для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Два берега


Два берега
На прошлой неделе мне довелось прочесть два интересных материала в разделе «ИМХО». Один из них написан на украинском и принадлежит Ивановне, другой – на русском и написан Федором Злобиным (или Незлобным?). Но оба посвящены одному вопросу – украинскому языку в Украине. При том, что оба автора, судя по их материалам на ДД, люди неравнодушные и настоящие патриоты, их отношение к перспективам развития украинского языка существенно различается, хотя у обоих выражено достаточно эмоционально.
 
И мне показалось любопытным попробовать «поверить алгеброй гармонию» - попытаться, что называется, с цифрами в руках рассмотреть языковой вопрос. Хотя бы в отношении какой-то части жителей Украины. На сегодняшний день мы располагаем одним более-менее достоверным источником информации о знании украинцами украинского языка – данными независимого оценивания (ВНО). Он дает картину только для  определенной возрастной группы – абитуриентов, в подавляющем большинстве, выпускников школ. Но, с другой стороны, как раз эта возрастная категория очень интересна – ведь будущее языка в огромной степени зависит от того, насколько он востребован в новых поколениях граждан страны.
 
Поэтому я решил присмотреться поближе к результатам ВНО по украинскому языку и литературе. Правда, не нынешнего года, а прошлого, поскольку статистика этого года появится где-то к осени, а картина по 2009 и 2010 году вряд ли будет заметно отличаться.
 
Сразу скажу, что мои выкладки, разумеется, не претендуют на научность. Хотя данные я брал из официальных источников, чтобы не утомлять читателей цифрами, взял несколько, с моей точки зрения, показательных примеров. Это такая себе попытка «моментальной фотографии», попытка за рядами цифр увидеть тенденции и, если не дать правильных ответов, то, по крайней мере, попробовать сформулировать правильные вопросы.
 
Итак, если несколько упрощенно представить результаты ВНО по украинскому языку в привычной для школы балльной системе, картина получается следующая:
 
Низкий уровень (1-3 балла) -              8,6%. Это то, что раньше называлось «неуд»
 
Средний уровень (4-6 баллов) -         43,4% По старой системе это тройка, «удовлетворительно»
 
Достаточный уровень (7-9 баллов)  -  36,4% , «хорошо»
 
Высокий уровень (10-12 баллов) -      11,6%. Это отличники.
 
Бросается в глаза огромное количе ство учащихся «двоечников» и «троечников» - более половины. А ведь это заведомо те, кто поставил для себя цель - поступления в ВУЗ. Почему такой перекос в сторону низких оценок? Напрашиваются два варианта:
 
- тесты слишком сложные и не соответствуют уровню школьной подготовки
- у украинских школьников плохая подготовка по языку и литературе.
 
Естественно, абитуриенты и их родители отстаивают первую точку зрения, сотрудники Центра оценивания качества знаний – вторую. Видимо, доля истины есть в обеих позициях. Качество тестов по некоторым предметам стало притчей во языцех, а с качеством подготовки тоже не все гладко.
 
Разумеется, в результатах ВНО есть и заметные региональные различия. Процент того, что можно условно считать хорошими достижениями («хорошо» и «отлично») колеблется от 45-50% в восточном регионе до 52-58% в западном. Учитывая, что, все же, языком повседневного общения в восточных областях является преимущественно русский, а в западных – преимущественно украинский, такие различия вполне обьяснимы.
 
Но все это, так сказать, «средняя температура по больнице». А если попробовать конкретизировать?
 
Я взял для сравнения результаты по двум городам. Поскольку сравнение Донецка и Львова уж слишком заезжено, для меня объектами подсчетов стали Ивано-Франковск и Макеевка. Города, расположенные в разных регионах, один из них украино-, другой русскоязычный. Но при этом города сопоставимы по количеству жителей, по структуре учреждений образования, и очень близки по количеству участвовавших в ВНО (1863 в Ивано-Франковске и 1750 в Макеевке).
 
Сравним результаты (в процентах):
                                                                             Ивано-Франковск                                            Макеевка
Низкий и средний («двоечники» и «троечники»)               24,7                                                             48,7
Достаточный  и высокий («хорошисты» и «отличники»)     75,3                                                             51,3
 
По другим крупным городам Запада и Востока картина сходная. Если уважаемые читатели захотят сами провести подобные параллели, данные можно взять здесь: http://crimeatest.org.ua
 
Как видим, различия в результатах тестирования очень велики и они не в пользу русскоязычного региона. Казалось бы, зачем автору ломать копья и доказывать очевидное? Однако ж, обратите внимание на одну деталь: результаты ВНО учащихся русскоговорящей Макеевки заметно выше, чем в среднем по Украине! Но, если достижения жителей городов западной и центральной Украины намного выше средних по стране, а восточной - по крайней мере, не ниже, то что же привело к такому проседанию общего результата? Ответ простой и грустный: это итоги ВНО в сельских районах и районных центрах. Именно здесь картина наиболее тревожная, причем она не слишком меняется в разных регионах. Если количество тех, кто прошел ВНО неудачно или не слишком удачно, в городах западной и восточной частей Украины различается в разы, то в селах, поселках и райцентрах различия подчас малозаметны. И у сельских районов Ивано-Франковщины по этому признаку  гораздо больше сходства с сельскими районами Запорожской или Харьковской областей, чем с собственным областным центром.
 
Сельская школа – извечная головная боль системы образования.  Ее проблемы время от времени пытаются решать целевыми программами, но выглядит это как лечение гриппа аспирином – симптомы снимает, а болезнь не лечит. Здесь в тугой клубок сплелись организационные, финансовые, кадровые вопросы. Вот и выходит, что в глубинке полно способных и трудолюбивых детей, ничуть не меньше чем в столицах. Но учить их на надлежащем уровне порой некому и не за что. В том числе и учить украинскому языку. Семья и украиноязычное окружение далеко не всегда могут восполнить пробелы в знаниях – ведь речь идет не просто о бытовом общении, а об овладении литературным языком, деловой речью, терминологией.
 
Кстати, с низкими баллами по тестированию связано одно распространенное заблуждение – что снижение «планки» по языку ликвидирует стимул к его изучению у русскоязычных школьников. Как видим, на сегодняшний день снижение проходного балла по украинскому языку для определенной категории абитуриентов выгодно скорее не для выпускников школ в городах «русскоязычной Украины», а для выпускников сельских школ независимо от региона проживания. Хотя, по правде сказать, я считаю создание  таких лазеек и категорий абитуриентов, которые «равнее остальных» в корне ошибочным.
 
Обратимся теперь к другой части шкалы – к высоким достижениям. Здесь есть смысл сравнивать, прежде всего, школы нового типа – гимназии, лицеи, коллегиумы. Количество участников ВНО, учащихся таких школ, в наших городах различается, но не очень сильно – 500 в Ивано-Франковске, 323 в Макеевке.
 
Их результаты:
                                                                                  Ивано-Франковск                                      Макеевка
Низкий и средний («двоечники» и «троечники»)                13,2                                                         21,1
Достаточный  и высокий («хорошисты» и «отличники»)      86,8                                                         78,9
 
Как видим, и здесь различия достаточно заметны. Но их никак нельзя назвать разительными. При этом 4/5 гимназистов и лицеистов Макеевки успешно справились с испытанием и по своим знаниям языка вполне готовы обучаться в ВУЗах на украинском языке. Следовательно, русскоязычная среда не предопределяет фатальной невозможности хорошо знать государственный язык. Зато  важны, с одной стороны, мотивация, с другой – высокий уровень обучения. В школах нового типа, как правило, то  и другое есть. Но они – только малая часть в море учреждений образования.
 
Какие же выводы можно сделать из этого небольшого обзора? Попробую сформулировать их так:
 
- будущее государственного языка невозможно без качественной подготовки его носителей – учащейся молодежи;
 
- современная украинская школа решает эту задачу далеко не лучшим образом;
 
- проблема качественного обучения школьников украинскому языку носит не региональный, а общегосударственный характер.
 
Иначе говоря, современная украинская школа не может обеспечить конституционного права – права на равный доступ к образованию, и это довольно четко отразило ВНО. А это, в свою очередь, создает вполне реальную угрозу будущему украинского языка.
© Innorganik [15.06.2010] | Переглядів: 6450

2 3 4 5
 Рейтинг: 44.9/76

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook