Мы постепенно привыкали к новым условиям. Несмотря на то, что периодически проходили слухи о реквизированном авто, ограбленном доме или квартире, пропавшем человеке, люди пытались жить своей прежней жизнью. Ходили в магазины, запасались продуктами и лекарствами, так как уже начали осознавать вероятность долгого пребывания в таких условиях. Мы тоже постепенно накопили десятка два банок тушенки, рыбных консервов, соли, муки, круп, сахара, спичек и прочего. Но особого беспокойства по поводу возможного недостатка продуктов не было. В огороде невыкопанными лежали кг 70 картофеля, росли морковь, помидоры, свекла, баклажаны, перец, капуста. На двух яблонях висело около 50 кг яблок, а 12 кустов винограда ломились от гроздей. Почти без перебоев была вода, свет, связь и и-нет. В целом, если не считать, того, что из дому мы почти не выезжали и где то далеко звучащей артиллерии, да еще постоянной тревоги на душе, жизнь в домашнем мире не особо поменялась.
Дети, родственники и знакомые не луганчане чуть ли не каждый день звонили и убеждали уехать куда-нибудь. Но, имея сравнительно неплохой набор для выживания и отсутствие по крайней мере в радиусе 1 км сколько-нибудь привлекательных объектов для обстрела придавало нам уверенности, что в крайнем случае пересидим опасность в подвале. Там я оборудовал два спальных места, примерно как 2-е полки в вагоне, перекрытие подвала было довольно добротным и опасность могла возникнуть только в случае прямого попадания снаряда. Мина вряд ли могла нас там достать.
Но так продолжалось недолго. После перемирия силы АТО подошли вплотную к Луганску и даже зашли в пригород со стороны Камброда и Юбилейного, но после непродолжительных уличных боев откатились назад. Затем потянулись дни, один похожий на другой, регулярно слышались выстрелы пушек крупного калибра, работали грады со стороны сепаратистов, сила АТО обстреливали сначала район автовокзала, не далеко от которого располагался облвоенкомат с базой боевиков, затем, как я определял, сидя на крыше, район аккумуляторного завода, завода Ленина, где со слов сепараторов они возобновили производство патронов, хладокомбината, где вероятно базировались грады и гаубицы, возможно трубного и литейно-механического заводов. Пошли попадания в жилые дома и другие объекты, расположенные по близости. Однозначно не могу утверждать, но думаю, что косорукость у артиллеристов сил АТО все таки имела место. Ко всему этому мы быстро привыкли и продолжали заниматься своими делами в огороде и саду.
Ну а дальше (опять же по моим выводам) сепары стали имитировать обстрелы жилых кварталов якобы нацгвардией, придумали легенду о мобильных диверсантах АТО с минометами на газелях, передвигающихся по городу и обстреливающих специально мирных жителей. Легенда эта не выдерживает никакой критики, поскольку на пустых улицах, по которым ездили только боевики, обнаружить и уничтожить диверсантов раз плюнуть. Какие то разведгруппы наверняка просачивались в город, но выполняли они совсем другие задачи.
Самая жесть началась в последние дни июля. По ночам, а иногда и днем стали рваться мины и в нашем жилом массиве. Непонятно из каких соображений обстрел его велся явно из пределов города, причем совсем близко – не более 1 км. Выглядит это жутковато, в промежуток в одну-полторы секунды вмещается выстрел, свист и разрыв. В подвале сыпется с потолка, в ушах звенит, а в желудке во время свиста образуется комок. 30 июля сосед, парень лет 35, проходя мимо нашего дома, увидел падение осколка с детскую ладонь в трех метрах от него, правда осколок был уже на излете, а на другой день под фундамент дома других соседей воткнулась в землю и не разорвалась мина.
28 июля пропала электроэнергия, потом вода, мобильная связь, а за ней замолчали и стационарные телефоны. В дополнение ко всему у жены, видимо на нервной почве, обострилась застарелая болезнь суставов и она уже не могла так же шустро, как я нырять в подвал. А нужных лекарств в аптеках не стало. Сидеть же все время в подвале тоже было не очень комфортно.
1 августа около 15-00 случилось чудо и я после нескольких десятков попыток на 2 минуты соединился с младшим сыном, который в категоричной форме потребовал от нас уезжать любым способом. По его информации в этот день с 9 до 16 часов должен был работать коридор через Металлист на Счастье. Через 20 минут мы уже сидели в машине, забрав с собой кошку сына Яську, документы и впопыхах набросанный в машину минимум нужных и не нужных вещей.
Дом вместе с запасом продуктов и воды, котом-сиамом Гришкой и дворовой собакой оставили на соседей – бабушку, дочь и внучку 14 лет. У них не было ни денег, ни еды, ни воды и в добавок подвал не выдержал бы простой противопехотной гранаты. За 20 минут дали короткий инструктаж, оставили им немного денег, в последний раз предложили отправить с нами девочку и подались к блок-посту, который перед Металлистом.
Как потом оказалось, никакого коридора в этот там день не было. Мы подъехали к разгромленному бывшему посту ГАИ, виляя между воронками, кусками блоков, кирпичами, рваным железом, увидели в хлам разбитую бензозаправку и больше никого, ни машин, ни людей. Вдруг из норы в куче бетонных блоков вылез заросший до глаз человек с автоматом, очень похожий на кавказца, не знаю осетин или чеченец, он зло махнул нам рукой, что бы быстро сваливали обратно. Лихо развернувшись (сам потом удивлялся, как я умудрился не наскочить на острый кусок железа или осколок) мы понеслись назад в сторону города. В окно машины жена снова выставила ночнушку почти белого цвета, т.к. о белом флаге вспомнили только после отъезда, а возвращаться не хотелось. Точно так же не хотелось возвращаться и после неудачной попытки проехать на Металлист. И я решил попытаться проехать по «дороге жизни» через Станицу на Малиново.
По пустынному городу на другой конец к выезду на Станицу Луганскую неслись со скоростью 80-90 км, ни светофоров, ни других препятствий, кроме изредка попадающихся воронок, не было. Людей практически нигде не видели. На ул. Шевченко, как раз напротив дома-гармошки нас остановили два сепара, на шеях которых зачем то висели бейджики (что на них было написано, убей не вспомню) и довольно вежливо попросили бензина литров 5, жена быстро сунула одному сотню и пока те соображали, мы понеслись дальше.
Уже на ул. Советской увидели дикую картину, которая до сих пор стоит у меня перед глазами – течет большой ручей вдоль бордюра (видимо порыв водовода), а около сотни людей всех возрастов набирают из него воду во все, во что только можно.
То ли от возбуждения, то ли от невнимательности, но проехав около 20 км по городу разрушенных домов на том маршруте мы не увидели, хотя из разных источников , включая и-нет, представляли себе увидеть несколько другую ситуацию.
Дорога на Станицу тоже оказалась пустой, я пристроился за единственной машиной-такси и буквально через 15 минут мы подъехали к блокпосту сепаров перед поселком. Контроль прошли без проблем и поехали дальше в сторону Малиново. На автостанции увидели голосовавшего паренька лет 25 с рюкзаком за спиной и большим рыжим котом на руках, это, как оказалось, его вез таксист. Я остановил машину, парень попросил подвезти до Нового Айдара, но добавил, что с ним кроме кота едут еще две собаки. Собаки оказались простыми дворнягами средних размеров, а одна еще и на сносях. Я, немного поколебавшись, согласился и на собак, которых он по очереди затащил силком в салон, т.к. багажник был забит до отказа.
И вдруг подкатил белый джип-фольскваген, из которого вылез полностью упакованный сепар с автоматом и пальцем поманил парня. Тот задрожал всем телом и вышел из машины, следом выскочили и собаки. Дальше последовала серия команд и вопросов – стоять, куда едешь, паспорт и военный билет к осмотру. Парень буквально плакал и лепетал что то про тетку в Айдаре и белый билет. Я попробовал хоть как то помочь и сказал, ты что не видишь, что хлопец явно со странностями (мне действительно так показалось), тащит каких то бродячих беременных собак в брезентовых ошейниках, зачем он вам такой. Сепар вообще никак не отреагировал и увел парня к своей машине, а мы с тяжелым сердцем поехали дальше. Примерно через 1 км пришлось резко тормознуть, с заднего сиденья свалилась сумка с вещами и вдруг мы услышали мяуканье. В суматохе и мы, и парень забыли про кота. А может быть он и не забыл, а специально его оставил. И тут мы сплоховали, взяли и высадили кота, надеясь что среди людей (мы еще не выехали из поселка) этот красивый кот не пропадет. Две кошки в такой дороге было все таки многовато. Потом знакомые в Старобельске, у которых мы остановились на первую ночь сильно корили нас за то, что бросили животное.
После Малиново закончился асфальт и начались пески, два раза машина садилась на брюхо, лопата не помогала, песок хуже грязи и снега, но благо в тех местах дежурили трактора, брали по божески – 30 грн. за рывок. Перед этим случилось еще одно странное событие. Сразу после выезда из Малиново нам встретился жигуль и его водитель, отчего то перепуганный и возбужденный, поравнявшись и притормозив крикнул – быстрее езжай за мной и помчался. Ничего не поняв и заподозрив какую то опасность, я быстро развернулся и поехал за ним в надежде догнать и выяснить в чем же дело. Но не тут то было, он ехал с максимально возможной скоростью. Так мы снова оказались в Малиново. Я остановился около мужика, сидящего возле своего дома, он попросил закурить, а на мой вопрос, что может означать такой поворот сюжета, ответил, что все может быть, тут шастают разные мутные личности и не известно, какая блажь придет им в голову. В общем мужик посоветовал мне ехать дальше и поспешить, а то трактористы могут уехать и тогда ночевать точно придется в сосновом лесу, застряв в песке.
Тракторист, который меня вытаскивал на прощанье пожелал удачи и сказал, что сегодня нацгвардия поставила новый блокпост и он уже не далеко. Так и оказалось, возле пожарной наблюдательной вышки лесников мы сначала увидели наш флаг, а потом из-за деревьев вышли два парня в камуфляже и с оружием, представились нацгвардейцами, поспрашивали про блокпосты сепаров и пожелали счастливого пути. Жена, как увидела флаг заплакала, а я просто сглотнул комок в горле. Продолжая размышлять по дороге о странном мужике на жигулях, я нашел единственное объяснение – это был сепар о он, не зная о новом блокпосте нацгвардии наткнулся на него неожиданно для себя, а потом перепуганный убегал, посчитав почему то, что и мы должны были убегать вместе с ним.
Устроившись в Старобельске у случайно встретившегося хорошего знакомого (очередное чудо, т.к. гостиница была забита без всяких вариантов поселиться), я почувствовал, что надо хорошенько выпить, иначе не засну. АТБ был уже закрыт и я в ночном магазинчике еле нашел 0,25 настойки 35 градусов. Видимо на отсутствие спиртного сказывалось наличие в городе большого количества мужчин – ментов, сбушников, гвардейцев. Но настойка не помогла и я всю ночь смотрел в потолок и думал. Жена тоже не сомкнула глаз.
И началась жизнь беженца. Но это уже другая история.
©
ponchik [19.12.2014] |
Переглядів: 3760