для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Дух патриотизма


Дух патриотизма
Я не даром позволил себе вынести в эпиграф высказывание выдающегося философа и юриста Шарля Монтескье, хотя на выбор было не менее двух десятков разномастных цитат. В первую очередь, это связано с уважением к простым и понятным концепциям отношений между державой и гражданином, которые предложены знаменитым французом более 250 лет тому назад. В оные годы мне выпала приятная возможность писать работу по его «Духу закона», заявляю – актуальнейшее произведение, за исключением некоторых анахронизмов и предубеждений, свойственных перелому 17-18 веков. Впрочем, мы отвлеклись.
 
Тема патриотизма никогда не теряла своей актуальности в беседах обывателей и диспутах ученых, редко сходила с газетных полос и страниц журналов. С развитием Интернета обсуждение сути и механизма действия патриотизма приобрело невиданный размах. Как это всегда происходит, публика расслоилась и образовала несколько лагерей, редко взаимопроникающих и дополняющих друг друга, а, как правило, крайне антагонистичных. Позвольте мне представить основные направления мыслей в Интернет-обществе: патриоты и поцреоты.
 
Что есть такое патриот? Каждый вкладывает свою смысловую нагрузку. Тему кое-как расширяет соответствующая статья в Википедии. Википедисты различают 5 видов патриотизма, откинув неактуальные, в сухом остатке имеем следующее: этнический патриотизм (национализм), государственный патриотизм и ура-патриотизм; последний позволю себе именовать поцреотизмом. Термин поцреот не является моим творчеством. Уже достаточно давно он используется в Рунете, определение и описание носителей поцреотизма можно найти тут. Ура-патриотизм и поцреотизм – близнецы-братья, за исключение узкоспециальных нюансов, связанных со средой обитания поцреотов. Также существует эффект перетекания субъектов из одной категории в другую, с образованием множества промежуточных, тяжело описываемых, подвидов патриотов.
 
Попробуйте дать однозначное описание патриотизму. Ничего не выйдет! Нации и границы, гражданский долг и личные свободы пересекаются и вступают в противоречия, затрудняя понимание сути предмета. Четкого определения найти невозможно. Энциклопедисты утверждают, что суть патриотизма изменялась с изменением мировоззрения граждан и образа правления принятого в том или ином государстве. Рискну предложить следующее – патриотизм, в своей основе, весьма атавистическое чувство. Реализация феномена патриотизма во всех его проявлениях, скорее является врожденным первообразом – архетипом. В доказательство этого предположения отмечу, что патриотизм в любых определениях не требует логического обоснования. Также стоит отметить амбивалентность патриотизма (наличие позитивного и негативного значений у одного объекта), что дополнительно указывает на его принадлежность к архетипичным структурам. Желающие проанализировать патриотизм, соотнеся его со всеми критериями определения понятия архетипа, будут удивлены, обнаружив соответствия практически по всем пунктам. Хочу указать, что архетипы представляют собой структурные элементы естественного отбора, улучшающие выживаемость вида (это в моем мнении, сослаться на первоисточник не могу). Если это так, то и патриотизм является одним из условий выживания вида homo sapiens. Прошу обратить внимание и запомнить следующее: если патриотизм – архетип, то каждый индивидуум, для поддержания в норме своего психологического гомеостаза, в той или иной степени должен им обладать. При этом для субъекта не имеет значения, на какой объект он будет ориентирован.
 
Внесу на рассмотрение следующую дефиницию: патриотизм – это способ односторонней связи особи и общности, к которой она (особь) себя относит. Направление связи идет от особи к общности, без обратной связи. В таком варианте нет необходимости деления патриотизма на имперский, этнический, государственный или иной другой, поскольку все они прямо указывают на общность. Сама общность напрямую не требует от особи, включенной в ее структуру, проявления патриотических чувств. Это и не удивительно, поскольку национальные и государственные структуры деперсонифицированы. С другой стороны, патриотизм является непременным атрибутом гражданственности в широком смысле и одним из условий существования любой из вышеперечисленных общностей, в том числе и жестко авторитарных. В математике есть условия достаточные и необходимые. Для общности патриотизм – необходимое условие. Исчезновение патриотизма разрушает общность любого типа в чрезвычайно короткий промежуток времени. Без подробного анализа приведу тривиальные примеры: крах Римской империи, как результат катастрофического упадка патриотизма и гражданственности, причин коим множество и распад СССР – последствие апокалипсических событий, основу которых положила массовая утрата патриотизма вследствие потери веры в светлое коммунистическое будущее. Все перечисленные события легко объяснимы, если принять патриотизм в качестве архетипа. Действия индивидуума, идущие вразрез с архетипом поведения, рано или поздно вызывают у него невротические проявления с последующими тяжелыми расстройствами психической деятельности. Соответственно, исчезновение или искажение патриотизма ведет к разрушениям психики целых общностей с вполне понятными и печальными последствиями (реально причин распада сложных социально-политических структур типа государства всегда больше, утрата патриотизма – одна из них, и не последняя).
 
Обосновав (в меру возможностей) источник патриотизма, попробуем предположить механизм его действия. Скорее всего, он является частью легитимизации полномочий власти на осуществление своих действий. Широта полномочий есть прямым следствием уровня патриотизма. Например, процесс подготовки населения к войне напоминает мне автокатализ: правительство уповает на патриотизм населения, возрастание последнего расширяет полномочия руководства, которое, в свою очередь, снова апеллирует к патриотическим чувствам. Так проходит несколько циклов, пока расширение полномочий власти доходит до стадии практически полного отказа большинства населения от своих свобод в пользу патриотических чувств. При достижении этой черты появляется возможность осуществлять ранее немыслимую деятельность – вести войны, этнические или социальные чистки, прокладывать Беломорканалы и т.д. Этой особенностью патриотизма воспользовалось немало негодяев, чем изрядно подточили его здоровые основы.
 
Патриотизм – величина, которая может быть вымерена, может не в абсолютных, но точно – в условных единицах. Создание подобной шкалы – тема отдельная и требующая основательной подготовки. Предположу, что существуют нормальные значения патриотизма, в критических для социума ситуациях оно резко повышается, подобно выбросу кортикостероидов надпочечниками при угрозе для особи млекопитающих. Если рост значений продолжается слишком долго проходит радикализация общества или, как при отказе надпочечников, резкое падение патриотизма и смерть. Можно прикинуть еще множество других, не менее адекватных моделей, однако это займет много места и меня могут обвинить в занудности и пересказе истин. Поэтому, предлагаю перейти к следующей части – анализу патриотизма, спроецированного на украинское Интернет-пространство.
 
Уникальной особенность Украины, в смысле патриотизма, является проживание значительного числа патриотов и поцреотов несуществующих государств. Основная их масса представлена патриотами бесславно почившего СССР. Еще одна, неширокая прослойка, это патриоты мифической державы укров-ариев. Вторым фактором уникальности назову сосуществование патриотов сразу двух государственных образований – РФ и Украины и, соответственно, двух наций в одном пространстве единовременно. Такое широкое представительство с одной стороны обеспечивает разнообразие, которое позитивно сказывается на любом биоценозе (совокупности живых организмов, проживающих в одном ареале), а с другой – несет потенциальные риски для Украины, как для государства.
 
Создается впечатление, что патриоты, а в основном – поцреоты, восточного соседа не представляют значительной угрозы. Их количество не велико, сколько среди них граждан Украины оценить практически невозможно, скорее всего, не более половины. Основная их масса – малообразованные поцреоты с характерной поцреотической стилистикой и манерой общения. Думаю, не ошибусь, утверждая, что все встречались с фразами наподобие следующей: «Украина и Россия братья навек. Пиндосский заговор и жиды разорвали братские узы. Но ничего, скоро свершится славянское братство!» и так далее. Примеров несть числа, желающие найдут сотни вариантов. Общий посыл русофильских поцреотов известен и приведен выше. Подавляющее большинство активных украинских интернет-пользователей не реагируют на убогих, и лишь изредка опускаются до ленивой перебранки.
 
Настоящих патриотов России в украинских сетях можно встретить редко. Например, периодически они попадаются в комментариях к статьям «Зеркало недели». Как правило, это культурные, достаточно образованные люди, искренне недоумевающие, почему мы до сих пор не просимся назад, в империю. Из-за просматривания новостей по ОРТ и РТР у них сложилось превратное представление о жизни на Украине. Особенно интересно, что часть этих патриотов – наши сограждане! Этот подвид склонен доверять не своим глазам, а информационным потокам из РФ. Из событий они подсознательно отбирают те, которые соответствуют свежим представлениям правящего режима России. В диалогах зачастую апеллируют к общей истории, славянскому братству и прочим мифам. Часто позволяют себе мягкую критику Путина и Медведева. Некоторые, особо продвинутые, неодобрительно отзываются и про И. Сталина. При упоминании 2004 года, Ющенка, Майдана, битвы под Крутами, Мазепы и Голодомора склонны к трансформации в поцреотов. По стилистике их посты зачастую напоминают творчество ботов, что часто приводит к недоразумениям.
 
Отечественные поцреоты, аналогично своим восточным антиподам, на диво малочисленны. Зато вреда от них значительно больше! Тяжело даже предположить, кто нанес больший вред украинскому патриотизму, чем печально известный О. Тягнибок. Последний шедевр его соратницы И. Фарион хотел преподнести Вам дословно, но с сайта Тягнибока этот документ пропал. Придется привести по памяти: «В України державні посадовці мають бути етнічними українцями». Не комментирую, умные не нуждаются, тупые не поймут. Выступление самого Тягнибока 17 августа 2004 года вызвало тогда немалый резонанс. Я ознакомился с текстом (на фирменном сайте не ищите, удалено, есть тут). Создается впечатление, что он намеренно толкал тезисы такого содержания (хотя не все в них делирий, многое из сказанного соответствует действительности). По крайней мере во Львове активно утверждали, что Тягнибок – «запроданець», выполнявший заказ по легитимизации утверждений про разделение Украины на 3 сорта, – помните, приспешники Януковича облили грязью полстраны этим творчеством. Я, лично, никогда им этого не забуду. В общем, Олежек – типичный представитель украинского поцреота. Единственное, что может радовать – их малое количество и слабая активность. Кстати, на Западной Украине многие убедились в вороватости Тягнибоковских соратников. За то время, что они представлены в исполнительных органах власти, к их рукам прилипло немало землицы. Надеюсь, на ближайших выборах это не сойдет им с рук.
 
Наиболее оригинальную и одиозную прослойку являют собою патриоты СССР или, в простонародье – «совки». Стоит отметить их изрядную распространенность и большое количество образуемых подвидов. Так, например, совки склонны к миграции в патриоты России, что достаточно удовлетворительно объясняется впечатлением от РФ как от правопреемника СССР. Многие из них поначалу похожи на патриотов Украины. Стилистика их постов проста: сначала он (она) описывают уровень своей любви к Украине и количество благих дел, кои ими свершены в ее благо. Стоит отметить, что, как правило, они не лгут. Большинство этих людей годами упорно работали во благо советской родины. Как уже упоминалось, патриотизм необходим для здоровья психики своего носителя. После развала СССР они, поначалу, перенесли патриотизм на Украину. Причем искренне. Однако по прошествии времени выяснилось, что жизнь в новом социально-экономическом окружении во многом тяжела и непонятна. Исчезновение или трансформация основных социальных гарантий, необходимость самостоятельного принятия решений с полной ответственностью за последствия, появление частной собственности и явно диспропорциональное ее распределение сокрушило украинский патриотизм многих индивидуумов. Они вернулись в прошлое, которого уже не существует, и начали ментально подпитывать эту «бездну голодных глаз» (по Олди).
 
Определить патриота СССР несложно. Все они болезненно реагируют на малейшую критику следующих легенд и фактов: великая победа великого советского народа в великой отечественной войне, запуск Гагарина, могучая и непобедимая советская армия, самое справедливое распределение социальных благ, наилучший кинематограф, литература и даже мультипликация. Достаточно легонько ковырнуть любую из перечисленных (впрочем, я не претендую на полноту) тем, и совки всплывают на поверхность с отчаянной руганью. Под руганью необязательно имеется в виду мат. Это может быть апелляция к Вашим дедам, светлую память которых Вы оскорбили; родителей, которым Вы обязаны (по мнению совков) плюнуть в лицо своими словами. В дальнейшей дискуссии большинство патриотов СССР, при несогласии оппонентов, традиционно переходят на личности и мат. Справедливости ради отмечу, что многие другие подвиды и виды патриотов склонны к оскорблениям т нецензурной лексике.
 
Отметив ранее вредоносность украинских поцреотов, я упомянул, что тяжело отыскать еще кого-то, кто нанес бы больший вред украинскому патриотизму и Украине в целом. Так вот – это совки. Осознано или нет, они отравляют мифами про могучую и светлую державу умы молодежи. Особенно ярко это проявляется в восточных регионах, где совковское мифотворчество накладывается на Российское информационное пространство. Не секрет, что современный режим РФ что есть мочи (а ее реально немного) стремится к воскрешению покойного совка. В этом стремлении они опираются на несплоченную, но обширную прослойку совков во всех государствах бывшего СССР.
 
Будущее Украины неразрывно связано с исчезновением этой категории патриотов. Когда их количество достигнет логичного минимума, прекратится подпитка деструктивной по содержанию сути СССР. Только в этом случае возможно движение вперед. При поддержании популяции патриотов совка на нынешнем уровне, у украинского патриотизма шансы на выживание остаются весьма призрачными.
© Юра Химик [07.01.2010] | Переглядів: 4901
Мітки: #Тягнибок 

2 3 4 5
 Рейтинг: 41.0/51

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook