для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru
Для полноценной работы сайта включите в вашем браузере поддержку JavaScript. В противном случае многие функции сайта будут недоступны.

Страсти по поступлению

Страсти по поступлению
Сегодняшний день – 15 июля дает старт очередной вступительной кампании в высшие учебные заведения Украины. Уже несколько лет процесс приема документов и конкурсный отбор абитуриентов напоминает стихийное бедствие – он так же будоражит общество и так же непредсказуем, как землетрясение или цунами. Сомневаюсь, что еще в какой-либо стране мира (может, разве что у некоторых наших собратьев по бывшему СССР) в общем-то обыденный процесс выпуска учащихся из школ и поступления в ВУЗы вызывает столь бурные эмоции.
 
В нашем государстве вступительные кампании стали особенно «горячей» темой для СМИ и излюбленным полем электоральных битв для политиков в последние три года – после введения обязательного внешнего независимого оценивания. Причем, создается впечатление, что систематические обещания «високопосадовців» «взять под личный контроль, улучшить и усовершенствовать» приводят к  ровно противоположным результатам. Корабль вступительной кампании который год мечется между рифами, грозя каждую минуту дать течь.
 
И первый из этих рифов – постоянное изменение правил игры. Если рассматривать в комплексе документы о порядке проведения независимого оценивания и вступительной кампании, создается впечатление, что за три года в них поменяли все, что можно поменять. Судите сами:
- изменился набор предметов, по которым проводилось ВНО, и, соответственно выдавались сертификаты для поступления – в 2008 не было иностранного языка, в 2009 он появился, но исчезли правоведение, всемирная история и экономика. А в 2010 математика или история Украины из предметов на выбор превратились в обязательные.
- изменилось количество предметов, которые может сдавать абитуриент – в 2008 году три, в 2009 – до пяти, в 2010 снова до пяти, но из них два обязательных.
- менялись сроки приема документов – в 2008 с 15 или 22 июля, в 2009 с 29 июня, в 2010 снова с 15 июля. Также каждый год изменялось и время проведения ВНО. Со сроками ВНО и вступительной кампании ситуация вообще создалась трагикомическая. Осенью 2009 года был издан приказ о периоде проведения независимого оценивания-2010. После чего как-то неожиданно выяснилось, что этот период замечательным образом накладывается на время сдачи документов в ВУЗы. Приказ пришлось изменить. Но осталось впечатление, что департаменты высшего и среднего образования находятся не в одном здании министерства, а, по крайней мере, на разных континентах.
- изменился срок действия сертификатов ВНО. В 2008 и 2009 годах действительны были только «свежие», в нынешнем году – также и за прошлые годы.
- в нынешнем году, в отличие от предыдущих, ограничено количество ВУЗов и факультетов, в которые один абитуриент может подавать документы.
 
Нам объясняют, что все эти перемены – с целью усовершенствования процесса поступления. Но, даже если это и так, почему они проводятся «по ходу пьесы»?
Ведь обязательному независимому оцениванию и его сочетанию со вступительной кампанией предшествовали два года широкомасштабного эксперимента, и львиную долю проблемных ситуаций можно было предусмотреть уже тогда. Взять хоть то же право пытаться поступать в неограниченное число ВУЗов, которое в 2009 году привело к появлению «спортсменов», сдававших по 40-50 комплектов документов на разные факультеты! Не нужно быть специалистом в сфере образования, достаточно иметь чуть-чуть  здравого смысла, чтобы понять – если дать право абитуриентам сыграть в беспроигрышную лотерею, обязательно найдется немало тех, кто сыграет «на всю катушку».
 
Тем не менее, каждый год после новых изменений возникают очередные грабли - и на собраниях, которые я провожу с родителями выпускников, уже стала традиционной фраза «забудьте то, о чем мы говорили на предыдущем собрании и приготовьтесь записать новые правила».
 
Риф второй – «планка» сертификатов для поступления. Сотрудники ВУЗов нередко сетуют на низкое качество подготовки абитуриентов. С этим нельзя не согласиться, особенно если взглянуть на статистику тестирования по отдельным предметам. Но, стоит вспомнить, что регламент приема в высшие учебные заведения дает им право поднимать нижнюю границу баллов, с которыми принимаются у абитуриентов сертификаты ВНО. Однако, на практике ВУЗы, которые этим правом воспользовались, можно пересчитать по пальцам. Взамен появилась противоположная тенденция – в нынешнем году можно допускать к конкурсу абитуриента, который по непрофильным предметам заработал меньше 124 баллов, если по профильному предмету у него не ниже 170.
 
Честно говоря, сакральное число 124 балла достаточно случайно. С таким же успехом это могли быть и 120 баллов и 122 и 127, тем более, что баллы эти рассчитываются не по абсолютной, а по относительной шкале. Но, уж коль скоро такая единая граница была установлена – попытка опустить и без того невысокий проходной барьер ниже плинтуса и одновременно создать очередную категорию абитуриентов, которая «равнее» остальных, выглядит довольно глупо.
 
Третий риф – льготные категории поступающих. Вроде бы в основе предоставления льгот лежало благое намерение поддержать социально менее защищенные категории абитуриентов. Если это так – то, воистину, благими намерениями вымощена дорога известно куда. На сегодняшний день правом зачисления на бюджетную форму обучения вне конкурса ( то есть, если сертификат ВНО не меньше 124 баллов) могут воспользоваться 8 категорий льготников. Правом первоочередного зачисления – еще 8 категорий. То есть, создается абсурдная ситуация, когда на престижные факультеты возникает «очередь тех, кто без очереди». Обычным абитуриентам, даже с высокими баллами в этой системе и места-то может не найтись.
 
Сколько уже писано на тему льготников – о том, что нужно не создавать конкурс вне конкурса, а поддерживать уже поступивших студентов из этих категорий. Помогать, но не развращать. Ведь давно известно – где льготы и преференции, там всегда есть место коррупции. С другой стороны, предоставить льготы социально незащищенным, но слабо успевающим абитуриентам вроде бы гуманно по отношению к ним. Но гуманно ли это по отношению к тем, кто их потом будет обучать? А к тем, кому потом с ними работать?
Риторический вопрос – хотели бы вы лечиться у врача-льготника? Или доверить свой бизнес льготнику-экономисту? Конечно, жизнь не всегда укладывается в схемы и бывает так, что не слишком успешный школьник позднее становится хорошим студентом и классным специалистом. Но рассчитывать на то, что так будет во всех случаях, я бы не стал.
 
В общем, глядя на подводные камни и рифы вступительной кампании, иногда задаешь себе вопрос – это следствие  некомпетентности, или же трезвого расчета? Ведь там где рифы – там вода мутнее. А в мутной воде, глядишь, что-то и поймается.


© Innorganik [15.07.2010] | Рейтинг: 45.6/48 | Переглядів: 5594

2 3 4 5 45.6/48




Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Facebook-login



загрузка...




programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2020 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Будь ласка, увійдіть за допомогою
Facebook-login