пароль
пам’ятати
[uk] ru

ХХ век. Диссидентское движение в Украине (1954 - 1987 ). Часть 3 Шестидесятники


ХХ век. Диссидентское движение в Украине (1954 - 1987 ). Часть 3 Шестидесятники
До середины 60-х гг. интеллигенция не только на Украине, но и в Москве даже не подозревала о том, что в стране имеется большое количество политзаключённых.
  Впервые об этом стало известно в 1967 г. из книги рабочего Анатолия Марченко
"Мои показания". Он попал в политический лагерь после неудавшейся попытки побега
за границу.
В своей книге Марченко приводил такой характерный случай. Писатель Юлий Даниэль,
с которым он оказался в одном лагере, вспоминал свои размышления по дороге туда:
"Куда же, думаю, меня повезут? Как в песне поётся: "Куда, куда меня пошлют?". С кем сидеть придется?
Политических-то всех десять лет назад выпустили. Слышал я, правда, что одного киевского еврея посадили то ли
за связь с Израилем, то ли ещё за что-то в этом роде. Он да мы с Андрюшкой Синявским - трое; ну, может, ещё
десяток-другой наберётся вроде этого еврея. А в Рузаевке-то, говорят, тысячи политических. Здорово нас оболванивают, ничего не скажешь".
  
А. Марченко впервые рассказал о лагерях эпохи "оттепели", об условиях жизни политзаключённых.
Его книга стала настоящим открытием для интеллигенции, да и для всего мира. После выхода в свет этой книги диссиденты начали собирать деньги на помощь политзаключённым и их семьям. В лагеря стали посылать продукты, книги, тёплую одежду. Сотни людей, оказывающие эту помощь, простую и не грозящую арестом, вовлекались в диссидентское движение.
Забегая вперёд, скажу, что, конечно же, власти не могли долго терпеть такое положение
и в 1970 г. резко ограничили посылки в лагеря. Теперь можно было посылать только одну продуктовую посылку в год, да и то лишь заключённым, отбывшим половину срока.
 
О размахе диссидентского движения можно судить по следующим данным.
 
   Председатель КГБ В. Крючков заявил в 1990 г., что всего за "клевету на общественный строй" и "антисоветскую агитацию" осудили 7250 человек. При этом речь шла только о России, только о 60-70-х гг. и только о двух статьях уголовного кодекса. Общее количество осуждённых диссидентов, конечно, значительно превышало названное.
 
    
На Украине удивительным образом повторилась история диссидентского  движения в целом. Отличием была, пожалуй, только чёткая национальная окраска движения.
Зарождалось оно, как и везде в СССР, в подполье.
 
  Голод 1932-1933 гг. обессилил украинскую деревню. Происходившая в то время индустриализация Украины получала кадры промышленных рабочих не из окружающих сел, как бывает обычно при процессе индустриализации, а за счет пришлого населения, главным образом, из русских областей СССР, что способствовало сохранению национального разрыва между сельским и городским населением.
 
Население западных областей составляет лишь 16% всего населения Украины, но большинство подпольных организаций
50-х — 70х годов (10 из 17) были созданы именно в западных областях.
 
Известны названия 7 западно-украинских организаций — все они содержат слово «украинский». Это определенно свидетельствует, что национальная идея была превалирующей, если не единственной, в побуждениях участников этих организаций. Из названий двух самых ранних национальных организаций — Объединенная партия освобождения Украины
и ОУН-Север ясно, что они действовали в духе ОУН-овской традиции. То же самое известно об организации Украинский национальный фронт (Ивано-Франковск, 1967 г.).
 
   Из шести организаций, раскрытых в Восточной Украине, известны названия трех: «Демократический Союз социалистов» в Одесской области; «Борьба за общественную справедливость» в Николаеве и «Партия борьбы за реализацию ленинских идей»
в Ворошиловграде. Эти названия указывают, что не национальная идея воодушевляла их участников.
      
По своим установкам эти организации сродни подпольным организациям, существовавшим в те же годы в русских областях СССР. О направленности трех остальных организаций в Восточной Украине ничего неизвестно, но об одной из них, раскрытой
в 1962 г. в Запорожье, можно предположить, что она была нейтральной к национальной проблеме, так как, судя по фамилиям участников, в нее входили и украинцы, и русские.
Связующим звеном между этими двумя побуждениями — национальным и демократическим — является Украинский рабоче-крестьянский союз (Львов, 1959-1961). Ставя ту же цель, что и другие национальные организации, — отделение Украины, — УРКС отказался от традиционного ОУНовского пути, который не оправдывал себя в советских условиях.
 

Судя по приговору, ведущая роль в УРКС принадлежала Л. Лукьяненко. Он — единственный среди участников организации выходец из Восточной Украины (Черниговская область). Лукьяненко получил образование в Москве — окончил юридический факультет Московского университета, был членом партии. Возможно, его более богатый жизненный опыт в советских условиях способствовал модернизации установок УРКС по сравнению с другими подпольными организациями, возникавшими в Западной Украине.
В основу деятельности УРКС был положен правовой принцип. УРКС намеревался добиваться независимости Украины мирным, законным путем — на основании ст. 17 Советской конституции, предоставляющей каждой союзной республике право на выход из состава СССР.
Л. Лукьяненко сообщает, что он и его товарищи к 1960 г. пересмотрели программу УРКС, составленную в 1959 г. и «взяли курс на создание легальной организации, имеющей целью защиту гражданских прав».
Они предполагали изменить название «Украинский рабоче-крестьянский союз» на Союз борьбы за демократию, так как цели их эволюционировали, идея самостоятельности Украины была отодвинута идеей о необходимости демократических свобод.
Их целью было избавить Украину от последствий «сталинского» национального гнета и вернуться на «ленинский путь».
  
Эти моменты сближают группу Л. Лукьяненко со следующим после подпольного этапом национального движения на Украине, захватившего и западные и восточные ее части — мирным, открытым демократическим движением за национальные права.
Начальная стадия этого движения получила название движения шестидесятников -
по 60-м годам, когда оно началось и вошло в силу (и, видимо, по аналогии с так же называвшими себя русскими революционерами-демократами 60-х годов прошлого века). Первотолчок этому движению дали молодые украинские поэты, писатели, публицисты, художники.
 
Ведущими фигурами и вдохновителями движения шестидесятников стали молодые поэты Василь Симоненко, Микола Винграновский, Иван Драч, Лина Костенко, Ирина Стасив, Игорь Калинец, художники Алла Горская, Людмила Семыкина, Панас Заливаха, Галина Севрук, Стефания Шабатура и др.
Они возродили почти задушенную в сталинское время украинскую культуру, внесли в нее искренность, отсутствовавшую в официальных поделках, и художественный вкус. При несхожести дарований шестидесятников их объединяло живое национальное и гражданское чувство.
 
Наиболее популярным из поэтов-шестидесятников был Василь Симоненко (умер в 1961 г. в 29-летнем возрасте). Он не был новатором поэтической формы, но остро чувствовал парадоксы эпохи и имел смелость писать о них. Наиболее известные из его публицистической лирики стихи — «Вор» (о колхознике, ворующем у колхоза, чтобы хоть как-то прокормить семью); «Некролог кукурузному початку, сгнившему на складе», «Шовинист», «Пророчество 17 года».
 
Но, пожалуй, наибольший успех имело стихотворение, где Симоненко, обращаясь к Украине, восклицал:
 
«Пусть молчат Америки и России,
Когда я с тобою говорю!"
 
Читателей будоражило и вдохновляло, что Россия поставлена в один ряд с Америкой, как тоже нечто отдельное от Украины. Это было необычайно ново и смело, поскольку лейтмотивом всей официальной украинской культуры была нерасторжимая связь Украины с Россией.
В 60-х годах появилась группа талантливых и смелых публицистов-литературоведов, историков — Иван Дзюба, Иван Светличный, Валентин Мороз, Вячеслав Чорновил, Святослав Караванский, Евгений Сверстюк, Василь Стус, Лина Костенко, Михаил Брайчевский, Иван Драч, Николай Вингранский, Евгений Гуцало, Иван Дзюба, Иван Светличный, Михаил Осадчий, Панас Заливаха, Алла Гурская и многие другие..
 
Валентин Мороз, оценивая вклад шестидесятников, писал, что самая важная их заслуга -
в возвращении весомости высоким словам и понятиям, обесцененным официальным словоблудием, вдохновляющий пример героического гражданского деяния, каким было
в глазах большинства открытое выступление против официального курса, на словах поддерживающего, а на деле обессилевшего украинскую культуру
Этот  период диссидентского движения(1954 - 1962гг) характеризуется наибольшим в постсталинский период размахом политических репрессий. По документам КГБ в течение 1954-1959 гг. в Украине было ликвидировано 183 "националистические и антисоветские группировки", осуждено 1879 человек, из них 46 группировок (245 человек) среди интеллигенции и молодежи.
 
Основной мотив движения - борьба с русификацией, возрождение национальной культуры. Это движение распространилось на всю Украину, его центром был Киев. Шестидесятники вызвали сочувствие и у части украинской номенклатуры, возможно, поэтому до 1965 года оно не встречало сильного отпора, многие его участники делали успешную карьеру. Шестидесятники не ставили вопрос об отделении Украины от СССР,
они надеялись на либерализацию режима и на решение национальной проблемы в составе СССР и  пытались что-то изменить в общественной и культурной жизни советского общества.
  
    После короткого периода их деятельности власть стала преследовать их.
Одних заставили замолчать, других арестовали и сослали. Вскоре им на смену пришли другие: Игорь Калинец, Василий Стус, Василий Лисовой, Ирина Стасив - Калинец.
Все они выступали против русификаторской политики коммунистической партии, против насилия над творческой интеллигенцией, против нарушения прав человека. В большинстве случаев методы борьбы у них были легальные - петиции, протесты, демонстрации.
Но наряду с этим были и нелегальные - подпольное издание политической литературы
(так называемый самиздат), организация забастовок, создание нелегальных политических организаций. В самиздате публиковались очень актуальные материалы, относящиеся к политике русификации, преследовании деятелей культуры и искусства. Украинские диссиденты не замыкались только в украинских проблемах. Они обсуждали дискриминацию евреев, крымских татар, осуждали советскую оккупацию Чехословакии в 1968 году.
 
Когда в 1963-1965 г.г. шестидесятников перестали публиковать в журналах и газетах, прекратили издания их книг, их произведения печатались в украиноязычных изданиях
в Польше (газета "Наше слово", "Украинский календарь"), Чехословакии (журналы "Дукля", "Дружно вперед" и "Народный календарь") на Западе, начали распространяться в самиздате.
    Будучи сначала чисто литературным, преимущественно поэтическим, самиздат
в 1963-1965 г.г. стремительно политизировался, появилась политическая публицистика, часто анонимная, а во второй половине 60-х годов преобладали открытая публицистика, статьи и письма протеста по поводу репрессий. Самиздат фактически стал инфраструктурой движения шестидесятников, средством консолидации интеллигенции.
 
     Большая часть украинского самиздата осталась достоянием только украиноязычного читателя. В украинском самиздате было немного социально-экономической публицистики и философских работ. Тем не менее, именно в самиздате распространились самые глубокие и сильные публицистические статьи, написанные в Украине. Наиболее известными авторами самиздата были Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Леонид Плющ, Валентин Мороз, Вячеслав Чорновил.
 
Движение шестидесятников не было монолитным. В самиздате можно найти зарождение всех направлений политической мысли современной Украины. В целом шестидесятников можно разделить на "культурников", тех, кто пришел в движение через литературу и искусство и не мог смириться с режимом, оказывая ему моральное сопротивление, и "политиков", тех, кто с самого начала ставил перед собою политические цели и задачи.
   Здесь следует остановиться и разделить понятия.
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление») — группа или личность, аргументированно выступающая против господствующего мнения, которое реализуется при помощи насилия или опирается на поддержку большинства макрогруппы. В политике - оппонирование проводимому действующей властной группировкой курсу с целью его изменения.
 
Революции, ж. (латин. revolutio - переворот), переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу.
 
Диссиденты
(от лат. dissidens — не согласный), несогласный с действующим режимом.
    
В этом и была основная опасность для действующей власти, исходящая от Украины.
   Пугающими были угрозы именно несогласия и ползущего противления полной узурпации Россией.
Оппозиции и революций Москва боялась значительно меньше чем распространения
листовок и самиздата. Любая вольнолюбивая мысль со стороны Украины несла опасность.
  
      Взрощенные на идее  Ленина  -  «из искры возгорится пламя» - московские гебисты
хорошо понимали, насколько опасны украинские диссиденты.
 
Один из самых популярных образцов самиздата середины 60-х годов - анонимный памфлет "По поводу процесса над Погружальским", написанный Евгением Сверстюком и Иваном Светличным, и посвященный страшному событию: пожару в Киевской центральной научной библиотеке 24 мая 1964 г. Было уничтожено огромное количество драгоценных архивных документов и книг.
     В статье подвергалась сомнению официальная версия возникновения пожара,
и утверждалось, что это очередная акция унижения украинского народа.
  "Выморив голодом миллионы украинцев в 1933 г., - писали авторы, - задушив наименьшие попытки мыслить, из нас сделали покорных рабов... Не будем утешать себя вечной истиной о бессмертии народа - его жизнь зависит от нашей готовности постоять за себя".
 
Наиболее известной работой самиздата второй половины 60-х годов была книга Ивана Дзюбы "Интернационализм или русификация?", ставшая манифестом шестидесятников, получившая широкую известность, разошедшаяся по Украине тысячами копий, переведенная на несколько европейских языков и высоко оцененная самыми различными политическими силами вне СССР.
    Не отступая от позиций советской идеологии, Дзюба подверг убедительной критике официальные варианты национального вопроса, в частности, тезисы о неизменности политики партии в национальном вопросе и о равном положении украинцев и русских
в Украине, а также, идею будущего слияния наций при коммунизме. Самыми сильными местами книги были сюжеты, посвященные русификации,
  и ее социально-психологическим деструктивным последствиям для украинского народа.
Интересно, что книга была популярна и среди национально ориентированной части партийной номенклатуры. Известно, что первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест лично ознакомился с рукописью Дзюбы, приказал ее размножить и распространить среди высших партийных чиновников.
 
Леонид Плющ организовал перевод на русский язык лучших произведений украинского самиздата для передачи в Москву и за рубеж. Так стали известны "Интернационализм или русификация?" Ивана Дзюбы, "Горе от ума" Вячеслава Чорновила и другие книги. Кроме того, Плющ был украинским корреспондентом "Хроники текущих событий".
 
Идеологическое и административное давление на шестидесятников не давало результата, и власти перешли к репрессиям. Первая их волна прошла в августе-сентябре 1965 года.
  Были арестованы более 20 человек, в той или иной степени причастных к движению, из них 7 киевлян, из которых ведущей фигурой был Иван Светличный. Его через 8 месяцев освободили "за недостатком улик". Обаяние и масштаб личности Светличного были так велики, а протесты по поводу его ареста - настолько многочисленными, что власти не решились тогда его судить.
 
Возникает ощущение, что эта акция делалась по приказу из Москвы, но неохотно. И вплоть до конца 60-х годов отношение к шестидесятникам было по тогдашним меркам менее жестким, чем отношение к диссидентам в России. Это проявлялось, в частности, в том, что власти терпели ставшее традиционным возложение цветов к памятнику Шевченко 22 мая в разных городах Украины, ограничиваясь административными мерами и угрозами активным участникам. В Киеве в этот день обычно собиралось несколько сот человек, пели песни, читали стихи. В 1967 году власти попробовали было сорвать встречу, но наткнулись на упорное противостояние собравшихся и отступили. Прямым репрессиям в эти годы подвергались только те, кто чьи действия имели международный резонанс.
Например, Вячеслав Чорновил, книга которого "Горе от ума" о репрессиях 1965 г. была опубликована на Западе.  В отношении Ивана Дзюбы власти ограничились административным давлением.
Интересно, что эта относительная мягкость тогдашних лет в отношении национального движения не распространялась на участников правозащитного движения общедемократической направленности.
   Так, например, в 1969 году были арестованы и осуждены четверо харьковчан за то, что они подписали письмо в ООН Инициативной группы защиты прав человека в СССР, хотя из Москвы пришла рекомендация воздержаться от арестов.
 
Более серьезные репрессии последовали в 1969-1970 годах. Аресты и осуждение Валентина Мороза, Мыколы Горбаля, Анатолия Лупиноса. Причиной послужили общее ужесточение режима после чешских событий августа 1968 и то, что движение шестидесятников стало принимать организационные формы.
В январе 1970 г. в самиздате появилось периодическое издание - анонимный информационный бюллетень "Украинский вестник" (его инициатором и главным редактором был Вячеслав Чорновил). В 1970 - 1972 г.г. вышли первые шесть выпусков (четыре из них были переправлены за границу), в 1973 - 1975 г.г. - седьмой, восьмой и девятый (подготовленные, правда, другими издателями). Издание "Вестника" было возобновлено в 1987 году и продолжалось до 1990 г.
 
Проообразом "Украинского вестника" была "Хроника текущих событий". Помимо упорядоченной и систематизированной информации о движении, репрессиях и положении политзаключенных (судя по разделу "Хроника", бюллетень имел корреспондентов в более, чем 10 областных центрах Украины) "Вестник" включал в себя произведения, распространяемые в самиздате - исследования по истории, данные о геноциде украинцев, литературоведческие работы, стихи, прозу. Интересно, что Светличный и другие шестидесятники возражали против выпуска периодического издания, справедливо полагая, что это ускорит репрессии.
 
В 1971 г. властями было решено покончить с самиздатом. 1972 год начался с многочисленных арестов активистов-шестидесятников, аресты сопровождались массовыми обысками и увольнениями с работы. Среди сознательных украинцев были уволены тысячи людей. Чистка коснулась не только научных и культурных учреждений, но и сельской интеллигенции и партийных и советских работников. Огромные масштабы приобрела тайная и явная слежка, перехват писем, прослушивание телефонных разговоров. Одновременно началась новая волна русификации. Так шло широко задуманное мероприятие по искоренению национального самосознания украинцев.
 
В дальнейшем Украина превратилась в полигон для опробования КГБ новых методов борьбы с инакомыслящими.
Здесь были совершены странные, до сих пор оставшиеся загадкой, убийства (Алла Горская, Владимир Ивасюк, Николай Зварич), впервые были подложены наркотики при обысках. Здесь была начата практика фабрикации уголовных дел - за изнасилование, за хулиганство, за сопротивление власти, за хранение наркотиков и т.д. Именно на Украине репрессии были особенно жестокими.
   Следуют «новшества» - первый лагерный срок за участие в хельсинкском движении женщине (Ольге Гейко), первое применение 62 ст. УК к женщине пенсионного возраста -
75-летней Оксане Мешко, первое осуждение женщины за то, что она добивалась освобождения мужа-политзэка (Раиса Руденко). С Украины начались и повторные
аресты - членов Украинской Хельсинкской Группы (УХГ). Здесь широко практиковались внесудебные репрессии.
 
Использованы материалы Евгения Захарова, Харьковской правозащитной группы, личный сайт киевского правозащитника Игоря Баренко, статья адвоката Семёна Гароненко (с их любезного разрешения)/
 
Продолжение будет.
© AGATA [05.07.2010] | Переглядів: 10930

2 3 4 5
 Рейтинг: 40.7/54

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook