пароль
пам’ятати
[uk] ru

Триада «загадочной русской души». Часть 3


Триада «загадочной русской души». Часть 3
Продолжение пародийной диссертации о «загадочной русской душе». Это окончание раздела «Проклятие пространства». Попробуем разобраться, существует ли рациональный смысл в непрерывном россиянском «собирании земель» и какая психологическая расплата ждет россиянский народ в ходе такой увлекательной деятельности. Это третья часть. Первую и вторую можно прочесть здесь:
undefined
undefined
 
Рядовой россиянин, невзирая на века цивилизации, достижения русской литературы и полеты в космос, в глубине души остался ордынцем. С психологией кочевника, который захватывает все новые и новые земли, выпасает их скотом до состояния голой пустыни, а потом бросает и переходит на новые. Это экстенсивный, а не интенсивный способ освоения среды, основанный не на качественных, а на количественных принципах. В агротехнике, например, это не внедрение технологий повышения плодородия земли, а арифметическое увеличение территорий (вспомним кампанию по освоению целинных земель в СССР конца 50-х).
А это Максим Горький: «В русском крестьянине как бы еще не изжит инстинкт кочевника, он смотрит на труд пахаря как на проклятие Божье и болеет «охотой к перемене мест». У него почти отсутствует - во всяком случае, очень слабо развито - боевое желание укрепиться на избранной точкe и влиять на окружающую среду в своих интересах».
 
Ясно, что такой подход требует все новых и новых территорий, которые «выпасаются» и бросаются в состоянии мусорника. За добытые газ и нефть строят «башни Газпрома» в Москве и Петербурге, а инфраструктура многих районов Сибири, откуда это выкачивается, остается на уровне 19 века. Да что там Сибирь - в двухстах километрах от московской Окружной вы можете встретить пейзажи, которые, похоже, не изменились со времен крепостного права. Но до них руки не доходят, потому что Россия занята «собиранием земель», которые после «возвращения в родную гавань» будут приведены к такому же состоянию - чтобы не нарушать единства стиля.
 
Вєликая и прекрасная Россия, XXI век:

Но со временем даже «выпас» новых территорий стал уже не настолько важным, как сам факт их присоединения. Хоть какой-то рациональный смысл присоединения новых земель исчезает, остается лишь своеобразный полностью иррациональный «спорт» - одно лишь тупое, механическое расширение, даже если оно вредит, даже если не хватает сил хотя бы для  экстенсивного освоения новых земель, даже если экономика не тянет их поддержания.
 
Вспомним присоединение Абхазии и Южной Осетии, образование «Приднестровской республики», Крымнаш и ЛНР-ДНР. Что стало с пляжами Абхазии и пейзажами Южной Осетии (особенно в сравнении с соседней Грузией)? Насколько самодостаточной стала экономика «освобожденного» от Молдовы Приднестровья? Что там с курортами Крыма после его «возвращения в родную гавань»? О «свободных и процветающих Донбасских республиках, которые уже не вынуждены кормить всю Украину», даже не говорю.
 
Абхазия (1, 2) и Южная Осетия (3), спасенные Россией от грузинских фашистов:

Грузинский фашистский Батуми, который Россия не успела спасти:

Тогда зачем? Какой рациональный смысл? Должен же он быть! А он и есть. Только иррациональный. Имеем дело с чисто психологическим феноменом - так называемым сдвигом мотива на цель (кое-что упрощая, можно было бы сказать, что мотивация результатом подменилась мотивацией самим процессом его достижения).
 
Зачем присоединяются новые территории, какие позитивные результаты это дает и дает ли вообще - уже перестает быть важным. Поскольку процесс сам по себе дает психологическую эйфорию, от осознания того, что территория увеличилась. Получается не материальная, а чисто психологическая выгода. Из тех, что в трансактном анализе имеет второе название - расплата. То есть, выгодой это является лишь для скованного комплексами подсознания. На сознательном уровне часто это выглядит (и объективно является) действиями себе на вред. При этом внешняя механическая экспансия создает психологическую иллюзию расширения внутреннего ментального пространства, внешнее арифметическое расширение чувствуется как внутренний духовный рост.
 
Иллюзорная выгода от действия «комплекса территории» очевидна: для духовного роста и душевного комфорта не нужно длительной и напряженной работы над собой - достаточно внешнего расширения государства, с которым сам себя идентифицируешь. В общественной психологии это порождает  своеобразную почти наркотическую зависимость: простота процесса и эйфория, которую он несет, вызывает стремление пережить это снова и снова. Расплата в том, что растренировывается естественное стремление к самосовершенствованию и к интенсивным методам освоения среды. Такая ориентация ведет к упадку науки и технологической деградации (представим себе, что случилось бы с Россией, с ее экономикой и благополучием населения, если бы завтра каким-то удивительным образом на ее территории вдруг исчезли нефть, газ и другие полезные ископаемые?
 
Таким образом «комплекс территории» - это основная мотивация, которая частично на сознательном, а больше на подсознательном уровне определяет психологию россиянина и становится регулятором его жизни. Своего рода фрейдовское либидо, которое питает русскую душу энергией, вынуждает ее ностальгировать об СССР («какую страну потеряли»!), вечно жалеть за утраченной Аляской и мечтать о новых «Крымнашах».

Но наивным было бы представлять дело так, что все эти территориальные авантюры - на совести властных русских деспотов. Вовсе нет - собственное население каждый раз радостно поддерживает самые сумасшедшие акции своих правителей, нацеленные  на «собирание русских земель» и борьбу за мировое господство России. И еще неизвестно, кто более радикален - деспотичная русская власть или задавленный ею бедный русский народ. Похоже, в этом они нашли друг друга и слились в экстазе. Все же правы были советские коммунисты - «Народ и партия едины», они действительно стоят друг друга. Многие утверждают, что около 80% поддержки россиянами Путина - это неправдивый, подтасованный результат. С этим соглашусь: относительно самой по себе властной политики территориальной экспансии одобрение россиян, подозреваю, будет намного выше этой цифры. Они могут возмущаться гибелью русских парней на необъявленных войнах, развалом экономики и обнищанием населения, вызванных войной и санкциями. Наиболее прогрессивные из них возмущаются даже жертвами среди населения стран, против которых в который раз воюет Россия. Но все это - протесты против методов и последствий, а вот с самой идеей «собирания русских земель» они внутренне согласны.
 
Иными словами, если бы на этих необъявленных войнах не погибали русские ребята, если бы они не отражались на экономике и уровне жизни и не сопровождались притеснениями внутри страны, то с одобрением это восприняли бы почти 100 процентов российских граждан. В самой психологии народа нет внутреннего запрета на отбирание чужой земли. Вспомните выше написанное: «Пункт 2. Если увеличение своей территории за счет присвоения чужой - это плохо, смотри пункт первый». В этом смысле это действительно уникальный народ. Интересно было бы провести сравнительный опрос среди россиян, белорусов и украинцев на предмет «Поддержали ли бы вы мирную (без жертв) аннексию территорий, которые когда-то принадлежали соответственно России, Беларуси и Украине, а теперь являются территориями других государств»? (для Украины это некоторые территории современной Беларуси, а также современной российской Кубани и земли около Таганрога, для Беларуси - нынешняя Псковщина и Смоленская область России). Разница в результатах, думаю, была бы поразительной. Если вы не согласны и считаете, что в России есть очень много людей, которые вовсе не одобряют территориальные завоевания, проведите эксперимент: в любом росийском населенном пункте спросите у первых ста случайных прохожих: «Чей Крым»? О результатах известите.
 
Помню как ошарашенно удивлялась Молдова, обращаясь к руководству России после подавления ГКЧП в 1991 г.: «Мы же, как и вы, осудили путчистов, а Приднестровские сепаратисты путч поддержали! Так почему же вы опять на их стороне против нас»?! Наивные люди: путч не путч, а территория - это для «загадочной русской души» святое.
 
Так стоит ли удивляться болезненному отношению россиян (даже самых демократичных из них) к потере территории (даже если она были незаконно аннексирована у соседей) или к ее расширению (даже если оно происходит за счет захвата соседской земли)? Всем известно высказывание «российский демократ заканчивается там, где начинается украинский вопрос». Русская ментальность никогда не могла примириться с самой мыслью о самостоятельности Украины, о ее отделении в виде независимого государства. Эта территория до сих пор воспринимается россиянами как «своя», а ее отделение - как какой-то казус, ошибка, которая со временем обязательно будет исправлена. Рядовому украинцу обычно непонятно, как оппозиционеры типа Навального или Ходорковского (последний вообще побывал на Майдане), как только речь зашла об аннексированном у Украины Крыме, внезапно изменились и в унисон своей власти начали петь о том, что Крым - это все же Россия? Да не изменились они - были такими изначально.
 
«Комплекс территориии» очень мощен и очень заразен - лишь считанные россияне  способны превозмочь его. Как правило, это самодостаточные, творчески мощные и способные к саморазвитию личности, которые не нуждаются в постоянной психологической подпитке  «комплексом территории». Среди последних можно было бы назвать покойную Валерию Новодворскую.
 
Поэтому надежды на то, что вы убедите канонического россиянина в том, что аннексия чужих территорий - это некрасиво и нецивилизованно, что отбирать чужое стыдно, а границы стран должны быть нерушимыми ради мира, близки к нулю. Он будет яростно доказывать, что никакой аннексии или агрессии не было, а было простое восстановление справедливости касательно его страны. Но если вдруг так случится, что вы найдете абсолютно убедительные аргументы и «припрете его к стенке», то сможете наблюдать интересную метаморфозу: поборник справедливости внезапно сбросит маску и нагло, со смешком заявит вам приблизительно так: «Мы это честно завоевали. Если хотите - попробуйте отберите»!
 
Россиянские конфеты в честь «Крымнаша»:

А то, что «Честно завоевали» звучит как «справедливо ограбили» или «благородно украли», его нисколько не смутит. Возмущаться такой позицией россиянина не стоит - попробуйте его понять: «комплекс территории» дает ему спокойствие и ощущение надежности, дарит самоуважение и гордость, он является краеугольным камнем его жизни и его образа Я. А вы хотите это все забрать и заменить какой-то убогой истиной? И что он с вашей истиной будет делать?...
 
Продолжение следует
© Alter ego [07.06.2020] | Переглядів: 2859

2 3 4 5
 Рейтинг: 42.2/38

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти або зареєструватися



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Відновити пароль :: Реєстрація
пароль
пам’ятати