Вот и прошло 9 мая. На дурдомовских страницах немало (и справедливо) было написано о ненужной помпезности празднования,о коммерциализации воинской символики. Но, хотелось бы задать вопрос - почему вполне советский по форме праздник находит такой широкий отклик у людей? Неужели все дело в том, что тысячам наших граждан одновременно захотелось надеть георгиевскую ленту и поесть шашлыков на свежем воздухе под военную музыку? Почему, несмотря на неоднократные попытки изменить формат праздника, он остается таким - с парадом, салютом, военными оркестрами... И с ленточками.
Мне кажется, одна из причин этого - неспособность за годы независимости в Украине сформировать собственный историко-патриотический миф. Я имею в виду слово "миф" не в смысле сказки или байки, а как "психическе явление, которое отображает глубинную сущность человеческой природы" (Юнг). Мы, украинцы молодая политическая нация. А ни одна великая нация в период своего формирования не обошлась без мифа о великих предшественниках. У кого-то это были отважные завоеватели, у кого-то открыватели новых земель, религиозные реформаторы или гениальные художники. В первые годы независимости в Украине не особенно получалось гордиться текущими свершениями. И власть вкупе с частью гуманитарной элиты попыталась строить национальную идентичность самым простым способом - на отторжении. "Мы - не они". Апогея эта политика достигла в годы правления Ющенко: "история Российской империи - не наша история", "история СССР - не история Украины" и, уж конечно, "Великая Отечественная война - не наша война". А если целиком отказаться от наследия той державы, что в остатке?
И появилась удивительная концепция народа-жертвы, история которого (исключая трипольцев) - сплошная цепь завоеваний, поражений и оккупаций. Но, ли может себя комфортно чувствовать народ, в исторической памяти которого главное событие - голодомор, главная битва - бой под Крутами, главный национальный герой - Мазепа. В этой цепи история Великой войны заняла почетное место. Нам настойчиво повторяли пять лет, что вермахт и Красная армия в равной (или, почти в равной) степени были оккупантами, а единственной силой, сражавшейся за национальные интересы, была УПА. Для кого-то это утверждение категорически неприемлемо, кто-то принял его "на ура". Но, безотносительно к истинности или ложности такого подхода, УПА - это армия, потерпевшая поражение. Таким образом, в фундамент идеологии поражения закладывался еще один камень.
Очевидно, что концепция истории Украины как истории поражений не приобрела большой популярности (вместе со своим главным идеологом -пасечником). И нынешние георгиевские ленточки - пусть не всегда уместное, но отражение внутреннего ощущения людей. Ощущения себя потомками не побежденных, а победителей. Как, собственно говоря, и есть на самом деле.