пароль
пам’ятати
[uk] ru

С дверкой в жопе или полный хэтчбэк


С дверкой в жопе или полный хэтчбэк
Вынесенное в заголовок выражение – мой собственный, несколько вольный, перевод с английского названия одной из популярнейших конфигураций легкового автомобиля «хэтчбэк». Мне кажется, оно довольно точно отражает суть безобразия, именуемого мировым экономическим кризисом, и глубокомысленный идиотизм, с которым его пытаются разрешить как во всем мире, так и, особенно, в Украине. Как говорится, навеяло.
Вспомним как это началось. В одно прекрасное утро, народ узнал из телевизоров, что все банки мира вдруг стали неплатежеспособными, и что виноват в этом он же, народ, потому что ни с того ни с сего перестал банкам доверять. С чего бы? Много лет доверял и вдруг организованно, колонной по четыре в ряд пошел забирать свои вклады. Кто-то, все таки, должен был крепко напугать народ, и кроме банков, сделать это было некому. В благополучной финансовой системе любая искусственно созданная паника легко гасится временным перераспределением ресурсов. В сущности, устойчивость по отношению к подобным внешним воздействиям – обязательное свойство любой сложной, в том числе финансовой, системы.
А ведь были звонки: несколько крупных скандалов с финансовыми учреждениями в Юго-Восточной Азии, затем – в США. Наконец, с нашим родным Проминвестом.
В конце концов, идиотизм ситуации начало понимать даже начальство, вещающее в телевизорах, и кризис постепенно из финансового превратился в экономический. И виноватого нашли – тещу. В нашем случае, США. Мол, слишком щедро раздавали ипотечные кредиты.
Но вот ведь загвоздка. Представим, дорогой читатель, что однажды, вернувшись с работы домой, вы обнаружили в своей квартире на первом этаже выбитое окно. Поверите ли вы мальчишкам, ежедневно гоняющим рядом мяч, что это сделали марсиане, прилетевшие на тарелке?
Так почему же вы верите, что к мировому кризису привело головотяпство в отдельно взятой, пусть и мощной стране? Больше ничего примечательного в мире не происходило?
Происходило. Но прежде поговорим о том, что составляет основу экономики небедной страны. Проще говоря, на что народ тратит большую часть заработанных (а где и уворованных) денег. Таких вещей две: жилье и автомобили. Ага, все-таки ипотека? Нет. Жилье, при всем огромном спросе на него, товар не динамичный, покупаемый на всю жизнь. Его нельзя перевезти в другое место, никто не продаст подержанный дом в хорошем месте за полцены, ибо земля стоит дороже. То ли дело автомобиль. Погонял полгода – продал тому, у кого денег поменьше, себе купил более престижный. Далее процесс повторяется многократно, а самый первый автомобиль доживает век на дорогах Южной Америки, Африки или СНГ. Таким образом, удается собирать денежки со всех, у кого они есть хоть в каком-то количестве. Невзирая на границы и расстояния!
Ничего предосудительного в этой схеме нет, но есть один недостаток – потребность в постоянном расширении рынка. Правда, поначалу здесь все выглядело довольно оптимистично: падение железного занавеса, экономический подъем Китая и Индии… Новые рынки! Как бы не так. Кто-то заметил: люди живут так, как будто они бессмертны. Добавим: и как будто Земля все еще плоская и края ее никто не видел. Не видели подорожания нефти, вызванного подъемом экономик двух крупнейших стран. Не видели падения спроса на автомобили, вызванного ростом цен на бензин и солярку. Не видели падения цен на автомобильном рынке, вызванного появлением китайских машин – вполне приличного качества, дешевых и в огромных количествах. И не видели невозвращенных кредитов взятых под продажу машин, которые, однако, остались непроданными либо были проданы с убытком. Не видели, потому что автопром – святое, как слава КПСС у нас в недалекие времена. Вот такой хэтчбэк!
Любопытен способ выхода из ситуации – кредитование банков для их спасения. Я долго не мог понять, какой смысл в кредитовании умирающего банка. Ведь в случае его кончины не остается ничего, кроме долгов. Причем долгов банка будет намного больше, чем не безнадежных долгов банку – иначе бы он здравствовал. Разумнее кредитовать предприятия-должники. Деньги все равно попадут банкам, но предприятие может вернуть долг акциями, земельным участком, оборудованием – оно не может, подобно банку, лопнуть как мыльный пузырь. Опять же, в этом случае шанс на спасение предоставляется не только банку, но и предприятию, которое он кредитовал. Двойной результат за те же деньги! Меня просветила супруга. Как ты думаешь, спросила она, где власть держит свои деньги?
Вот те на!
Как сказал поэт, удержать власть – продолжать красть.
Добавлю: всласть.
В конце концов, американцы начали кредитовать автопром. У нас в Украине Тимошенко перебила накачивание банков деньгами, но на производство к тому времени средств (или сил?), похоже, не осталось. Здесь автопром – не религия, поэтому было вполне разумное объяснение того, что случилось: падение спроса на автомобили обернулось падением спроса на сталь, падением ее экспорта и, наконец, падением поступления долларов в страну. Мало долларов – большая цена на них. Логично!
Одна неувязка. Приведенная схема описывает рост стоимости доллара, но беглый взгляд на ситуацию с разными валютами в разных странах свидетельствует о том, что мы все же имеем дело с падением гривны.
Чтобы разобраться, вспомним недавнюю историю. После предыдущего дефолта курс доллара установился примерно на 5.60, цена мяса – около 15 гривен, квартиры – несколько тысяч зеленых. К нынешнему дефолту мясо, вместе с остальными продуктами, подорожало с тех пор в несколько раз, жилье – раз в двадцать. Доллар тоже не стоял на месте, но такой прыти не демонстрировал. Кто сомневается, может проверить по Интернету розничные цены на разные товары. И тем не менее, зеленый падал относительно гривны. Почему? Разумное объяснение – избыточный экспорт, что подтверждается официальным объяснением обвала гривны, приведенным двумя абзацами выше, а также недавними радостными всхлипами начальства, после некоторого восстановления экспорта, по поводу счастливого возврата к положительному торговому сальдо.
Вот теперь у нас есть все для восстановления картины.
После того, как закончился дефолт девяностых, ожившая промышленность начала работать исключительно на экспорт. Импортировались только электроника да безобразный секонд-хенд, заместивший весь отечественный текстиль. Импорт сдерживался под предлогом необходимости защиты отечественного производителя. А он, в этой ситуации, на самом деле нуждался в защите, поскольку дешевый доллар делал непомерно дешевым импорт. А контрабанда и вовсе превращалась в золотое дно. Должны были существовать и просто виртуальные схемы выкачивания денег из перекошенной системы: купить в Украине зеленых по дешевке и продать подороже за бугром. По безналу! Представляете, эдакий вечный двигатель, кующий деньги из ничего!
Теперь схема лопнула. Она не могла не лопнуть, кризис лишь ускорил это событие. Я вспоминаю растерянные лица власти в первые дни кризиса и пытаюсь понять, что привело этих людей в смущение – обвал гривны или конец халявы? Хотелось бы думать, что первое, но это слишком фантастично.
© popovvv [27.02.2009] | Переглядів: 7050

2 3 4 5
 Рейтинг: 43.0/7

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти або зареєструватися



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати