"Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он".
Михаил Жванецкий
В один из обычных будничных дней, ничем из ряда вон не выходящих, если не считать каких-то мелких и незначительных событий, на которые никто никогда не обращает внимания, на пороге заведующего секцией астрономических исследований федерального агенства Космоснаш возник взъерошенный молодой человек с ярко горящими глазами и толстой папкой под мышкой. Он без стука влетел подобно техасскому торнадо на плодородные земли среднерусской возвышенности.
- Это свершилось! - воскликнул молодой человек и воззрился на заведующего секцией безумным взглядом, отвергающим любые возражения.
Надо признаться, что в здании агентства никогда особо шумно не бывало, здесь так привыкли к тишине, что даже по коридорам передвигались на цыпочках, будто украдкой; самым шумным сотрудником обычно была уборщица, в вечерние часы позвякивающая дужкой ведра в аккомпанемент елозящей по коридорным закоулкам швабре, да щелкающие зубчики замков в кабинетах, но все это, как правило, происходило после окончания рабочего дня и не мешало научному процессу. Правда, в прошлом году была однажды суетная обстановочка, вызванная приездом санэпидемстанции для борьбы с некими галактическими паразитами, будто бы захватившими здание, но данный прецедент быстро был улажен: шутник, вызвавший стерилизаторов, вычислен и отчислен из штата, невзирая на его заверения, что поедать припрятанные пирожные в сейфе могут только внеземные существа, и на том на благословенной территории наступило спокойствие. Астрономия - наука не суетная, нешумная, требующая покоя и уравновешенности душевной.
Вот поэтому появление на пороге взбудораженного субъекта привело заведующего секцией в немалый шок. Он едва не подавился бутербродом с докторской колбасой, которым намеревался немного перекусить. В стаканчике дымился ароматный чаек с поплавком лимона.
- Вы, простите, кто будете? - спросил заведующий, заранее готовясь к самому неприятному. - "Наверное, они все-таки запустили по нам свои ракеты", - проскочила мельком нехорошая мысль и под мышками стало влажно. - "Или в здание тайком подбросили бомбу и теперь время отсчитывает последние секунды?.."
- Что? - молодой человек явно растерялся и глядел своими огненными глазами.
"Это маньяк, - понял заведующий обреченно, - Сейчас он вытащит из этой огромной папки что-то огнестрельное и решительно испортит мой новый костюм..." - рука автоматически потянулась отщелкивать пуговицы на только недавно сшитом костюме. Было ужасно обидно и не понятно, что такого особенного мог сотворить научный червь, даже не червь, а так, червячок безобидный, что к нему влетает безумный убийца в разгар рабочего дня с неблагими, даже можно сказать, подлыми намерениями.
- Кто вы? - дрогнувшим голосом повторил заведующий.
- Астроном, - ответил пришелец. - Точнее, стажер, но это не важно. Важно, что я все-таки ее вычислил! Понимаете, вычислил! Она существует!
- Что именно?.. Вы о чем?.. - постарался взять себя в руки заведующий.
- Как о чем?! О дыре... Она существует! И именно там, где я и предполагал!
- Погодите... О какой дыре?
Стажер возбужденно уронил папку перед носом заведующего, едва не опрокинув стакан с чаем. Лимонный поплавок лихорадочно сиганул в глубину.
- Вот. Здесь все расчеты, вычисления. Три года. Три года и семь месяцев труда. Бессонные ночи, муки и отчаяния... Но все не напрасно. Она существует! - торжественно выпалил субъект и мечтательно вскинул взор к потолку, будто бы абсолютно не замечая перед собой перекрытий и этажей, а только бесконечное пространство вселенной и свою, родную дыру посреди нее.
"Он не террорист, - начал успокаиваться заведующий, - он обыкновенный идиот". На сердце отлегло, но захотелось валидолу.
- Присаживайтесь. И давайте все по порядку, - успокоившись, сказал он и указал на стул напротив.
Стажер сел. Но не сиделось ему совершенно: распиравшие чувства пылали внутри магматическим составом.
- Я давно подозревал, что она там есть, понимаете, давно! Но сомневался. Потом решил перепроверить свои догадки, стал вычислять, сверяться по различным источникам... Ее нигде нет! Я ее открыл! Это награда за мое упорство!
Заведующий поерзал на стуле.
- То есть, если я правильно вас понял, то вы открыли...
- Черную дыру! - торжественно закончил стажер и засиял ее ярче. - Я хочу, чтобы вы зафиксировали это событие и мое право на собственность!
Чай почти остыл, но научный червь даже этого не заметил, осушив до дна в несколько глотков.
- Видите ли... Вы человек науки...и понимаете, что каждая теория требует проверки... Подтверждения... Вот так, с бухты-барахты я не могу ничего обещать...
- Конечно, понимаю! Как же! Для этого я и пришел к вам... У меня все расчеты в порядке!
- Хорошо. Я позову консультанта.
Рука заведующего потянулась к телефону.
- Мизинчиков? Зайдите ко мне.
Вскоре в кабинете стоял еще один научный червь, полностью соответствующий своей фамилии, - маленький, с крупной залысиной на верхней части черепа. В двух словах ему пояснили суть дела.
- Этого не может быть! - категорично ответил Мизинчиков, но заведующий стал отчаянно подмигивать, мол, спорить здесь совершенно неуместно, тип весьма скользкий и неуравновешенный. Мало ли какую штуку может отколоть...
- У меня все точно! - обиделся молодой астроном. - Все зафиксировано, есть таблицы и авторитетные ссылки!..
Мизинчиков развернул карту звездного неба и все трое склонились над рассыпанными созвездиями.
- И где же эта ваша дыра находится?
- Вот здесь, за созвездием Мухи... - ткнул пальцем стажер.
- Но этого решительно не... - снова начал было отрицать консультант, но заведующий сильно наступил ему на ногу. - Впрочем... Все может быть. Черные дыры имеют свойство появляться из ниоткуда!
- Именно! - воскликнул стажер. - Она только растет! Но очень стремительно! Через какую-то сотню миллионов лет может накрыть целую галактику!
- Ну, хорошо... - кивнул Мизинчиков. - Мы ознакомимся с вашими расчетами, проверим... Чем черт не шутит! - попытался улыбнуться он, но вышло неудачно: половина лица оставалась печальной.
- Как первооткрыватель, я хочу оставить за собой право дать ей название самостоятельно!
- Разумеется. А вы уже придумали название?
- Конечно. Я хочу назвать ее именем нашего президента!
Обоих научных червей едва кондрашка не хватила.
- Вы с ума сошли! Как же это?! - выдавил из себя заведующий.
- Могущество этой дыры соизмеримо силе нашего великого и глубокоуважаемого! На карте она будет напоминать о нем еще не одно столетие, он будет жить в ее глубинах и вести нас за собой!
- Но это ведь не звезда, не астероид, и даже не метеорит... Это дыра! - вяло парировал Мизинчиков. - А вы говорите, что наш президент будет жить в дыре... Скверно попахивает ваша идея...
Заведующий был полностью согласен и даже не наступал на ногу консультанту. Но молодой первооткрыватель был непреклонен.
- Это я образно сказал. Конечно, если бы я открыл звезду, было бы легче... И понятнее... Но раз так случилось, что открыта черная дыра, все равно я хочу дать ей имя самого дорогого для меня человека! Разве я не имею право?..
- Имеете, - кивнули научные черви. Они с ужасом представляли, что если (не дай Бог) открытие подтвердится и им придется докладывать наверх об этом событии, то конечно же придется сообщить и о будущем имени стремительно растущей дыры... А вот обрадуются ли те, кто всегда бдит неусыпным оком? Обрадуется ли Сам, узнав, какому небесному фактору подарил имя?.. Быть звездой приятно всем, бесспорно, а приятно ли быть дырой?.. Пусть даже и сверхвыдающейся? Вопрос...
- Хорошо, - поспешно согласился заведующий в желании побыстрее закончить незапланированную встречу и избавиться от этого навязчивого субъекта-первооткрывателя. - Я передам ваши материалы в комиссию, они проверят все вычисления, а по результату вам сообщат... Желаю удачи! - и он торопливо протянул руку с надеждой на нескорую встречу...а лучше без оной вообще.
Стажер руку пожал, глаза его по-прежнему лихорадочно блестели.
- Я очень надеюсь на понимание, - сказал он на прощание. - А когда я открою еще какое-нибудь замечательное явление, то непременно назову его вашим именем! Я обещаю! - и гордо закрыл за собой дверь.
Некоторое время в кабинете царила убийственная тишина. Затем заведующий повернулся к Мизинчикову.
- Ну? - спросил он.
- Если его догадки подтвердятся, мы все можем оказаться в этой дыре, - печально констатировал консультант.
- Это верно, - кивнул заведующий. - Нам срочно нужно найти какой-нибудь выход из этой черной задницы... Пока это еще возможно...
И оба научных червя подняли вверх растерянные взоры, - как будто не существовало ни перекрытий и этажей над головами, ни крыши над зданием, - пытаясь внимательнее заглянуть в далекие, заброшенные дебри вселенной, туда, где за созвездием Мухи стремительно развивалась и набирала силу огромная дыра с дорогим и сакральным для каждого патриота именем...
© Гай Ворон