю у Александра:
-  Как в этот год ярмарка ?
-  «Плохо. Мало покупателей. Да и экспозиции неинтересны.Настоящего народного промысла мало.  Много китайского ширпотреба. Даже вышиванки с Китая привозят».
- А Президент у тебя что- то покупал?
- «Даже не подходил…»
…… В позапрошлом году на моих глазах пан Ющенко, будучи нашим Президентом, самолично купил у Суворова несколько сувениров.
Даже больше. И у меня и у пана Ющенки есть одинаковые кружки… Даже и не знаю что по этому поводу сказать. То ли гордится, то ли…
А вот если бы да кабы избрали ЮВТ… Вот бы она на Сорочинской ярмарке и намиста накупила и горшков набила… Куда там пану Януковичу. Не смог, или не захотел,  наш Президент проэксплуатирповать по полной такое святое явление в украинской  действительности, как Сорочинская ярмарка.
Может в Опошне электричество для гончаров подведет? Все ж донецкие являются главными собственниками во всех «облэнерго» Украины…
А тем временем Сорочинская ярмарка еще будет два дня.

 


Поспешите увидеть то, что еще осталось настоящего- украинского, в нашей заполитизированной до маразма Украине.
Так хочется верить, что дух украинского народного творчества никогда не исчезнет, в отличии от приходящих и уходящих украинских политиков.
P.S.Все фотографии авторские.Разрешаю их использовать без ограничений.
 

 

 

© hilcom [20.08.2010] | Переглядів: 17585

2 3 4 5
 Рейтинг: 36.6/70

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook