для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ


КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
Протоиерей Олег Ведмеденко
 
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

 

Вопрос: Мир вам, отец Олег!
В своих раздумьях, работая по темам форума Андрея Кураева, я пришел к следующему. Христианство исторически передавалось из поколения в поколение. Разные люди могут интерпретировать Писание по-разному, но у Церкви есть своя неизменная позиция. Есть Церковное учение. [Лютер] – человек, который ушёл из Церкви, был отлучён, сформировал своё учение, фактически проигнорировав Церковь. Вот тут у меня и возникает вопрос, а разве таким же образом не может и любой богослов, которого отлучили от Церкви, взять и создать своё учение? И будет ли такая Церковь истинна?
Тут прослеживается явная нестыковка. Допустим, баптисты были организованы группой людей. Но эти люди не были посланы Церковью, не имели благословения на миссионерскую деятельность. Ну какое отношение их учение может иметь к Церкви? Почему они «Церковь»? И не следует ли этим людям вернуться обратно в лоно Церкви Истинной?
Господи, помилуй! Аминь
С уважением и любовью, брат Игорь.

 
Ответ: Апостолы также не имели благословения на свою миссионерскую деятельность от высших иерархов прогнившей, осквернённой фарисейским лицемерием номинальной ветхозаветной церкви. Но суть проблемы не в этом. Существо вопроса состоит в том, что, как Вы правильно заметили, Писание можно интерпретировать по-разному, однако позиция Церкви, как духовного тела Христова (свидетельствую здесь об истинной Церкви, в Святом Писании именуемой Церковью остатка), в принципе всегда остаётся неизменной.
 
Я сказал: «в принципе» потому лишь, что в разные времена, в силу различной степени духовной своей «взрослости», Церковь в различной же степени воспринимала и абсолютную истину учения (закона) Божьего. Поэтому церковная история и делится на два Завета: Ветхий (рабское служение покорности и страха) и Новый (сыновнее служенье смирения и любви). Но основная позиция смысла человеческого бытия как богоединения посредством очищения (совершенствования, одухотворения, освящения, обожения человека) всегда пребывала неизменной. Менялись лишь акценты – принцип же, как и Сам Господь, оставался тем же: постоянный, напряжённый и сознательный поиск Бога в себе через духовное ощущение благодати, подаваемой нам в покаянии, самоотречении, покорности и страхе Божием (это подзаконный уровень – «благодать провидения»), либо же в покаянии, самоотречении, смирении и любви (подблагодатный уровень – «благодать на благодать»).
 
Служение (аскеза поста и молитвы, мобилизация внутренних сил организма – средство) – Смирение (неизлучение зла – путь) – Спасение (очищение, совершенствование, обретение внутренней свободы – цель).
 
Что касается истинности того или иного толкования библейских текстов, то необходимо помнить, что Учение всегда существовало в рамках Церковного Предания. Даже Священное Писание Нового Завета в первые десятилетия до своего изложения «на бумаге» также существовало лишь в виде Предания.
 
Предание, по слову старца Силуана, есть «вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви» – духовный, практический её опыт, – и Священное Писание является «лишь одною из форм его». И если представить себе невозможное – что Писание (и не единственно Евангелие, но и вся Библия – книги как Старого, так и Нового Заветов) в виде конкретных написанных фолиантов вдруг исчезнут с лица земли, то Учение все же будет сохранено, а впоследствии и восстановлено исключительно благодаря тому же Преданию. Впрочем, восстановлено оно может быть уже в какой-то иной форме, в иных каких-либо образах, притчах и символах, но дух его – ДУХ СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ – останется неизменным!
 
Это – боговдохновенность, богопросвещённость Писаний (настоящее касается также толкований) – и есть на самом деле основным критерием их аутентичности, мерилом истинности «веры, однажды переданной святым» (см. Иуды, 1 глава, 3 стих). Ибо духовное учение Христово – по слову Иоанна Лествичника – суть «учение СМИРЕНИЯ, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить». Посему и является оно миру в форме притч и аллегорий, но за ними всегда стоит единый дух – Святой Дух правды Божией.
 
И даже если нет здесь еще Духа смирения и любви (благодати на благодать), то все же присутствует Дух провидения, дух ревности о Боге – искренний, нелицемерный и нелицеприятный дух покаяния, досадное ощущение духовного несовершенства личного, а равно и всего мира, внутренний протест (вот он – классический, подлинный протестантизм) против осквернения церкви и всяческой нечистоты и греховности, горячее стремление к очищению...
 
И если присутствует здесь, хотя и не тихий ещё, не ласковый голос Господень, но «глас вопиющего в пустыне», глас пророка Божьего, «прямыми делающий стези Ему», – то в нём, в голосе сём, хотя и прикровенно, однако бытует уже Господь! И хоть шествует Он не в облаке православной благодати, а «в буре, землетрясении и огне», и уровень сей – не Христа ещё, а только лишь «предтечи Христова», недостойного «понести обувь Его», – но ведь ученики Христовы – из Иоанновых учеников проистекли суть!..
 
«Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам…
Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою...» (Матфея, 11 глава, 9–10 стихи).

 
Что же касается принятия или непринятия Церковью того или иного учения, формы догмата, а также трактования Писаний, то об этом мудро сказано в житии старца Силуана (Антонова):
«Когда в жизни Церкви явится (и уже является) действительная нужда, тогда напишутся (и пишутся уже!) новые книги.
Каждая новая книга, имеющая притязание быть включенной в учение Церкви или выразить его, подвергается суду Церкви… и всё, что окажется противоречащим или несоответствующим духу Христовой любви, которою живёт (истинная) Церковь, она отвергнет.
 
Церковь в глубине Своей знает Духом Святым истину любви Христовой, и там, где привходит хотя бы и слово “любовь”, но с иным содержанием, там Церковь не прельстится никакою философиею, никаким блеском доктрин. Церковь не обманывается…»
Блаженный старец Силуан в своих писаниях указывает на последний и достовернейший критерий истины в Церкви. Критерий сей – ХРИСТОВА ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ И СМИРЕНИЕ ХРИСТОВО…
 
Аминь, и Богу слава.
 
www.vedmedenko.org
Олег Ведмеденко [28.12.2009] | Переглядів: 1718

2 3 4 5
 Рейтинг: 18.0/14

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook