для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Станганция экономики и пути выхода.


Станганция экономики и пути выхода.
Стагнация экономики и пути выхода.
 
Часть 1. Его величество энерго-доллар.
 
Я не знаю о чем думают в национальном банке и в правительстве, но текущая ситуация автору видится так:
Мы имеем примерно одинаковый гривневый доход населения, при значительном росте курса иностранной валюты. Доходы пенсионеров и других социальных слоев - заморожены. Зарплаты сотрудников в гривне в целом за 2014 год незначительно подросли.
Что мы имеем в расходах:
1) значительное повышение коммунальных услуг, транспортных услуг
2) среднее подорожание продукции местного пр-ва из-за увеличения цены на логистику
3) большой рост цен на весь импорт и бензин
При этом население с его гривневыми доходами фактически оплачивает импорт, ведь в коммунальных тарифах, транспортных услугах и логистике сидят импортные нефть и газ.
Соответственно общий доход населения очень сильно перераспределился на потребление импортного газа и нефти и уменьшился на товары произведенные местными производителями и товары импортируемые из вне. Фактически такое положение вещей ведет как к сворачиванию бизнеса связанного с импортом, так и сворачиванию местного бизнеса производства. У людей просто нет денег ибо они на свои гривневые доходы должны в первую очередь оплачивать импортные нефть и газ. Итог - закономерен - падение импорта на 29% за 2014 год и падение промышленного пр-ва на 20%. Исправить такую ситуацию могли бы экспортеры. Они получают гораздо больший гривневый доход, продавая продукцию на экспорт. Но к сожалению очень многие экспортеры также связаны валютными обязательствам. Экспортные трейдеры и производители в последние 5 лет брали валютные кредиты на развитие. Ибо Нбу практиковал политику дорогих денег и дорогого гривневого ресурса. В итоге теперь экспортеры тратят много выручки на погашение валютных кредитов и имеют катастрофическую переоценку активов выливающиеся в огромные операционные убытки по курсовой разнице. Также многие пр-ва такие как химия и металлургия требуют большого потребления импортных энергоресурсов, что также снижает маржу. Ситуация усугубятся еще и войной и закрытием рынков России в результате чего часть экспортеров потеряла рынки сбыта. Также в торгово-промышленным группах экспортеры тратят часть своего дохода на поддержание штанов собственных производств работающих на локальный рынок и на импортные компании. Фактически именно эта внутренняя поддержка позволяет пока еще частично удерживать персонал компаний работающий на локальные рынки и импортеров. Это позволило сократить только 12% рабочих мест в государстве за 2014 год ... Без этой поддержки процент потери рабочих мест мог бы достигать все 20-30%  учитывая еще и потерю рабочих мест из-за войны с Россией на востоке страны.
Еще больше ситуацию усугубляет и само государство. С учетом того, что государство всегда контролировало энергорынок, ЖКХ ...давая возможность приближенным в этой сфере топ чиновникам и более мелким чиновникам  делать себе капиталы через распределение энергоресурсов и бюджетов в этих сферах. Теперь же с учетом роста тарифов в размере меньшем чем рост курса, мы имеем дефицит ЖКХ, потребляющий ресурсы по долларовым ценам, соответственно по цепочке - дефицит местных бюджетов компенсирующих разницу в тарифах - соответственно дефицит гос.бюджета компенсирующих тарифы местным бюджетам ... Ну и по факту дефицит монополиста Нафтогаз,  через который проводится закупка энергоресурсов. Таким образом можно констатировать, что налоги налогоплательщиков уходят в бездонную дыру оплаты за энергоресурсы. Естественно для компенсации кассового разрыва государство еще берет кредиты, тем самым увеличивая выплаты по кредитам. В добавок к этому, поскольку у государства Украины, в отличие от той же России почти нет валютных доходов от операционной деятельности, то правительству для оплаты валютных кредитов при росте курса приходится тратить все больше и больше денег налогоплательщиков на оплату по долгам. Т.е по факту мы имеем нонсенс - налоги платятся не на удовлетворение потребностей граждан страны  - а на оплату энергоресурсов и отдачу взятых ранее кредитов! Т.е правительство при таком подходе к курсообразованию рассказывая с телеэкранов что мы тут не при чем и мол это ответственность национального банка изначально ставит себя в условия невозможности выполнять свои государственные обязательства.
Ну а попытка отжать бизнес на налоги с учетом стагнации и повышенных трат на энергоресурсы приводит к нулевому эффекту. Так сбор налогов при росте курса в 2 раза за 2014 год составил всего +3%. Это даже не покрывает инфляцию. Естественно и  резерва в сборе налогов в текущей системе - просто нет. Потому что бизнесу, проще закрыться, чем платить повышенные налоги ... Которые как показано выше даже не пойдут на потребности граждан страны.
 
Теперь наступает главный вопрос: как же разрубить этот кажущийся неразрешимым узел проблем, на фоне когда курс валюты настолько оторвался от экономики что живет своей жизнью в небесах, а реальная экономика все ближе и ближе подходит к состоянию краха?
 
Часть 2. Пути выхода из ситуации.
 
Первое что видится невооруженным глазом - правительство и национальный банк должны работать консолидировано и максимально укрепить гривну. Разглагольствования Яценюка что национальный банк отвечает за курс а я тут не причем и заявления  Гонтаревой что я не отвечаю за экономику - недопустимы. Правительство и национальный банк должны нести консолидированную ответственность за курс национальной валюты.  Чем более сильно будет укреплена гривна, тем меньше дисбалансов будет присутствовать в экономике.
 
Второе. Автор является противником плавающего курса доллара. Бизнес, население, банки вместо того чтобы заниматься производством товаров и услуг и выдачей кредитов в реальный сектор экономики начинают задавать себе вопросы: стоит ли сейчас закупать товар или продавать? хватит ли мне денег завтра? Зачем мне заниматься пр-вом если я не могу спрогнозировать ситуацию даже на месяц-три вперед?
Кто будет держать деньги в банках если ситуация меняется каждый день? Спекуляции валютой как раз реакция населения и бизнеса на плавающий курс. Об долговременных внешних инвестициях в условиях когда курс может прыгать туда сюда на 20-50% и речи быть не может. На каком уровне фиксировать курс - вопрос конечно открытый. Но чем меньше будут цифры в обменниках тем безусловно будет лучше населению, правительству и основной части бизнеса. Как показал 2014 год. При среднем курсе в 12 за доллар система уже может выходить на баланс экспорта импорта.  Укрстат показал за 2014 год положительное сальдо торговли по товарам+услугам в 5 млрд долларов. В тоже время платежный баланс показывает все еще отрицательный торговый баланс. Основная разница - в импорте услуг. Укрстат показывает что импорт оказанных Украине  услуг был на уровне 5 млрд долларов. Платежный же баланс фиксирует импорт услуг на уровне 12-13 млрд долларов. Скорее всего такой дисбаланс вызван из-за намеренного вывода капитала под фиктивно оказанные услуги.
 
Третье. Правительству безусловно нужно переводить население на безубыточные тарифы на поставку энергоресурсов. Это несет тройной положительный эффект. Во первых минимизирует коррупционную составляющую в перераспределении дотаций по всей цепочке. Во вторых - конечные потребители услуг намного более эффективны в вопросам энергосбережения чем государство и  это позволит сокращать потребление  энергоресурсов. В третьих бюджет не тратит деньги налогоплательщиков на импорт энерго долларов. Другой вопрос, что потребители не будут хотеть платить по повышенным тарифам, в условии когда государство не может может справится с огромным курсом и из-за этого им предлагают повысить тарифы в несколько раз.
 
Четвертое. В условиях войны, конечно трудно рассчитывать на инвестиционный бум, но если правительство не может заниматься этим направлением, то оно должно максимально продуктивно работать над снятием всех преград, лицензий и других разрешений, упрощением законодательства чтобы подготовить почву для для дальнейшего роста экономики.
 
Пятое. Национальный банк должен наконец перейти на политику дешевых денег. Мы никогда не будем конкурентны, если кредиты в национальной валюте будут выдаваться под огромные проценты.
 
© Daniil Monin [05.03.2015] | Переглядів: 1393

2 3 4 5
 Рейтинг: 30.8/10

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook