Перед интервью Тимофей Нагорный дал мне посмотреть буклет Фонда волонтеров Украины. Я был потрясен и удивлен, что может сделать один человек за 25 лет служения обществу и как он «пробивался в люди» из маленького шахтерского поселка на окраине Макеевки Донецкой области.
Тимофей, прежде всего, расскажите, что произошло в Моршине?
К сожалению, для Украины это уже так обыденно, когда группа людей совершает самосуд, срывает концерт, оскорбляет, обвиняет и унижает артиста. Наверное, это такая особенная форма демократии в стране, вседозволенность и беззаконие. Нет, вернее, действует один закон: «У сильного всегда бессильный виноват».
У людей были оправдания своих действий?
Да, они обвиняли Наталью Валевскую в том, что она выступала на Европейской площади 15 декабря 2013 года, что она «человек Януковича» и что срывала государственную символику и топтала ее ногами, ну, а когда совсем стало жарко, то, и в сепаратизме и т.д. Мои аргументы, что у нас все руководители страны были связаны с Януковичем — не были услышаны. Я им предлагал выступать не против беззащитной женщины, а против олигархов. Которые обворовывают страну, против налогов, которыми обложили народ, против чиновников, которые погрязли в коррупции… Но в ответ «Ганьба» и оскорбления.
чем всё закончилось?
Концерт отменили, зрителей защитили. Слава Богу, обошлось без жертв. Моршинские сотрудники милиции дадут правовую оценку действиям активистов, ну а за особо тяжкие обвинения, думаю, будут судебные разбирательства. Как я понял, Владимир Пригладь, муж и продюсер Натальи Валевской подает в суд на организаторов этих провокаций. Самое примечательное, что концерт на следующий день в Трусковце прошел на ура, без каких-либо эксцессов. Да, и в Ивано-Франковске накануне Моршина Наталья Валевская дважды выходила на бис. Делайте выводы.
Многие делают выводы, но когда идет война и гибнут наши военные и добровольцы, любой неверный шаг может стать раздражителем для нашего народа.
На мой взгляд, как раз в такое время нужно объединяться и сплачиваться, как это делают волонтеры.
Кстати о волонтерах, вы стояли у истоков этого движения в Украине, расскажите об этом.
В конце 90-х этого слова боялись – многим казалось, что это искусственная прививка, и она не приживется на нашей почве. Журналисты просили деньги за упоминание слова «волонтер». А это всего лишь интернациональное, универсальное понятие равнозначное слову «доброволец». Наверное, у всех, кто учился в советских ВУЗах, крепко засело слово «валюнтаризм», которое имело резко негативный смысл. Смешно? А крови это попортило немало. Мы с единомышленниками тогда видели, что за эти будущее – создавали бесплатные спортивные клубы, проводили десятки событий, направленных на популяризацию здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками. Привлекали звезд эстрады и спорта. Мы понимали, что широкая гуманитарная платформа, основанная на общечеловеческих универсалиях – это путь развития нашего общества. Но далеко не все наши инициативы находили понимание и поддержку у власти и деньги имущих. Смысл всех наших ивентов и акций состоял в том, чтобы солидаризировать украинцев, налаживать коммуникацию между сообществами, разными социальными и культурными группами, «задавать планку», в конце концов и подавать достойные примеры, воодушевлять. Вот взять хотя бы наш проект «Плечом к Плечу», в который входили флешмоб «Сердце Украины», восхождение на Говерлу, установление новых рекордов и многое другое. Внимание, тех, кто мог бы помочь – близкое к нулю. Но гражданское общество неизбежно эволюционирует, и наш пример это только подтверждает. Люди понимают смысл наших акций, которые наглядно демонстрируют силу людской солидарности и дают импульс, формируют потребность в постоянной работе в благотворительных программах и проектах. Вот последний пример – «Руханка» на Софийской площади 14 сентября, в День физкультуры и спорта, где около пяти тысяч человек встав плечом к плечу, создали своими телами слово «МИР», установив еще один рекорд. И самое главное, дали мощный сигнал политикам отечественным и зарубежным о чаяниях сегодняшних украинцев и, похоже, они нас услышали (мой интервьюер счастливо улыбается)…
Чаяния о мире, безусловно, есть, но пока ограничиваются объявлением перемирия, при этом гибнут люди.
Да, кто бывает в зоне АТО, не даст соврать, картина происходящего ужасает. Буду говорить только о мирных жителях Донецкой и Луганской областей. Голодные, запуганные люди во всех видят врагов и воюют друг с другом и самими волонтерами за право получить медикаменты, воду, пищу, одежду. Они лишены самого насущного, становятся свидетелями чудовищных преступлений, испытывают невыносимые страдания. Среди переселенцев и людей, находящихся на территориях, прилегающих к зоне АТО много больных диабетом, туберкулезом, СПИДом и редкими заболеваниями. У многих нет доступа к лекарствам, или банально нет возможности их приобрести, или получают необходимые им лекарства в недостаточном объеме. Согласно статистике Свободного профсоюза медработников 250 тысяч переселенцев нуждаются в немедленной медпомощи, 300 тысяч состоит на учете в группе тяжелых заболеваний, а 50 тысяч вообще лежачих инвалидов. Для них нет пенсий, нет пособий, нет защиты государства и есть только волонтеры, которые как могут, помогают, ведут свою статистику голодных смертей, производят видеофиксацию всех преступлений, против мирного населения, причем как с одной стороны конфликта, так и с другой.
Все тайное, всегда становится явным. Хочется поговорить и о хорошем. Что там была за история с вашим участием в создании фильма в зоне АТО?
Во время одной из поездок на Донбасс я помогал организовать кинолокацию, договорился с властями и военными о создании благоприятного режима для съемок (Нагорный не любит употреблять слово – продюсировал, хотя он один из ярких современных украинских продюсеров (прим. ред.). Тем более эти отношения были налажены в предыдущие приезды, когда мы привозили Андрея Макаревича, занимались освобождением заложников и вывозом переселенцев. Фильм будет называться «Мина» и посвящен судьбе одного ребенка. Одну из ролей исполняет Татьяна Кравченко киногероиня знаменитого сериала «Сваты», которая сама родилась в Донецке. Через судьбу и перепетии ребенка, по замыслу авторов фильма зритель должен по-иному сфокусировать свое зрение на трагедию. Это по сути современная версия того места из «Братьев Карамазовых», где Иван говорит брату Алеше, что никакая высшая цель не стоит детской слезы. У детей Донбасса появились новые зловещие игрушки – гильзы, остатки металла, несущего смерть, неразорвавшиеся мины… Эти дети слышали зловещую музыку смерти, они содрогались в своих колыбелях от грохота Градов, таким стало их детство. Эти дети погибали и калечились. Обычные люди, которые хотели работать и любить, стали заложниками геополитики, борьбы за контроль над «территориями». Их называют – «населением», «беженцам», а они, прежде всего обездоленные – не по своей вине… Люди, которые составляют цифры сводок и отчетов. А когда их убивают их называют «сопутствующий урон» и таких уже больше 10 тысяч… У обычных трудяг – шахтеров, металлургов и коксохимиков, которые исправно платили налоги отнимают право на жизнь, как будто Руководители страны забыли самые важные статьи Конституции Украины и конвенции ООН по правам человека.
Я не совсем с Вами согласен, думаю, Президент и Правительство делает все возможное для прекращения огня и для наступления устойчивого мира.
Уверен, что наши проблемы начались от того, что со времен Кучмы, все Президенты были олигархами, это такой клуб миллиардеров, для которых главное не страна, а личное обогащение. Они выбрали направление, при котором население уменьшилось на 8 миллионов. Они всегда были уязвимы для геополитиков и кукловодов своими счетами за рубежом. Ими управляют и их используют для своих геополитических целей более сильные нации. Я остаюсь противником вооруженной борьбы, считая своим главным оружием – любовь и заботу о людях. Именно этими понятиями оперировал великий Махатма Ганди, возродив к новой жизни огромное государство – Индию. Я считаю, что общественный сектор, волонтеры, должны прийти в политику для того, что бы она перестала быть ареной агрессивных амбиций и обрела новое гуманитарное изменение. Волонтеры — люди доброй воли и добрых помыслов, послы Добра. Они живут по законам скифов – лидер выдвигается в процессе совместной деятельности, а не как результат приходящий извне – посредством интриг, шантажа, выборов, назначений или личной преданности хозяину. Когда я пошел на выборы в 2012 году я осознал, что бросаю вызов могущественному клану, всесильной тогда Партии регионов, я видел, что эти люди вместо развития инфраструктуры манипулируют сознанием людей, занимаются нещадной эксплуатацией, не модернизируя украденное наследие советской индустрии. Я говорил об этом тогда! Они прикрывались фальшивыми лозунгами, которые, мы все видим и сегодня. Они любили провозглашать на своих сборищах «Донбасс никто не ставил на колени!» и опять же украденное у истинных трудяг «Донбасс порожняк не гонит». И вот, он теперь на коленях, стоит разрушенный, и поднять его с колен будет стоить немалых усилий. Но мы готовы совершать эти усилия ради его лучшего достойного будущего, чтобы он научился слушать свою страну и смог интегрироваться в ее новое пространство. Смог осознать себя частью большого европейского государства, со всеми его культурными различиями, с прекрасными природными ресурсами, которые заслуживают того, чтобы быть процветающей страной. Украина – колыбель славянства и мост между Востоком и Западом и это определяет нашу миссию в обозримом будущем. Так давайте вместе выстраивать мосты мира, любви и дружбы между украинцами и нашими соседями, пока нас окончательно не стравили горе-политики.
Информационный портал ВРЕМЯ