для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Звидукинд Неведомский. Путь масок: «люди» и «леди», или Avatar, часть вторая.


Звидукинд Неведомский. Путь масок: «люди» и «леди», или Avatar, часть вторая.
Тепер, коли вочевидь виявилося, що ми маємо одразу два безголових уряди - "тіпа коаліційний" і "опозиційний" (перший - тому що там немає ні голів, ні мізків, а другий - через те, що ЮВТ не має формальних підстав очолити "тіньовий ур’яд"), з’явився сенс поговорити й про другого "безголового вершника".
 
Крім того, варто нагадати деяким надмірно акцентуйованим особистостям, що partia - це лише "частка", а не ціле, тож будь-яка партійна ідентифікація a priori розколює свідомість (якщо вона, звичайно ж, взагалі присутня) й перетворює носія партійної ідентичності на шизофреника.
 
До того ж partia ("партія") - зовсім не те, що patria ("Батьківщина"), а "Батьківщина" - зовсім не те, що партія з однойменною назвою. Треба думати далі, адже всі відповіді на "вічні" й "кляті" українські питання поки що нічого не дали. І хай збереже sane and the like their sanity.
 

 

 

 

 
Звидукинд Неведомский

Путь масок: «люди» и «леди», или Avatar, часть вторая

Краткое содержание первой части: все пропало…
 
Украина для людей!
(Предвыборный слоган В.Ф. Януковича
)

Немейський лев ще той був, звісно, суперник, але в порівнянні з Лернейською гідрою він просто пухнасте кошеня…
(слова Геракла в одному з рекламних роликів)

Жінка – це така киця, що будь-якому чоловікові може влаштувати собаче життя!
(Фольклор)

    
 
     Есть такое затасканное латинское выражение – vox populi, которое мы в советские времена, зная реальные возможности применения наших голосов и заполненных нами «бюлетней» на «всеобщих и демократических», переделывали в адекватную действительности фразу: «vox в попу ли?» (еще и спрашивали, как будто не ясно было и так) с вариантом: вместо «vox» – «воск», что вызывало ассоциацию с вазелином, облегчающим всякий процесс «ґвалтування», в том числе народа властью. Голоса мы тогда отдавали в основном за портреты членов Политбюро или других членов рангами пониже, портреты которых неизменно красовались на главных площадях главных и так далее до самых неглавных городов и местечек «широко страны моей родной».
 
     Нынче мы свои голоса отдаем не за портреты, а за личины, по-научному «имиджи», «героев» (в смысле – персонажей) нашего политикума, точнее же – маски (В.И. Даль: «маска – личина,  в прямом и переносном значении,  накладная рожа… притворство,  двоедушие… окрутник,  ряженый,  переряженый»; о принципе их использования в украинской политике см. мое: «Местоимение, имение места, имение вместо или имение в место?»: http://www.dc-summit.info/20091224705/Mestoimenie.html, http://www.dc-summit.info/20091228709/Mestoimenie.html). Отдаем в целом с тем же успехом, что и в советские времена: «Голосуй – не голосуй»… Уж по крайней мере таким образом некоторая (не бело-сердечная, а сердечно-красная) часть электората может удовлетворить свою ностальгию по прошлому, а ортодоксально-оранжевая – оправдать свой абстинентный синдром неучастия во втором туре президентских выборов.
 
     Маска и голос, стало быть, оказываются неизбежно связанными друг с другом. Этим воспользовался великий французский антрополог Клод Леви-Строс, опубликовавший в 1979 году книгу «Путь масок», в оригинале – La voie des masques, где слово voie – «путь» – омофонно, т.е. созвучно, французскому же слову voix – «голос». Так автор хотел показать, что намеревается проследить, с одной стороны, историко-культурную судьбу масок, а с другой – судьбу представляемого ими сообщения – отклики на их «голос». Об откликах я написал в первой части данной статьи («Avatar, или Путь масок: задним умом об украинских электорадостях» – http://www.dc-summit.info/20100312834/Avatar-ili-Put-masok.html), здесь же попробуем вкратце очертить возможные постэлекторальные траектории излюбленных масок (или, используя терминологию Джеймса Кэмерона, аватаров) народа на’ви.
 
Маска № 1 (на самом деле уже Маска № «вас тут не стояло»)

Прежде всего о том, о ком обычно принято aut bene, aut nihil (либо хорошо, либо ничего). О Викторе Андреевиче Ющенко. В целом пятилетие его пребывания у власти для краткости можно охарактеризовать цитатой из классика:
 
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
(«Ай да Пушкин, ай да сукин сын».)
 
     Ай да Пушкин, действительно! Ну, не гений ли? Скажите на милость, что из указанного не подходит к нашему третьему экс-президенту? Разве что «плешивый». Да еще вместо «нечаянно» следовало бы написать «совершенно незаслуженно». Кто (ну, пожалуй, кроме Веры Ивановны – которая Ульянченко – фамилия-то какая, специально подбирал, что ли, дабы об ульях не забывать?) способен по отношению к нему повторить фразу Марфы Васильевны из «Ивана Васильевича» (который меняет профессию): «И все-то ты в трудах,  все  в  трудах,  великий  государь,  АКИ ПЧЕЛА!». На самом деле вместо великих трудов наблюдалась преступная и постыдная бездеятельность, бездумный и бессодержательный псевдотанец псевдопчелы – или, если угодно, «тарантелла трутня» (в отличие от информативно насыщенного танца настоящих пчел), в результате чего майданщики поколения 2004-го года оказались пресловутой армией львов, руководимой бараном (© Наполеон Буонапарте), проигравшей битву армии баранов, руководимой не то чтобы львом и не то чтобы не бараном…
 
     Но не будем следовать буквально понимаемому совету Ницще «падающего подтолкни» – надобности нет, Ющенко и так упал ниже некуда, а вслед за собою провалил и всю страну, и ее обозримую историческую перспективу. Вспомним и о хорошем. Вот Александр (который Пушкин), говоря о властителе слабом и лукавом, имел в виду Александра (который Первый, который Романов, который царь-император). А между тем этот второй – ну, который Первый – Александр был просто-таки цветочком в сравнении со своим преемником – Николаем Первым, по прозвищу Палкин (читай Льва Толстого памфлет «Николай Палкин» и рассказ «После бала»). Это был либерал, вместе со Сперанским строивший планы модернизации и европеизации «Государства Россійскаго». Это ему принадлежат слова: «Европа – это мы». Не чувствуете разницу между царствующим бездеятельным либералом и Палкиным с его «час расплаты настал» (© В.Ф. Янукович)? Ну, ничего, еще почувствуете… Декабристы, мечтавшие что-то там написать на обломках самовластья, потом, задним умом, в сибирских острогах не раз поминали «плешивого щеголя» незлым, тихим словом. Потому что было с чем и где сравнить…
 
     Как бы там ни было, а путь этой маски окончен. Собственно, он был окончен значительно раньше, ибо после истории с диоксином у Ющенко давно уже на лице маска Агамемнона (та, что нашел Генрих Шлиман у Львиных ворот в Микенах) – это чтобы прямо не сказать «посмертная». Болезнь, которая была на лице (но до сих пор почему-то не налицо), начисто лишила носителя красной подковы счастья на оранжевом небе остатков мимики и породила иллюзию, что отстраненно-застывшее лицо власти по сугубо объективным  причинам неспособно выразить со всею надлежащею глубиной собственное содержание. Кто-то обманывался до последнего и верил, что «наступним президентом України буду я». Теперь это содержание никому не нужно. Мальчик умер – «а был ли мальчик» (© А.М. Горький)? В.А. Ющенко же из всего своего былого содержания нужно только дальнейшее содержание за счет налогоплательщиков дачи в Конча-Заспе с охраной, водителями да поварами, а также «содержание иждивенца» в размере 85 % должностного оклада со всеми надбавками (примерно 35 тыс. гривен в месяц). Ну, чтобы не пришлось коротать остаток жизни где-нибудь под забором, а то ведь помните прощальную пресс-конференцию: «Скажуть на вокзалі – буду на вокзалі»? Короче говоря, ecce homo, или – на более общепонятном – «се, человек» (© Понтий Пилат, Иоанн Зеведеев, он же Богослов), один из тех, для кого «Украина – для людей!» (© В.Ф. Янукович). Маленький, меленький и вовсе не миленький, как окончательно выяснилось, человечек.
 
Маска № 2 (никогда не признающая, что она – не № 1)

     Теперь о той, о ком лучше aut bene, aut bene (или хорошо, или хорошо) – иначе будет nihil, т.е. полная аннигиляция. Юлии Владимировне, казалось бы, повезло как никому: ведь, согласно распространенному поверью, находясь между двух тезок можно смело загадывать самые смелые желания. Но, сколько ни гадала Юлия между двух Викторов, так ничего и не выгадала, тем более виктории в битве за президентскую булаву и второго пришествия юлианского календаря. Поневоле закрадывается подозрение: быть может, она, сама того не сознавая, загадала свое настоящее, но слишком потаенное желание: снова вернуться в оппозицию, где все так четко и ясно и откуда так удобно развертывать собственную безудержную экспансивность? Как в рассказе Рэя Брэдбери «Синяя бутылка»: «тайное желание, запрятанное так глубоко, что о нем не догадаешься»?
 
     Впрочем, нет, судя по первым дням-неделям поведения нашей не то оппозиционерки во власти, не то власти в оппозиции: несколько дней в полной абстракции или фрустрации, после чего – довольно неуклюже организованное обращение в Высший Административный Суд Украины по поводу фальсификаций в ходе проведения выборов и еще более неуклюжее присутствие-участие в процессе. Лично я понял, что «все пропало», окинув беглым взором ритуальную троицу: одесную – вечно правый (в смысле «правильный», потому что постоянно меняющий взгляды) Леонид Кравчук, ошуйцу – вечно левый (в смысле все время норовящий что-нибудь провернуть «левым» способом) Андрей Портнов, но что самое печальное – в средостении между двумя своими кардиналами в скромном и строгом черном платье (без умопомрачительных для некоторых российских президентов – и резидентов – молний на спине), всего лишь с одной не очень казистой брошкой-побрякушкой в том месте, где у честных пацанов полагается быть профилю Сталина, сидела сама Юлия Владимировна с совершенно траурным выражением лица (для полноты образа недоставало только черной вуали), так что истцы походили скорее на группу, пришедшую в кафедральный собор на большею частью формальное отпевание не слишком близкого и любимого родственника (под которым надо полагать, видимо, демократию).
 
     Столкнувшись с этим безмолвно-растерянным выражением «скорбного бесчувствия» (© Александр Сокуров), можно было уже не дожидаться слов, заготовленных пока еще премьер-министром для защиты собственной позиции, т.е. нападок на противоборствующую сторону: дело было проиграно до начала его слушания, по причине чего никто в обоих лагерях не удивился спешному и плохо мотивированному с формально-юридической точки зрения отзыву иска проигравшего кандидата. Юлия Владимировна убедилась в справедливости слов Черчилля о том, что «положительное решение суда хорошо всегда – даже если несправедливо». Вот только положительным это решение впервые за достаточно долгое время оказалось не для нее.
 
     Ничем розовощеко-радостным не скрасили минорный настрой и последующие события: одну коалицию с треском провалили, другую тут же с треском вывалили на всеобщее обозрение – и это без намека на пассионарные блокирования трибуны, туалетов, электрощитовой и чего там еще в программе предусмотрено со стороны оппонентов… А тут еще мировая общественность в лице официальных лидеров влиятельных держав подключилась со своим признанием чистоты выборов и справедливости всенародного выбора. Да какие-то грязные намеки на международный аудит результатов деятельности правительства… Полная катастрофа, если в двух словах.
 
     Действительно, есть повод загоревать чисто по-славянски, на месяц-другой. Похоже, что и несгибаемая Iron Maiden (© Iron Maiden) Леди Ю. в конце концов слегка поникла главою и решила использовать этот экспромт судьбы для построения обновленного имиджа чего-то вроде Магдалины – нет, не кающейся грешницы, а символа оскорбленной невинности, поруганной чести, неоцененного подвижничества. Вот только не мешало бы помнить, что образ страдалицы – и не обязательно «вболівальниці за долю України», а вообще – всегда проигрышный. Да и не в европейской это традиции. Вот, к примеру, в Византии после учиненного крестоносцами погрома Константинополя в 1204 году и в течение почти двухсотлетнего распада империи окончательно выкристаллизовался образ не столько Христа-Пантократора (Вседержителя), сколько страдальца, крестной жертвы. В конце концов жертвой-страдалицей Византия и пала – навечно.
 
     Западные же европейцы, напротив, стали эксплуатировать образ Христа-Воителя («не приидох воврещи мир, но меч» – © Иисус Христос, Левий Матфей) – и, пока эксплуатировали, вполне преуспевали. Европейцы, конечно же, запросто воспринимают и перенимают такие черты византийщины, как коварство, подлость, лицемерие (читай «Государь» Макиавелли), но только не страдальчество как парадигму жизни, в то время как мы в качестве «духовных наследников» трех «исчезнувших империй» (© Карен Шахназаров) – византийской, российской и советской – до сих пор расплачиваемся за свою ставшую уже почти профессиональной привычку плакальщицы в чью-нибудь пикейную жилетку. Неужто Ю.В. Тимошенко только и сможет теперь, что утешиться образом безутешной невенчанной невесты (в смысле невесть чего)? Неужто «Леди исчезает» (© Альфред Хичкок)? Неужто окончательно завял флердоранж «оранжевой революции»? (Напомню, что флердоранж – это БЕЛЫЙ, хотя и не совсем уж бело-сердечный, цветок ПОМЕРАНЦЕВОГО дерева, в чем можно узреть четкую символику: ведь феномен ЮВТ/БЮТ фактически пророс и расцвел, использовав для собственной подпитки соки помаранчевой «Нашей Украины» и выжав их фактически до последней капли.)
 
     Все это было бы слишком просто для страны и слишком радостно для «Регионов», о чем и свидетельствует очередное «всенародное» выдвижение Юлии Владимировны, но теперь уже не в кандидаты на пост президента, а в лидеры «справжньої опозиції» у памятника Кобзарю и в день его рождения, а также последующие заявления о том, что оппозиция будет недремлющим оком следить за тем, как власть распоряжается газовыми запасами, газотранспортной системой, шельфом Черного моря, всеми возможными средствами намереваясь со второй попытки (после первой неудачи в ВАСУ) доказать urbi et orbi (городу и миру), что «царь ненастоящий» (© дьяк из пьесы «Иван Васильевич», Михаил Булгаков, Леонид Гайдай). Так что вряд ли «ядерный потенциал» Тимошенко уже полностью исчерпан или нейтрализован, не изобрели еще ученые Земли такого саркофага, чтоб ее захоронить безопасно для окружающей среды. Эта «кыця» еще много кому может устроить собачью жизнь (см. эпиграфы).
 
     И, продолжая тему эпиграфов: можно сомневаться в том, что Ющенко – немейский лев (скорее бумажный тигр); можно сомневаться в том, что Януковичу по плечу шкура этого льва (президентская то есть), а сам он – Геракл, немейского льва победивший (Геракл от яйца в обморок не падал ни в Ивано-Франковске, ни где бы то ни было еще); но то, что Тимошенко в плане выживаемости может посостязаться с Лернейской гидрой, сомнению не подлежит. А если она сможет хоть на секунду зафиксировать свои вечно неврастенично бегающие глазки, то сразу уподобится Горгоне Медузе и начнет обращать своих супостатов в каменные истуканы (некоторых, впрочем, и обращать-то нет нужды), а украинский властный олимп станет похож на римский форум времен поздней Республики, на котором было больше изваяний, чем живых людей.
 
     И не раз еще ныне царствующий президент будет просыпаться в холодном поту от навеянных очередным «великим украинским поэтом» пророческих слов лже-царя Бунши НАСТОЯЩЕЙ царице: «Простите,  ваше имя-отчество не Юлия Владимировна?» (читай оригинальный текст булгаковского «Ивана Васильевича», а не смотри адаптированный фильм Леонида Гайдая). Потому что понимает: с точки зрения Юлии Владимировны не «Украина для людей», а по-прежнему «ВОНА – це Україна». А если и для людей, то эти люди – исключительно леди. Причем в единственном числе.
© Гаммаді Ійєдов [02.04.2010] | Переглядів: 3566

2 3 4 5
 Рейтинг: 39.4/51

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook