пароль
пам’ятати
[uk] ru

О казачестве и чумачестве


О казачестве и чумачестве
Спочатку притча.
Заїхав чумак в таврійський безкраїй ковиловій степ. Сутеніє. Розпряг волів, розпалив багаття, повісив куліш. Порався-порався навколо вогнища, зачепив казана, - куліш – в полум’я...
Зупинився. Почухав чуба:
- От, бісова тіснота!
 
Во многих местах разными авторами поднимался вопрос о названии корабля - государства («как корабль назовешь, так он и поплывет»). В данном случае хотелось бы выяснить, какая из БЧ (боевая часть – группа в составе экипажа, объединенная по профессиональному признаку: судоводители, механики-мотористы, артиллеристы…) является для выживания корабля необходимой в условиях, когда судно оправилось в автономное плавание.
 
Сравнение не вполне корректное. Тем не менее.
 
На заре обретения независимости вдруг вспыхнула и ярче других воссияла звезда казачества.
Куда там живым диссидентам и воякам УПА!? В ряженые потянулись широчайшие прошарки: от вчерашних комсюков и НКВДистов, до «простейших» и бесноватых.
 
Бесконечные оды в СМИ сопровождали оформление «славних правнуків» у структуровані «одиниці зі своєю хвормою, хоругвами-прапорами, нагайками, лампасами, кашкетами». Все було своє. Нагороди, правда, носили батьківські і дідівські. Бо своїх не мали.  
 
Процесс обрел столь широкий круг почитателей, что из массы выдвинулась старшина: полковники и гетьманы, которые свою армейскую карьеру завершили в статусе сержантов. Держава теж не залишилася повз. Президенти видали відповідні укази про «підтримку та вшанування».
 
Что же стояло за этой широкомасштабной идеологической разработкой? Правящей верхушке (по большей части из состава секретарей и аппаратчиков ЦК и обкомов) понадобился лозунг/бренд/ на опустевшее героическое место. Необходима была новая мифологема.
 
Потому казачество было представлено в качестве социальной группы свободных людей, которая защищала свою землю и ее границы. А кроме того, сформировало специфические политические институты на принципах демократии. И то, и другое было полезным для обеспечения процесса становлення «автокефальной», независимой (от союзного центра) власти.
При этом, «идеологи «нового казачества», предпочитали не упоминать о широчайшей легитимной практике разбойных походов. Набегов, целью которых в первую очередь был примитивный и откровенный грабеж и рэкет.
 
В то же время, в стране не единым словом не упоминалось чумачество. А именно, -  торгово-извозничий промысел, распространенный в Украине с 15 по 19 столетия. Собственно – явление, которое существовало паралельно и пережило исторически казачество.
 
Постоянная угроза нападения в таврических и азовских степях заставляла чумаков иметь оружие и уметь его применять. Чумачество было распространено среди небогатого козачества и крестьян, а быт и способы защиты лагеря, что у казаков, что у чумаков – одни.
 
В 18 ст. чумаки привозили ежегодно 2.5-4 млн пудов соли и 600-900 тыс пудов рыбы. Всего объем, перевозимых грузов составлял 60-80 млн пудов (из них – 25-40 млн пудов хлеба). Сколько мы сегодня экспортируем?
 
Концентрация капитала привела к разорению и последующему найму мелких чумаков, которые имели 1-2 пары волов. Возникли крупные чумацкие предприятия. Чумачество исчезает с развитием железнодорожного и водного транспорта. Вместе с тем, еще в 1880 г. насчитывалось 200 тыс. чумаков.
Из богатых чумаков, вложивших в последующем деньги в развитие других отраслей промышленности, происходят семьи Терещенко, Харитоненко и др.).
 
Внимательный читатель обязательно спросит: «А к чему ЭТО?» И будет прав!
 
А к тому, что как казачество существовало паралельно чумачеству, так и «рэкетня» в 90-х 20-го века существовала рядом с «челночеством». Только в отличие от казаков еще и грабила его. Взяв на щит идеологию «казачества-рэкетни», представители режима могли беспредельничать и грабить, - накапливать, ничего не создавая.
 
Средний же класс, в большинстве своем начинавший с «челночной» торговли, тот слой народа, который СОЗДАВАЛ в то безумное время СТОИМОСТЬ вопреки всему, и по сей день находится вне защиты государственных институтов.
 
Так какая же мифологема более необходима нам: Казачество или Чумачество? При этом помним, что любая, самая лучшая и героическая вооруженная сила в мирных условиях лишь проедает то, что создают производители: чумаки, землепашцы, ремесленники. А тяготы войны на своих плечах в большей степени чем вооруженный отряд несет мирное до того население.
© barbudas [16.08.2010] | Переглядів: 2847

2 3 4 5
 Рейтинг: 38.0/33

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook