После непродолжительного шоу под куполом, голосование за изменения в Конституции Украины в части децентрализации закончилось их принятием в первом чтении. Вместо длительного, тщательного, открытого парламентского обсуждения изменений, всплывших из мутных безымянных властных глубин, состоялся очередной парад советского ретро «народ и партия едины».
Для большинства обывателей основное поле битвы мнений по объективным причинам сконцентрировалось на вопросе «особого статуса» временно оккупированных территорий. Где поставить запятую в злосчастном вопросе «бросить нельзя оставить» волнует практически все население сегодняшней Украины.
Вопрос полномочий Рад местных общин, а так же, рекомендуемый командой Президента, институт префектов, отступил как бы на второй план. А зря. Подробное рассмотрение изменений в этом плане порождает массу вопросов и недобрые ассоциации с недавно представившейся системой страны вечных советов.
«Префекта назначает на должность и освобождает от должности по представлению Кабинета Министров Украины Президент Украины.
Префект является государственным служащим.
Префект при осуществлении своих полномочий ответственен перед Президентом Украины, подотчетен и подконтролен Кабинету Министров Украины.
Статья 144: действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливает префект с одновременным обращением в суд.»
Исходя из вышесказанного, мнение префекта, читай Президента, будет всегда превалировать над мнением Рады общины, а учитывая специфику всей судебной системы Украины, напрямую зависящей от власти и денег имущих, шансы отстоять свои права над монаршими пожеланиями практически равны нулю.
В аргументах сторонников института префектов по-украински часто звучит ссылка на аналогичный институт Франции. Но, во Франции, после принятия закона о децентрализации в восьмидесятых годах прошлого века, у префектов забрали полномочия останавливать решения местных советов. Все что может сделать французский префект – направить свое несогласие в вышестоящий государственный орган, который, в свою очередь, решает вопрос: отказать префекту или направить дело на рассмотрение в соответствующий окружной суд.
Рассмотрение этих изменений в Конституцию во втором чтении, голос партии Президента Юрий Луценко обещал уже в декабре. В случае непринятия поправок, ослабляющих влияние государства на общины через институт префектов, Украина рискует получить очередных секретарей обкомов или смотрящих от государства и очередную взрывоопасную социальную коллизию во всех своих регионах.
©
Alihan [31.08.2015] |
Переглядів: 4081