Несомненно, современное мироустройство находится в переломном периоде, кризисные проявления которого прослеживаются в экономических, идеологических, политических и военных аспектах.
Данный материал является обзором событий за сегодня, дающих понимание происходящим на уровне межгосударственных отношений процессам.
Дипломатический фронт
В Вене состоялись переговоры между главами дипведомств России, США, Саудовской Аравии и Турции, по итогам которых стороны ожидаемо не пришли к согласию относительно создания механизма совместного координирования военных операций в сирийском воздушном пространстве.
«Ожидаемо» потому, что лидерам антиигиловской коалиции очевидно, что подобные координирование действий военных в воздухе с РФ никоим образом не повлияют на объекты ударов российской авиации, большая часть которых и в дальнейшем будет приходится на сирийскую свободную армию, однако же для Кремля, умело создающего панораму «нужной» реальности, это послужит хорошим инструментом для распределения ответственности за такие удары на всех участников координационного центра.
Тем более, что, как выясняется со слов Лаврова, у России и вовсе нет информации местонахождении оппозиционных войск в Сирии, поскольку американцы не спешат делиться этими секретными данными.
Сказано это было в контексте заявления о готовности поддержать с воздуха «Свободную армию Сирии» в программе «Вести в субботу» на канале «Росcия-1».
«Мы готовы включать патриотическую оппозицию, в том числе "Свободную сирийскую армию" также поддерживать с воздуха, хотя нам отказывают в предоставлении информации о том, где, по американским оценкам, находятся террористы, где — патриотические оппозиционеры».
Все три тезиса, озвученные Лавровым, носят в разной степени абсурдный характер, и являются звеньями одной дипломатичной игры, цель которой – изощренно вертеть за нос Запад, каждый раз опережая того на шаг, вынуждая лишь парировать и действовать в ответ, оставляя первую скрипку за Россией.
Так и в этот раз, Джон Керри предпочел ограничиться уже тривиально-неконкретным определением встречи в Вене как «конструктивной и продуктивной».
Россия же играет в кризисного менеджера, демонстрируя готовность искать «конструктивные» решения в Сирии. Так, Лавров «запустил» идею о проведении в стране президентских и парламентских выборов. В государстве, лишь 17% которого контролируется центральной властью, а граждане которого кочуют по миру, прорываясь через границы приветливой Европы…
Все это безусловно выглядит как попытки сохранения и легитимации в глазах Запада режима Башара Асада, однако для Штатов и суннитских государств это принципиальный вопрос, в котором вряд ли будут сделаны уступки, чего Россия не может не понимать. Так что подобного рода заявления и действия скорее являются частью торга России по обеспечению себе одной из ведущих позиций в регионе в дальнейшем, после слома существующей ближневосточной модели с уходом Асада.
Сирия
Вероятно, эту же цель создания образа конструктивной России преследовала и встреча российской парламентской делегации с премьер-министром Сирии Ваилем Надиром аль-Хальки, в ходе которой говорили о взаимном экономическом сотрудничестве двух государств: создании единого координационного центра по вопросу восстановления экономики САР, возможные поставки пшеницы и топлива из России и тому подобные моменты.
Поскольку не было подписано ни меморандумов, ни прочих официальных документов говорить о серьезности высказанных намерений не представляется возможным.
Вполне возможно, что мы имеем дело с еще одним мероприятием ради картинки, которая должна продемонстрировать готовность РФ помогать Сирии не только военным и дипломатическими путями, но и поддерживая экономику.
Военный театр действий
Со стороны РФ в Сирии военной активности сегодня не наблюдалось, что может быть связано с высказываниями министра Лаврова о готовности поддержки умеренной сирийской оппозиции, после которых авиаудары по этой же оппозиции выглядели бы уж совсем цинично и вызывающе.
Зато Reuters сообщает о военных успехах ИГИЛ, которому удалось захватить шоссе к юго-востоку от Алеппо, отрезав правительственные войска Башара Асада в городе от баз снабжения.
США же отрапортовали о нанесении 21-го удара коалиции по позициям ИГИЛ в Ираке.