для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Суд на костях


Суд на костях
"Соотечественники, страшно! Господи! Пусто
и страшно становится
в Доме Твоем!"
 
Николай Васильевич Гоголь
**********
Вставай, хто живий,
В кого думка повстала!
Година для праці настала!
Не бійся досвітньої мли,
Досвітній огонь запали,
Коли ще зоря не заграла.
 
Леся Украинка
 

Есть в Киеве район, который называется Соломенский, в народе - просто Соломенка.
    
        Считается, что история Соломенки начинается в XIX веке.
На самом же деле в этой местности люди жили ещё во времена неолита.
Во время археологических раскопок на Соломенке были обнаружены кремневые наконечники стрел, каменные ножи, скребки,
а также обломки керамики с орнаментом.
Как киевское предместье, Соломенка известна с 1830-х годов. Она представляла собой небольшую слободку, на которой
стояли крытые соломой мазанки (отсюда и название местности), принадлежавшие крепостным Киево-Печерской лавры, отставным солдатам  и малоимущим людям.
 
   В 1858 году часть Соломенки была присоединена к Киеву как компенсация за земли, отобранные у города при строительстве
Новой Печерской крепости.
В 1860-е годы население предместья начало быстро расти. Этому способствовало строительство в долине
реки Лыбедь железной дороги. Вначале жителями Соломенки стали те, у кого отобрали земли под прокладку
железнодорожного полотна. Затем, когда при железной дороге были созданы вагонные и паровозные мастерские,
их работники поселились на Соломенке. Так возникла Железнодорожная колония.
 
Появление железной дороги привело к разделению Соломенки на Нижнюю (вдоль реки Лыбедь и железнодорожного полотна, ныне — промзона) и Верхнюю (по обе стороны современной улицы Урицкого). В 1870 году был построен в стиле английской готики архитектора Вишневского железнодорожный вокзал,  в 1857 году построен Владимирский кадетский корпус -
по проекту И. В. Штрома. В 1874 году на обеих Соломенках проживало 3910 человек, насчитывалось 379 домов, из них
76 — землянок и мазанок, и лишь один дом был каменным. Из 212 дворов только 36 имели колодцы.
 
В январе 1901-го Сенат постановил отделить Верхнюю Соломенку от Киева, и слободка стала самостоятельным селом.
Лишь в 1910 году вся Соломенка полностью вошла в городскую черту. Советская власть, взявшаяся переименовывать
киевские улицы и целые районы, не оставила без внимания и Соломенку. Её назвали Сичнивка — в честь восстания в Киеве в январе 1918 года. Впрочем, новое название не прижилось, и спустя десятилетие местности официально вернули её историческое название. В 1926 году улицу Игнатьевскую, центральную магистраль Соломенки, назвали улицей Урицкого. В 1960-70-е годы облик Соломенки кардинально изменился. Прежние усадьбы ушли в прошлое (хотя и поныне ещё кое-где можно обнаружить остатки прежней застройки), им на смену пришли 9-18-этажные дома. Центральная улица Соломенки -
улица Урицкого — в результате реконструкции расширилась в несколько раз.
 
А в 2002 году на карте столицы появился Соломенский район.
В 1832 году (называются различные, но близкие даты) на правом берегу Лыбеди возникло Соломенское кладбище, которое решением городской Думы было закрыто в 1890-м «из-за близости к железной дороге и невозможностью дальнейших захоронений усопших рядом  с грохотом и шумом». Кладбище было перенесено в Верхнюю Соломенку.
  Здесь, в частности, похоронены украинский архитектор В. А. Осьмак, математик
В. Е. Дяченко, Герои Советского Союза И. Е. Кустов и А. К. Окунев.
Отец Спиридон (Кисляков) - афонский монах, был миссионером в Сибири, полковым священником на Первой мировой войне, одним из авторов “Христианской мысли”. Известны его ставшие знаменитыми “Записки священника”. Организовал из нищих и городских “низов” общину Иисуса Сладчайшего. Умер в 1930 г., гроб с его телом нищие несли на руках через весь Киев, похоронен на Соломенском кладбище.
 
История Киева знает немало авиапроисшествий в воздухе над городом.
       В самой большой киевской авиакатастрофе погибло девять человек – все летчики из 86-го объединенного авиаотряда Украинского управления ГВФ. В их числе был и заместитель командира эскадрильи И.Т. Тарапунов. Все они были похоронены на закрытом ныне Соломенском кладбище, где стоит единственный во всем Киеве монумент жертвам воздушной катастрофы. Роль общего креста на этой могиле выполняет винт самолета "Ил-14" с закрепленным на нем железным венком.
Эта самая трагическая из этих авиакатастроф случилась ровно пятьдесят лет назад –
17 августа 1957 года.
  
Вечером того дня грузовой самолет "Ил-14М" с бортовым номером Л-2071, следовавший рейсом из болгарской столицы, благополучно достиг Киева и в 19.45 по местному времени начал заходить на посадку в районе Жулянского аэропорта. Всего девятью минутами позже, в 19.54, аэродром дал разрешение на посадку другого самолета аналогичной модели, под номером Л-1360. Этот "борт" только что провел короткий тренировочный полет вокруг аэропорта и теперь также готовился к приземлению. Вполне обычная, "штатная" ситуация, которая, казалось бы, не предвещала никакой беды. Если бы не совпадение двух факторов, которые в итоге и спровоцировали кровавую трагедию
в киевском небе.
 
С целью тренировки оба самолета садились с зашторенными стеклами пилотских кабин, отрабатывая посадку "по приборам", в условиях нулевой видимости. В результате пилоты обеих машин не могли видеть друг друга, полностью полагаясь на сообщения с "земли". Однако диспетчеры аэропорта в Жулянах, которые должны были координировать полет двух "слепых" машин, почему-то "забыли" о "болгарском" грузовом самолете под номером Л-2071 и контролировали полет лишь одного самолета, возвращавшегося после воздушной "тренировки". В итоге пути двух "бортов" пересеклись в самом начале взлетно-посадочной полосы, на высоте ста пятидесяти метров над землей.
 
Пилоты Л-1360 в последний момент увидели летящий на них самолет. Отчаянным маневром они попытались уйти от столкновения, но Л-2071 все же задел своего "близнеца" и винтом перерубил ему часть крыла вместе с бензобаком машины. Семнадцатитонный "борт" Л-1360 тут же потерял управление, загорелся, перешел в крутое пике и рухнул на землю на жилой частный дом. Очевидцы рассказывают,
что это был гигантский, ярко полыхающий факел.
"Борт" Л-2071 тоже загорелся, но экипаж еще несколько секунд удерживал его в воздухе. Однако воздушный винт, разбалансированный после сильнейшего удара, сорвал двигатель на правом крыле самолета, а затем отрубил кабину. "Ил-14" взорвался в воздухе и тоже рухнул вниз – на поселок Совки. На часах было двадцать часов и две минуты. Страшная авария, спровоцированная халатностью диспетчерской службы аэропорта "Жуляны", случилась в течение каких-то пяти-семи минут.
 
  На этом кладбище в 1-м и 2-м секторах производились захоронения офицеров и кадетов Киевского Владимирского кадетского корпуса, а также офицеров, погибших на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. В 50-х годах прошлого века захоронения в секторе №1 были уничтожены, а на его месте сейчас находится административное здание.  
   Во втором секторе многие захоронения разрушены и находятся в запустении.
   Но все-таки удалось найти несколько захоронений кадетов и офицеров Киевского Владимирского кадетского корпуса.  
  






 

 

В 1941 году во время первых же бомбёжек кладбище было практически превращено в месиво. Официально считается, что немцы были снабжены «дезой», и считали, что бомбят военный завод.
   После войны кладбище силами населения было восстановлено (насколько это было возможно), и начались новые захоронения. Хотя нередко они - увы! - проводились поверх предыдущих.
      
За многие столетия существования Киева в его землю легли бесчисленные поколения жителей. Даже в самом центре нынешней столицы, на Бессарабке, в начале четной стороны Большой Васильковской улицы, ливневые потоки в незапамятные времена вымывали из земли гробы: там лет двести назад находилось лютеранское кладбище.
Впрочем, речь идет не только о древних некрополях. Строительство на костях было довольно частым явлением и в советские времена. Бессарабка, "карандаш", телевышка и Апелляционный суд* построены на костях.
    
Так, в конце 70-х гг. сразу несколько участков Соломенского кладбища были просто уничтожены и отошли под проектируемый небоскреб Министерства мелиорации (превратившийся в долгострой на 25 лет).
      За четверть века здесь, на месте Соломенского погоста, по разным причинам
погибло с десяток человек.
Но, наконец, судьба долгостроя решилась - в 2006 году туда въехал Апелляционный суд*.
  
Мистики говорят, что именно поэтому этот орган может принимать порой весьма спорные решения*.
   Церковники считают, что строить на кладбищах можно только храмы. А вот сооружение других зданий — кощунство. Ведь это нарушает покой усопших.
Нынче здания, возведенные на костях, дурной славой не пользуются, но, тем не менее, по словам специалистов, энергетика там нехорошая.
 
Самое страшное преступление — осквернение могил предков, "кровавая тризна" на костях ушедших поколений — убедительно демонстрирует не только духовное обнищание власти, но и становится Апокалипсисом безнравственности.
В психиатрической науке есть такой медицинский термин — "скорбное бесчувствие", обозначающий тяжелый недуг. Это, по сути — болезнь бездушия, когда человек полностью лишается способности к сопереживанию, абсолютно не воспринимает горе и радости других. "Равнодушно-привычный вандализм по отношению к могилам своих предков — не есть ли зловещий признак того, что эта страшная болезнь затронула душу народа?", — вопрошал Евгений Филатов.
 

*Апелляционный суд города Киева оставил в силе решение Печерского районного суда столицы от 24 июня, который избрал для бывшего председателя Государственной таможенной службы Анатолия Макаренко меру пресечения в виде содержания под стражей. http://news.online.ua/313184/
 

© AGATA [03.07.2010] | Переглядів: 5960

2 3 4 5
 Рейтинг: 45.2/43

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook