для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Выборы каждый день!


Выборы каждый день!
Решил написать реплику-комментарий к статье известного экономиста Александра Кирша «Back in the USSR». Ведь политика - это тоже экономика.
 
***
 
Каждый день миллионы украинцев ходят на «выборы». Приходят на «избирательный участок», внимательно читают «бюллетень» и «данные кандидата» или делают выбор неглядя, за привычных «кандидатов».
 
«Шо за х..я?!», - спросите вы и будете неправы Well
Эти ежедневные выборы - поход за покупками, избирательные участки - супермаркеты, магазины, киоски, базары. Мы выбираем постоянно: кто-то только еду и одежду, кто-то машины и квартиры. Суть одна - выбрать наиболее оптимальный для себя вариант. Отличается лишь периодичность выбора: еду покупаем примерно раз в неделю, машины и квартиры гораздо реже.. Если вы не депутат, конечно.
 
Так вот о депутатах. Хочу сказать, что выборы депутата и выборы зубной пасты особо не отличаются. «Как же так?!», - возмутитесь вы. – «Ведь от зубной пасты большая польза, а от депутатов какая?». И будете правы Well
 
Давайте сделаем «бэк ин ЮэСэСАр». Помните выборы конца 80х? Выборы между морской капустой и трехлитровой банкой яблочного сока? Выборы депутатов от КПСС были примерно такими же – «при всем богатстве выбора, другой альтернативы нет» (с)
 
Теперь вспомним начало-середину 90х. Не забыли как можно было купить бутылку водки, которая оказывалась паленой, и пачку стирального порошка, который оказывался содой? Но люди покупали, травились, накапливали мешки соды, но снова покупали.
 
Почему так было и куда все это делось? Люди были морально готовы к риску купить «паленку», а уровень доходов не позволял им покупать менее рискованный товар. Доходы постепенно росли, у людей появлялось основание более уважительно относиться к себе и не делать «стремных» покупок. Производители тоже не дремали, они забивали людям мозги рекламными роликами, боролись за места на полках магазинов, в общем конкурировали изо всех сил. В итоге, как и положено по Дарвину, выжили сильнейшие.
 
Сейчас вы можете вспомнить те пестрые названия болгарских зубных паст, которые продавались тоннами? Да что там тоннами – эшелонами! Вспомнили? Я – нет, хотя было время, когда работал в компании, торгующей ими. Оптом они шли без различия названий, типа «з/п болгарская, 100 ящ.»
 
Сегодня, зайдя в супермаркет, вы увидите огромный стеллаж с «зубастыми пастами». Много, правда? Неправда Well Дай бог там есть пять производителей, но эти пятеро развернулись во всю ширь ассортимента и во всю красу фейсинга (это такое умное слово для обозначения количества одинакового товара, повернутого лицом к покупателю). Справедливо ли, что они монополизировали рынок? Пожалуй да, они были профессиональнее в продвижении своих брендов. Они победили в свободной конкуренции.
 
Вернемся к нашим баранам-депутатам. Вам не напоминают наши политические партии партии водки начала 90х годов? Чем? «Паленостью»! И не напоминаем ли мы, плетясь на выборы нардепов, самих себя, плетущихся в 90х годах на рынок за возможно просроченным товаром? «И завтра пойду, а шо делать..» (с)
 
Политики любят популизм и это нормально, потому что народ популизм тоже любит. Поэтому политики покрупнее «популизируют», а политики помельче все время думают  попу каких крупных политиков перспективнее «лизировать».
Один из наших любимых популистских лозунгов: народ у нас очень умный, а политики не доросли.. «Они говорят какой у нас умный народ, пересаживаясь все в более дорогие авто» (с, Роман Чайка).
 
И как бы нам не нравилось слышать про свой ум, нужно признать – они такие, потому что мы позволяем им такими быть. Они – наше отражение. Мы морально готовы выбирать «паленые» партии и одного «паленого» президента из нескольких «паленых» кандидатов. И мы даже не отравимся. Просто одни могут украсть миллиард, а другие - пять. Логично выбирать тех, что украдут всего миллиард, не так ли? Well
 
Кстати, у англичан есть поговорка «из двух зол не выбирают», а у нас какая, помните?
 
Но я стал писать эту реплику не с целью сказать: «казлы, которые мешают нам жить – это мы сами». Я хочу сказать, что мы находимся на определенном этапе развития, который пройдет как минули 90е. Главное – свободная конкуренция между нынешними партиями-уродцами. Конкуренция, сопровождаемая кризисами, это двигатель прогресса, потому что преодоление кризисов рождает новое качество.
 
Поэтому то, что препятствует конкуренции, например повышение избирательных барьеров – зло. Время само поставит барьеры перед неудачниками.
Иначе мы опять будем выбирать между морской капустой и яблочным соком. Как говорится, будет «стабильность и порядок».
 
А все, что способствует конкуренции, например открытые избирательные списки – добро. Пусть пляшут и танцуют перед нами чаще и ближе. Не с телевизоров, а на нашей улице, ломая ноги в асфальтных дырках. Пусть бегают за нами как «канадские представители». А мы будем выбирать, сами не замечая того, как предложение становится все более качественным.
 
Да пребудет с нами Великая Конкуренция Well
Shrike [01.05.2008] | Переглядів: 3074

2 3 4 5
 Рейтинг: 36.6/12

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook