пароль
пам’ятати
[uk] ru

Мавпи не винні


Мавпи не винні
Дождались-таки! Дошла  и до Украины эстафета «обезьяньих процессов». Вслед за Россией с незабвенной школьницей Машей Шрайбер и ее настырным папой, в конце 2009 года группа родителей из нескольких городов Украины подала судебный иск на министерство образования, в котором требовала ввести в школах наряду с теорией эволюции изучение так называемого «научного креационизма».
Для справки, «креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом».
Когда-то писатель Андрей Лазарчук заметил, что едва ли не все цивилизованные страны проходили раньше или позже через попытки в судебном порядке отменить теорию эволюции и что это, своего рода, обряд инициации. Ну что ж, нас можно поздравить. Хоть в чем-то мы среди лидеров мирового сообщества.
Судебный процесс проходил ни шатко ни валко, но вот, наконец, в конце мая  «Окружной административный суд Киева вынес решение, согласно которому, человек произошел от обезьяны. Именно этой теории происхождения homo sapiens будет и дальше придерживаться Минобразования при обучении украинских школьников» ( ТСН.)
Пока что, как видим, постановление суда оказалось на стороне науки. Креационизм, кокетливо нацепивший на себя ярлычок «научный» (хотя к науке биологии он имеет такое же отношение, как попытки постройки вечного двигателя к физике), остался там, где ему и положено быть – в кунсткамере. Нам  пока позволили эволюционировать. Надолго ли? То, что произошло, можно было бы воспринимать как курьез, не будь «обезьяний процесс» симптомом продолжающихся  уже довольно долго попыток протащить религию в  школы.
В теории все выглядит четко и однозначно. Конституция определяет Украину как государство, где «церква і релігійні організації … відокремлені  від
держави, а школа - від церкви. Жодна релігія не може бути  визнана
державою як обов'язкова.»
. На практике сложнее. Ни для кого не секрет,что после десятилетий советского государственного атеизма маятник общественной жизни качнулся в сторону религии. Этим не преминули воспользоваться, с одной стороны, державные мужи и дамы, с другой – религиозные деятели различных конфессий. У тех и у других свои интересы. С политиками все ясно – кому же не хочется задешево прослыть ревнителем моральных ценностей,  а заодно примерить на себя известное изречение «Нет власти не от Бога». Насколько естественно у них это получается – ответ, как бы это помягче выразиться, неоднозначный. Вспомните, тот же Ющенко, человек, вроде бы, искренне верующий, в своем отношении к религии от избытка показного усердия балансировал на грани кощунства. В точности по  Евгению Шварцу, «почетный святой, почетный великомученик, почетный Папа Римский…».  Как в роли «вірян» выглядят Янукович или Тимошенко или деятели рангом поменьше, и вовсе вспоминать неловко. Однако ж такое отношение власть имущих к обрядам дает негласный посыл религиозным деятелям - расширять сферу свого влияния. А кто наиболее привлекательная аудитория для любой конфессии? Правильно, молодежь, дети. Ибо восприятие свежо, а мировоззрение пока не сформировано. Казалось бы, что в этом плохого, ведь большинство религий создают цельные представления о мире и человеке, и эти представления, как правило, позитивны? Но не так все просто. В цивилизованных государствах не зря уже больше столетия руководствуются принципом: религия  -  сфера частной жизни, семьи, а государственное образование светское. У нас этот принцип не всегда в чести. И вот уже в головах школьников потихонечку начинает размываться научная картина мира, а «плюрализм мнений» требует называть учения вроде креационизма не белибердой, а альтернативними взглядами.
Схожая картина с преподаванием в некоторых областях Украины основ православной культуры или православной этики. Опять-таки, на первый взгляд, разве плохо, если учительница станет знакомить детишек с евангельской проповедью доброты и всепрощення? Или обаятельный батюшка заглянет к ребятам на урок побеседовать о морали? Проблема только в том, что все религиозные конфессии формально равны в правах и преимущество православной церкви основано на традиции, но отнюдь не на законе. А значит, следом за батюшкой в школу зачастят проповедники различных сект, священники разных конфессий, а там, глядишь, и шаманы подтянутся. Если одним можно, почему другим нельзя? Я почти не утрирую. Если шаманов в школе мне пока не доводилось видеть, то проповедники «свидетелей чего-нибудь» захаживают, и нередко даже с рекомендательными письмами чиновников от образования. «Убедительная просьба оказать содействие и т. д.». А о латентном конфликте между православними и католиками за право преподавать в школах свою версию христианской этики можно прочесть на сайтах религиозной тематики, например здесь http://www.orthodoxia.org.ua.
            Словом, педагоги и родители могут задать себе вопрос: хотят ли они, чтобы школа стала полем боя за умы и души детей? Лично для меня ответ очевиден – религиозное просвещение, образование и воспитание должно быть прерогативой семьи, или религиозно-просветительских организаций за пределами школы. Государственная же школа должна оставаться светской.
А вы, уважаемые дурдомовцы, как думаете?
© Innorganik [08.06.2010] | Переглядів: 2436

2 3 4 5
 Рейтинг: 45.9/47

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти або зареєструватися



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати