Уж чего-чего, но обвинения премьер-министра Юлии Тимошенко в девальвации гривны, да еще от президента Виктора Ющенко, пожалуй, никто не ожидал. Поскольку такой пассаж не укладывается ни в какие рамки - ни логики, ни, тем более, приличия…
Однако в минувшую субботу президент позволил себе заявить об этом в Харькове на муниципальных слушаниях «Конституционные принципы организации местной власти».
http://www.unian.net/rus/news/news-350592.html
Возможно, Виктор Андреевич надеется, что прошло уже слишком много времени с момента последних потрясений на валютном рынке, и народ уже подзабыл о некоторых действиях и заявлениях его лично, а также подотчетного ему главы НБУ Владимира Стельмаха в конце 2008 года и начале нынешнего? Однако о тех делах прекрасно помнят политически незаангажированные эксперты, и их вывод однозначен: именно президент Ющенко, являющийся куратором Национального банка, совместно с руководителем данного учреждения Стельмахом несут главную ответственность за неоднократные резкие скачки валютного курса и неэффективное расходование золотовалютных резервов страны, приведшие к подрыву доверия украинцев к гривне и банковской системе.
Ну а коль скоро Виктор Ющенко сделал ныне попытку переложить все с больной головы на здоровую, то не лишним будет, видимо, напомнить о тех драматических событиях.
Никто не забыт, ничто не забыто…
Первые отчетливые звонки тревоги для гривны и финансовой системы прозвучали еще летом прошлого года. Сигналы поступили во второй половине июля с мировых валютного и сырьевого рынков: цены на нефть, достигшие в июле невиданной высоты в 147 долларов за баррель, начали быстрое падение; доллар синхронно с удешевлением нефти стал стремительно отвоевывать у евро утраченные ранее позиции. Кроме того, наблюдавшийся с начала 2008 года резкий рост мировых цен на сталь сменился на их скоростное падение, что предрекало мрачные перспективы украинскому экспорту.
В августе данные процессы сделались еще более явственными. Обвал цен на нефть и металлы продолжился, а американский доллар продемонстрировал самый стремительный рост за 11 лет, повысившись к евровалюте с отношения 1,58 долл/евро (в июле курс достигал 1,593) до 1,47, или на 7,5% за один месяц.
В сентябре прошлого года гривна начала существенно девальвировать. В течение месяца курс на межбанке поднялся с 4,67 грн/долл до 5,08 грн/долл - отечественная валюта «похудела» на 8,8%. При этом курс доллара превысил тогда верхнюю границу второго валютного коридора на 2008 год (НБУ установил его после весенней ревальвации в пределах - 4,85 грн/доллар, плюс-минус 4%). Потом был спешно объявлен третий коридор (4,95 грн/долл, плюс-минус 8%), но он тоже очень скоро оказался тесен, после чего руководство Нацбанка решило больше не смешить людей и отказалось от идеи валютных коридоров вовсе.
Однако в НБУ ничем происходящим в сентябре не обеспокоились. 2 октября, когда произошел очередной скачок курса доллара, на сайте Нацбанка появилось вот такое «странное» сообщение: «Национальный банк заявляет, что не допустит использования валютных резервов для удовлетворения спекулятивных операций участников валютного рынка...». То есть, регулятор углядел всего лишь «атаку» спекулянтов и по-прежнему не собирался ничего предпринимать.
Впрочем, уже на следующий день подул какой-то другой ветер, и НБУ таки посетил межбанк с долларовыми интервенциями. Однако потом регулятор также по непонятным никому причинам престал принимать участие в торгах. Причем такую непоследовательную политику Нацбанк проводил как в октябре, так и в последующие месяцы. В результате в стране раскачивались валютно-курсовые качели, что не могло не вызвать паники у украинцев.
Наивысшей точки напряжение на валютном рынке в результате таких загадочных действий НБУ достигло 18 декабря 2008 года, когда курс на межбанке подобрался к отметке 10 грн/долл., а в обменных пунктах за «зеленый» уже просили более 11 гривен. На следующий день с очень резким заявлением в адрес главы Нацбанка выступила Юлия Тимошенко, произошел большой скандал, и доллар «вдруг» быстро пошел вниз.
Ошибки или злой умысел?
Вследствие описанных действий НБУ, за три последних месяца 2008 года было бездарно израсходовано 10 284,3 млн. долл. валютных резервов, что соответствовало 27,4% от величины международных резервов на конец сентября (37 528.60 млн. долл. США).
Однако есть большое подозрение, что дело заключалось не только в непрофессионализме руководства Нацбанка, но и в сознательном раскачивании валютных качелей – с целью навредить правительству и одновременно «подзаработать».
В течение трех последних месяцев 2008 года НБУ выдал порядка 40 млрд грн рефинансирования коммерческим банкам. При этом регулятор не контролировал дальнейшее расходование данных средств, а именно значительная часть этих денег практически мгновенно попадала на валютный рынок, что не могло не оказывать мощного девальвационного давления на национальную валюту.
Естественно, наибольший «навар» получили те банки, которым «посчастливилось» получить рефинансирования в крупных размерах и которые знали, как Нацбанк будет впоследствии регулировать валютный курс. Распределял НБУ средства непрозрачно, по неизвестным никому критериям, но сильнее всего «повезло», как известно, банку «Надра» (он получил свыше 7 млрд грн), принадлежавшему совладельцу «РосУкрЭнерго» и другу президента Дмитрию Фирташу.
Импровизации Ющенко
Если же говорить о девальвации гривны в чисто экономическом аспекте, то она была вызвана объективными причинами. Даже президент Ющенко был вынужден это признать. Выступая в июле этого года на австрийско-украинском бизнес-форуме в Киеве, он заявил, в частности, что девальвация гривны - экономически оправданный шаг в условиях экономического кризиса. «Нам пришлось девальвировать гривну с начала экономического кризиса на 52%. Я об этом часто не говорю, но я уверен в том, что это один из стратегически правильных шагов, который сегодня дает возможность поднять с колен украинского экспортера. Это один из шагов помощи украинской экономике», - сказал тогда президент.
http://uriy-gluhov.blogspot.com/2009/07/blog-post_4184.html
Девальвация была необходима в прошлом году, чтобы сократить импорт и улучшить условия для экспортеров, а если в ближайшее время заметно не улучшится конъюнктура на внешних рынках для украинских экспортеров, то ослабление гривны в 2010 году продолжится. Но ни в коем случае Нацбанк не должен был допускать резких валютно-курсовых всплесков, как это происходило в последние месяцы 2008 года и в первом квартале нынешнего года, когда курс с завидной регулярностью прыгал до значений 9-10 грн/долл, а потом снова существенно откатывался. Понятно, что на этом весьма неплохо заработали определенные банки, а граждане и бизнес перестали доверять отечественной валюте и банковской системе страны во главе с таким НБУ.
Кроме того, значительные курсовые колебания негативно отражались на социально-экономической ситуации. Поскольку торговцы импортными товарами и услугами устанавливали цены, ориентируясь на пиковые валютно-курсовые отметки (во избежание возможных убытков). За период с сентября 2008 года по январь 2009 года включительно инфляция в Украине составила 9,6%. Если не целиком, то в значительной мере она была обусловлена именно ростом цен на импорт вследствие девальвации гривны. Но в случае, если бы Нацбанк не допускал курсовых прыжков до 9-10 грн/долл и курс не превышал бы отметки 8 грн/долл, то инфляция была бы гораздо ниже.
Впрочем, Ющенко, наверное, не помнит сегодня вышеприведенных слов о пользе слабой гривны. Как забыл он и о том, что настаивал в конце ноября 2008 года на ее крепости (на курсе 5,8-5,9 грн/долл). «Причин инвестиционного, торгового, платежного характера для того, чтобы иметь то поведение курса, которое мы сейчас имеем, сегодня нет. Сегодня цена доллара могла бы колебаться по этим показателям в границах от 5,8 до 5,9 гривни за доллар США», - рассказывал он 28 ноября прошлого года.
http://www.unian.net/rus/news/news-298399.html
Зато в январе нынешнего года точка зрения Виктора Андреевича резко переменилась. Он категорически высказался о необоснованности валютного курса в 6-6,5 гривен за доллар, доказывая при этом, что курс должен быть не ниже (как он думал совсем недавно), а гораздо выше. Причиной же столь быстрых и радикальных перемен во взглядах президента стало опубликованное накануне в «Зеркале недели» заявление Юлии Тимошенко, что «как только мы сменим руководство Нацбанка, курс восстановится на отметке 6-6,50 гривен за доллар».
Грязные методы
Стоит также напомнить, как Владимир Стельмах пугал в прошлом году всю страну угрозой дефолта, еще нужно напомнить о целом ряде безграмотных постановлений НБУ, спровоцировавших сбои на валютном рынке и появление «валютных менял». Кроме того, нельзя не учитывать, что согласно Конституции Украины именно НБУ осуществляет в государстве кредитно-денежную политику и отвечает за стабильность гривны. Причем, это не декларативные нормы – правительство сейчас не только реально не имеет никакого влияния на Нацбанк, но руководство НБУ в угоду Ющенко даже вставляет палки в колеса Кабмину (вспомним, к примеру, историю с финансированием Евро-2012 за счет доходов Нацбанка!).
Так кто, спрашивается, раскачивал курс в конце прошлого года и в первом квартале нынешнего до отметок 9-10 грн/долл, гробя тем самым банковскую систему – премьер Тимошенко или президент Ющенко на пару с главой НБУ Стельмахом?..
Хотя стоит ли удивляться нынешним обвинениям из уст президента в адрес премьера по поводу девальвации гривны, если недавно работник секретариата президента Богдан Соколовский «додумался» заявить, что Юлия Тимошенко лоббировала интересы «РосУкрЭнерго»?..
http://www.imk.com.ua/ru/news/article/89856
По всему видать, что Ющенко и его команда решили не гнушаться уже ничем ради недопущения Тимошенко в президенты. Поскольку более абсурдных обвинений, чем вышеприведенные, даже вообразить невозможно…
Юрий Глухов
Ю.Глухов [07.12.2009] |
Переглядів: 5126