для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru
Для полноценной работы сайта включите в вашем браузере поддержку JavaScript. В противном случае многие функции сайта будут недоступны

Дмитрий Святаш - портрет пирата

Дмитрий Святаш - портрет пирата
И все это время у власти на ключевых позициях будут оставаться представители крупного бизнеса. Например, такие, как Дмитрий Святаш – человек импульсивный, амбициозный и преданный своей компании.
 
Банковский flash forward
 
Вернемся мысленно в лето-осень 2013 года и внимательно изучим данные youcontrol.com.ua, - тогда украинские СМИ наперебой сообщали о том, что «Альфа-банк», ВТБ, «УкрСиббанк» и Независимая ассоциация банков просят тогдашнего премьер-министра Николая Азарова повлиять на группу компаний «АИС», принадлежащую народному депутату от Партии регионов Дмитрию Святашу.
 
Жаловаться банкирам пришлось по одной причине - компания не платит по кредитам. Общий объем задолженности группы «АИС» на тот момент составил около $250 млн.
Из слов банкиров следовало, что «АИС» долгое время уклоняется от выполнения кредитных обязательств, использует незаконные схемы, не пренебрегая подделкой документов, неправомерным отчуждением залогового имущества, искусственными банкротствами.
 
В 2008-2009 годах Дмитрий Святаш еще вел переговоры с банками, но позднее решил просто уклоняться от обязательств, ничего не объясняя. Не имея более рычагов влияния, банкиры отправили вышеупомянутое письмо 12 сентября 2013 года на имя господина Азарова, в котором просили не допустить участия Святаша в парламентских выборах. Однако повлиять на нардепа не удалось - судебные разбирательства продолжаются по сей день.
Все началось в 2007 году, когда «УкрСиббанк» выдал около $50 млн кредита нескольким компаниям, принадлежавшим группе «АИС», занимающейся производством и торговлей автомобилями. Поручителями по займам, выданным под залог около 20 автосалонов и нежилых помещений, выступили совладельцы корпорации — Святаш и Василий Поляков, - депутат от Партии регионов, бизнес-партнер и друг детства Святаша.
 
Но в 2009 году обслуживание кредитов прекратилось, а само заложенное имущество несколько раз перепродавалось. В банке были уверены, что их конечными владельцами остаются Святаш и Поляков: «Об этом свидетельствует тот факт, что группа «АИС» продает автомобили в тех же салонах, которые были переданы в залог банку», — комментировали тогда в «УкрСибе».
 
Проблемы с выплатой по кредиту возникли у «АИС» и с «Альфа-банком», который в 2011 году подал в суд на политика. А позже подлил масла в огонь «УкрСиббанк», подав иск в Хозяйственный Суд Киева, который постановил арестовать заложенные автосалоны. Общая сумма претензий «УкрСиббанка» к «АИС» по данным кредитам составляла на тот момент около $91 млн.
 
В конце 2013 года закончились судебные разбирательства с «Альфа-банком». Группа компаний «АИС» сообщила о выплате 57 млн грн данному финучреждению по кредиту. Оставшаяся часть задолженности должна была погашаться согласно утвержденному графику.
 
Год спустя Дмитрий Святаш взял инициативу в свои руки, и банкиры снова остались «не у дел». Он перехватил контроль над процедурой банкротства своего детища, выкупив долги у инициирующего кредитора «Альфа-Банка» Михаила Фридмана и «Сведбанка» (сейчас «Омега-банк») Николая Лагуна. Таким образом львиная доля «кредиторки» автомобильной группы отныне контролируется семьей Святаша, тем более, что требования сконцентрировала фирма «Кредо Солюшнс», оформленная на мать Дмитрия Ларису Николаевну.
 
Примечательно, что резонансный, но в то же время обычный хозяйственный спор – разбирательство между украинским подразделением международной финансовой группы BNP Paribas (нынешний владелец АО «УкрСиббанк») и группой «АИС», – получил весьма неожиданное продолжение весной 2016 года. После почти семилетних попыток банка вернуть выданные в кредит деньги, делом заинтересовались в Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ). Об этом сообщили источники в следственном управлении Генеральной прокуратуры Украины.
 
Показательно, что в зоне внимания правоохранителей оказались не злоупотребления Святаша в период нахождения в рядах Партии регионов - следователи НАБУ заинтересовались именно спором о долгах с французским банкиром.
Откуда появился в украинском политикуме этот незаурядный человек, сумевший получить от банков несколько сотен миллионов долларов США просто так? Попробуем разобраться.

Биография «с чистого листа»

 
Дмитрий Святаш родился 15 июня 1971 года в городе Харькове в семье врача. В 1994 году окончил Харьковский медицинский институт по специальности «педиатрия», квалификация - врач-педиатр. Не стоит удивляться выбору первой профессии – отец Дмитрия, Владимир Николаевич Святаш, главный врач «Харьковского областного центра здоровья». Видимо, сын намеревался продолжить династию врачевателей.
 
Позже он получил еще несколько специальностей: экономиста, окончив в 2000 году Институт повышения квалификации и переподготовки кадров тяжелого машиностроения по специальности «финансы», юриста, получив в 2001 году диплом Национальной юридической академии Украины им. Я.Мудрого. В 2007 году стал выпускником Харьковского регионального института госуправления при Президенте Украины, специальность - «государственное управление». Быть может, различные квалификации повлияли на динамичное развитие карьеры Святаша. В 1994-1997 годах он прошел интернатуру в Харьковской городской клинической больнице №30 и вскоре резко сменил род деятельности - занял кресло президента украинско-латвийского акционерного общества «Автоинвестстрой» – «АИС», которой руководит и поныне.
 
Через три года ведения активного автобизнеса перед Дмитрием Святашем открылись двери в большую политику – с 2002 года он является народным депутатом Украины.
 
Несмотря на многочисленные скандалы и постоянную критику оппозиционных Партии регионов премьеров и президентов, политику удавалось не раздражать медиа. Данные экспертов Context Media с 2006 по 2015 год включительно говорят о том, что - нейтральная тональность высказываний о нем различных украинских СМИ составляла в среднем 55%, при чем негативная тональность не превышала 40 %.
 
Конфликты с сотрудниками СБУ, долг по кредитам в размере $250 млн и слухи об открытом против него уголовном деле харьковской областной прокуратурой о хищении 900 тысяч гривен и незаконного вывоза валюты, импульсивный и категоричный характер не мешали бывшему врачу-педиатру «держаться на плаву» и получить статус самого влиятельно автомобильного лобби. Как это ему удалось?
 
Бизнес – свой и семейный
Тесные связи с двумя ключевыми фигурами города Харькова – мэром Геннадием Кернесом и его соратником Михаилом Добкиным – секрет успешности Дмитрия Святаша.
 
Согласно данным СМИ, Кернес познакомился со Святашем в 1989— 1990 годах. В то время Геннадий Адольфович, заботясь о своем здоровье, посещал массажный кабинет Владимира Николаевича Святаша – отца Дмитрия, организованный при Институте профзаболеваний. Там же практикующим массажистом был и сам интерн-Дмитрий, который понравился Кернесу своей решительностью и предприимчивостью. Вскоре после этого полезного знакомства Святаш-младший и его друг детства Василий Поляков занялись коммерцией - продавали обувь, одежду, косметику, бытовую технику. А некоторое время спустя организовали фирму по продаже автомобилей.
 
Стоит отметить, что в начале 90-х в бывший СССР пригоняли «иномарки» преимущественно из Германии в огромных количествах. Рынок буквально поглощал эти авто, а потребителей мало интересовала «репутация» машин, - главное, что заграничная. Было ли у Святаша и Полякова официально оформлено дилерство, или же молодые бизнесмены занимались теневым импортом - неизвестно. Совместный бизнес школьных друзей процветал и расширялся. Так, сегодня Святаш и Поляков являются руководителями корпорации «Автоинвестстрой», которая включает в себя ООО «Франсавто» — официальный импортер марки Citroen; автоцентров Citroen и «Ауди» в крупных городах Украины; ООО «Автосоюз» (г. Харьков); Model Investmens Limited (Великобритания); автотранспортной компании «АИСТрансАвто»; страховой компании «АИС-Полис»; лизинговой компании «АИС-Лизинг»; ООО «АИС-банк» (Киев); ЧП «Эккаунт-С» и ЧП «Импульс-В» (г. Харьков), учредившие банк и агрофирму «Рассвет» (с. Терновая, Харьковская обл.). К 2005 году оборот корпорации составил $500 млн. Объем продаж автомобилей составил около 55  тыс. штук (из них новых – немного ).
 
Также во владении Святаша-Полякова находится ООО «Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ). 75% акций принадлежит ООО «Автосоюз» и оффшорной Model Investmens Limited, 25% — компании, аффилированной с российским ОАО «ГАЗ».
 
По состоянию на 2016 год корпорация «Автоинвестстрой» занимает 32% рынка Украины по производству, продаже и сервисному обслуживанию автомобилей ГАЗ и ВАЗ. В составе данной корпорации — предприятия в 29 городах Украины, автосборочный завод в г. Кременчуге, птицефабрика «Рассвет» в с. Терновая Харьковской области.
 
Стоит отметить, что активную бизнес-деятельность ведет вся семья Дмитрия Святаша. Делегировав полномочия своим домашним, депутат выполняет условия статьи 78 Конституции Украины, запрещающей народным избранникам вести собственный бизнес. Так, Святаш-отец, кроме врачебной деятельности, занимается учредительством в строящего жилую и нежилую недвижимость ООО «Центр стратегических инвестиций» (г. Симферополь), ООО «Фав-Украина», ведущего неспециализированную оптовую торговлю. ООО «Финансовая компания «Еврокапитал» также находится под присмотром отца.
 
Уже ранее упомянутая Лариса Владимировна Святаш, мать Дмитрия, контролирует несколько компаний, помогая сыну. Она - учредитель ООО «Авто-Бизнес-Сити», занимающегося торговлей автомобилями и легкими автотранспортными средствами, ООО «Неон Сити Груп», ведущего деятельность в сфере права, ООО «НД-Украина», сдающего в аренду авто. Также бизнес-леди владеет 50% уставного капитала нескольких представительств ООО «АИС» и т.д.
 
Сестра, Евтушенко (в девичестве Святаш) Юлиана Владимировна, тоже не осталась в стороне. Успешное развитие бизнеса брата дало ей возможность стать учредителем двух компаний - ООО «Финансовая компания «Еврокапитал» (8,5% уставного капитала – далее УК) и ООО «Аптечная сеть «СЕБ-Фарм» (50% УК).
 
С бывшей супругой Ниной Владимировной (в девичестве Аникеева) у Святаша, по всей видимости, хорошие деловые отношения, потому как Нина – учредитель ООО Агрофирмы «Рассвет» (0,25% УК), занимающейся выращиванием зерновых, бобовых культур и семян масличных культур, руководитель ООО «Край» (100% УК), сдающего в аренду собственную и государственную недвижимость непроизводственного назначения, а также учредитель ЧП «Эккаунт-С» (100% УК), ведущего вспомогательную деятельность в сфере финансовых услуг.
 
Нынешняя жена Дмитрия Святаша, Анжелика Левоновна Святаш (в девичестве Погосян), пока не включилась в семейный подряд. Известно лишь, что она некогда работала частным нотариусом. Но на данный момент, согласно Единому реестру нотариусов Украины, ее свидетельство нотариуса № 8875 временно не действует.
В чем изюминка автомобильного бизнеса известной харьковской семьи? В способности минимизировать налоги.
Сегодня лицензии и мощности на производство ГАЗов в Украине имеют «КрАЗ» (с начала года выпустил более 100 автомобилей),
 
«Черниговавтодеталь», «Укрволгатехсервис», «Черкассыавтогаз», «Киевский АРЗ №6» и «КрымАвтоГАЗ».
Однако кроме того, что в Украине собираются автомобили «ГАЗ», сюда еще и ввозятся грузовики этой марки, собранные в России, в частности, предприятием «Автоинвестстрой». «Автоинвестстрой» ввозит шасси и кузовы на Часовоярский завод «ГАЗов», где их собирают - таким образом удается оптимизировать и минимизировать налоги.
 
10 лет в центре внимания
 
Впервые СМИ обратили внимание на Дмитрия Святаша в 2006 году. Тогда народный избранник выступил с критикой Авакова – одного из кандидатов на пост мэра Харькова.
 
Как известно, в 2006 году мэром стал Михаил Добкин – старший товарищ Святаша.
В тот же период времени Святаш прослыл одним из влиятельнейших автолобби в Верховной раде, выступив автором законопроекта о снижении возраста подержанных автобусов и грузовых автомобилей, ввозимых в Украину. Согласно рейтингу, составленному Context Media, в 2006 году позитивная тональность публикаций в интернет-СМИ, сообщений ТВ и радио составляла 5,3%. При этом негативная тональность равнялась 39,9%.
 
Год спустя нардеп озвучил намерение построить завод Citroen под Киевом, однако обещание он так и не претворил в жизнь, так как компания Citroen не планировала инвестировать в украинское производство. Но ни это громкое заявление, ни даже критика Президента Ющенко не сыграли на руку – негативная тональность СМИ осталась прежней.
 
Имидж удалось значительно улучшить в 2009 году, когда Парламент 390 голосами снизил ряд ставок налога с владельцев транспортных средств, отменив повышение на отдельные категории автомобилей (имелись ввиду импортные авто), но позже принял решение об ее отмене.
 
Святаш же ратовал за отечественный автопром и рекомендовал не голосовать за отмену 13-процентной дополнительной импортной пошлины. «Отмена поставит отечественный автопром в условия еще более плачевные, чем те, в которых он существует сейчас», - прокомментировал он «Экономическим известиям». Тогда позитивный тон составил 11,5%.
 
В последующие годы, вплоть до 2016-го, нейтральная тональность медиа оставалась практически неизменной – на уровне 50% - 60%. Можно сделать вывод, что отечественные СМИ были достаточно лояльны к политику.
Ни упомянутые выше конфликты с «Альфа-Банком», ВТБ и «УкрСиббанком» в 2011-ом, ни и увеличение долгов и банкротство предприятий группы «АИС» в 2012-ом, ни критика Майдана в 2013-ом, ни обострение конфликта с «УкрСиббанком» и фактом давления на судью Высшего специализированного суда Украины Майю Гримич в 2015-ом не вызывали такую бурю негодования среди журналистов в адрес законотворца, которая поднялась в этом году.
В связи с провалом закона о снижении акцизного налога на ввоз подержанных автомобилей СМИ сегодня рисуют с Дмитрия Святаша негативный портрет – отрицательная тональность составляет 75,9%.
Чем же он так насолил акулам пера?
 
Депутатская деятельность
 
Деятельность господина Святаша в качестве народного избранника началась в 2002 году.
Тогда он пришел в парламент, будучи членом Народно-демократической партии после победы в одном из округов Харьковщины.
 
Сразу вошел во фракцию «Единая Украина», созданную на базе лояльного к Президенту Леониду Кучме избирательного блока «За единую Украину!». Позже был членом группы «Демократические инициативы», фракции Народной партии Владимира Литвина.
 
В конце созыва, в ноябре 2005 года, перешел в «Регионы Украины».
В 2006-2007 годах стал народным депутатом от Партии регионов, № 122 в списке. В Верховной Раде VI созыва он занимал пост главы подкомитета по вопросам налогообложения субъектов рынка небанковских финансовых учреждений и субъектов фондового рынка Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
С ноября 2012 года - народный депутат Верховной Рады Украины VII созыва, избран по избирательному округу №170. С ноября 2014 года - народный депутат Верховной Рады Украины VIII созыва, избран по избирательному округу №170. С 2015 года входит во фракцию партии «Возрождение».
 
Самым главным достижением народного депутата можно считать создание одного из самых ожидаемых украинцами закона - о снижении акцизного налога на ввоз подержанных автомобилей. Дмитрий Святаш, как человек несомненно владеющий конъектурой авторынка Украины, стал его соавтором.
 
Однако законопроект №3251, за который во втором чтении и в целом проголосовали 237 народных депутатов, так и не вступил в силу. Почему?
 
31 мая 2016 года был принят Закон о снижении акцизного налога на ввоз бывших в употреблении автомобилей. 2 июня 2016 года народный депутат Святаш из группы «Возрождение» зарегистрировал проект постановления №3251-П об отмене решения Верховной Рады Украины от 31 мая 2016 года о принятии во втором чтении проекта
Закона Украины о внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств.
В пояснительной записке к проекту постановления Святаш аргументирует свою инициативу нарушением Регламента Верховной Рады во время голосования.
 
«Проектом, соответственно статье 48 Регламента Верховной Рады Украины, предлагается отменить решение Верховной Рады Украины от 31 мая 2016 года о принятии в целом как закон проекта Закона Украины о внесении изменений к подразделу 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств как такое, что принято с грубым нарушением требований Конституции Украины и Регламента Верховной Рады Украины…
31 мая 2016 на пленарном заседании Верховной Рады ставился на голосование вопрос повестки дня о принятии во втором чтении и в целом проекта Закона Украины о внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств (№ 3251).
 
Рассмотрение этого решения состоялся с грубыми нарушениями требований Регламента Верховной Рады Украины, в частности, статей 117, 120 и 121, поэтому такое решение не может считаться принятым в соответствии с Законом и соответственно подлежит отмене предусмотренным Регламентом образом», - говорится в документе.
В результате Закон, который бы позволил сэкономить электорату на покупке подержанных машин от ста до нескольких тысяч евро, оживить рынок автотранспорта и сопутствующих товаров, увеличить бюджетные поступления и количество рабочих мест, - едва ли не провалился в угоду сохранения бизнес-интересов депутата, контролирующего треть украинского авторынка.
 
Однако, спустя две недели Закон преодолел все парламентские барьеры, и был направлен на подпись Президенту. Казалось бы, один росчерк пера, и он вступит в силу. Однако, сегодня ходят слухи о перспективе ветирования Закона Президентом. С учетом того, что Закон был инициирован 62 и поддержан 97 народными депутатами от пропрезидентского блока (что в каждом случае составляет не менее 2/3 его численности), вероятность дальнейшего применения Президентом вето может показаться маловероятной. Но только на первый взгляд, ибо интрига все же присутствует.
 
Дело в том, что одно из направлений бизнеса, к которому причастен Петр Порошенко, связано с производством легковых автомобилей. Речь идет о корпорации «Богдан». Более того, Федерация работодателей автомобильной отрасли (в состав которой опосредованно входит «Богдан»), выступает с резкой критикой злополучного Закона. Следует заметить, что согласно официальному сайту Федерации, в ее руководстве до сих пор числится Олег Свинарчук (ныне Гладковский), до недавнего времени возглавлявший корпорацию «Богдан».
Эти детали могут указывать на совпадение интересов Дмитрия Святаша и Петра Порошенко в отношении дальнейшей судьбы Закона.
 
По материалам youcontrol.com.ua


© Ira Kerst [25.06.2016] | Рейтинг: 43.3/22 | Переглядів: 17127

2 3 4 5 43.3/22




Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Facebook-login



загрузка...




programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2021 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Будь ласка, увійдіть за допомогою
Facebook-login