для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Прогулки с Монтескье


Прогулки с Монтескье
Итак, формат «прогулки» стандартный: цитата классика в кавычках и мои разглагольствования в ответ:
1.»Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов».
-Нравы – это сфера общественной морали. Напоминаю, что любые отношения в ГОС имеют двойную «оплетку» регулирования: общественную и государственную. Например, это правовая «пара»: «законность и моральность», культурная пара: критерий культуры и критерий искусства (красоты)... Государственное обеспечивает сферу обязательного, функционального в жизни сообщества, общественное обеспечивает сферу желательного, идеального в жизни сообщества. Соблазн закрепить нормой закона то, что является произвольным по сути, ведет к диктатуре и деспотии, подмена прямых норм закона моральным террором  ведет к ханжеству  и лицемерию. Иными словами, каждому свое: обязательному –государственные нормы, желательному – общественные нормы. Отсюда и различные формы наказания за нарушения: за нарушение обязательного – административный и криминальный кодекс, за нарушение желательного – общественное порицание, общественный остракизм...
 
2. «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем».
-Несправедливость – это нарушение без наказания виновного или поощрение без заслуги бесполезного. Если публика равнодушно наблюдает за творимой несправедливостью, то это уже животный мир, это государственное скотство. Иными словами, несправедливость заразительна: выигрыш от узаконенной, привычной несправедливости выгоднее любого бизнеса и любого новаторства.
 
3. «Правительство должно быть таким, чтобы люди могли не бояться друг друга».
-Люди начинают бояться друг друга, когда они не уверены, что государство защитит их от нарушителей закона.  Все люди должны бояться наказания от государства,  за нарушение ими законов. Наказание должно быть правовым, а не внесудебным, для этого и создавалось государство.  Однако, если государственный аппарат насилия работает избирательно, если возникают неприкосновенные, если высокопоставленных насильников не наказывают, а их жертв не защищают, то монополия государства на насилие теряет свой смысл, теряется смысл функционирования данной государственной машины в целом.
 
4.  «народ всегда больше защищает свои нравы, чем свои законы».
- И это совершенно естественно, ибо защита законности – прерогатива государства,  правоохранительных органов, а защита нравов – прерогатива общественности, гражданского общества, общественного мнения. Теперь нашему общественному мнению выкололи глаза и выбили зубы, поэтому общество умирает...
 
5. «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители».
- Не удивительно, что  украинству характерно проявление хамства по отношению к своим лучшим, к лидерам, к избранникам. «Хуторянам» и жлобам чужда культура заслуженной иерархичности. Без развитой общественной культуры, у деятелей нет чувства меры и такта, их постоянно заносит в крайности заслуг и вины, а это чревато хроническими обрушениями общественной культуры.
 
6. «Сохранить победу труднее, чем одержать ее, потому что победа одерживается при помощи всех сил, а для ее сохранения обычно употребляют только их часть».
- после достижения победы наступает этап дележа и присвоения ее плодов (модуль 4 системы деятельности), что разъединяет команду победителей, множит зависть и «чвары», непонятки и обиды. Именно после первых побед, украинское  единство трещит по швам, ибо внутри него нет культуры справедливой оценки собственных и чужих  заслуг, оценки достойного вознаграждения для каждого союзника  и  наказания для противника. После первых же побед, все участники-иллюзорики жаждут  немедленно «озолотиться» и присовокупиться к клану небожителей... Так всегда умирает «украинская мечта»: из-за острой рациональной недостаточности...

7. «Хорошо делают только то, что делают будучи свободными».
-если человек свободен в своем  выборе оптимального варианта действий, то он чувствует свою ответственность за такой выбор и за конечные плоды такого выбора. Если человек действует по принуждению, если он лишен свободы выбора и расчета, то он превращается в тупой винтик, в подневольное существо, которому наплевать, что там выйдет из конвеера принуждения, так как вся ответственность за итог такой несвободной деятельности ложится на хозяина, на решальщика...
 
8. «Человек умный чувствует то, что другие лишь знают».
-этот афоризм я бы  уточнил, «улучшил» так: «Человек мудрый чувствует и переживает душой то, что другие лишь знают и припоминают».  Иными словами, здесь фиксируется качественная разница, между формальным разумом и живым мировоззрением, разница между пассивной памятью и активным миропониманием. Это как в криминалистике: что для обывателя кусок мусора под ногами, то для следователя – ценный вещдок! Поток входящих новостей как бы один для всех, но адекваты и примитивы делают из них совершенно разные выводы, по качеству и ценности...
 
9. «Задачи государства — насильно заставлять отдельных граждан выполнять законы, служащие общему благу, устранять социальные противоречия, войны, вражду между людьми».
- иными словами, государство должно находиться над схваткой, наказывать всех нарушителей, а не превращаться в частную армию правящего класса, в его борьбе с нижестоящими классами…
 
10. "Законы должны иметь для всех одинаковый смысл».
- не только смысл, но и одинаковый статус, роль и значение… Жаль, что классики были лишены знаний  квадраструктурной теории гос-общественных отношений Блокера...
 
11. «Большая часть того, что делает нас счастливыми, неразумно».
- Естественно: счастье – это эмоционально-чувственный артефакт, никоим боком к рацио не  причастное. Другими словами, счастье – это не рациональное и не интеллектуальное понятие, но это не значит, что от него можно отмахнуться, ибо и «животное», и "дух", и «робот» в человеке должны уважать друг дружку и их потребности…
 
12. «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними».
-великие дела требуют масштабных, массовых  усилий.  Функциональная связка «великие массы людей-великие дела» работает в обе стороны: не только большие массы людей и усилий делают дела великими, но и причастность масс к великим делам сильно, масштабно преображает их». Невозможно конструктивно преобразить массы, народ в режиме их пассивного созерцания, но лишь через их активную сопричастность к большим гос-общественным делам. Почему нынешние "реформы" ничего в нашей жизни не меняют? - Ибо они имеют кулуарно-виртуально-бюрократический характер, они никоим образом не задевают массы народа...

 
pardon
© bloker [11.04.2017] | Переглядів: 2087

2 3 4 5
 Рейтинг: 41.8/16

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook