Система здравоохранения, как известно, является одним из основных показателей благополучия в стране. Имея доступ к нормальной медицины, мы увеличиваем продолжительность жизни. Нынешние украинские реалии в системе здравоохранения находятся не в критическом, но в приближенном к нему состоянии. Катастрофически не хватает нового оборудования, койко-мест, а также дешевых и доступных лекарств. Буквально пару недель назад тяжелобольные украинцы столкнулись с проблемой нехватки бюджетных средств на закупку гемодиализа. Провал медицинских реформ времен Виктора Януковича не оставил надежд на улучшение ситуации. Сегодня министр здравоохранения Александр Квиташвили обещает использовать опыт грузинских реформ для достижения необходимых изменений.
Но что мы знаем о Грузии?
Грузия до 2000-х годов не могла похвастаться высоким уровнем медицины. Ситуация была схожа с нашей: устаревшее оборудование и инфраструктура, отсутствие нормального фармацевтического рынка, низкая доступность услуг и многое другое. За годы независимости Грузии ситуация с реформами также напоминала Украину – предложений было много, да только не одно не реализовалось. Постсоветская модель здравоохранения въелась в корень общественной жизни грузин. Крах централизованного планового способа формирования системы здравоохранения, как и системы бесплатной медицины, был близок. Ситуацию надо было спасать.
Первое, что сделали грузины – это сложили голову бесплатной медицины на плаху. В 2007 году была принята государственная программа, которая получила название «100 новых больниц». Она была довольно радикальной и представляла собой практически полную приватизацию медицинских учреждений. Подобный способ реформирования был предложен Кахой Бендукидзе.
Каковы плюсы реформы. Она создала здоровую конкуренцию среди владельцев больниц. Пациенты увидели возможность выбора. А для того чтобы выбрали именно тебя, ты должен уметь предоставлять качественные и уникальные услуги. Отличие программы было в том, что она должна была создать 7,8 тыс. новых койко-мест, а для этого предлагалась следующая схема: получил больницу бесплатно от государства, обязуйся построить за свой счет еще одну.
В Грузии существовала нехватка врачей в сельской местности. Решение было найдено в развитии госпитальной инфраструктуры по принципу: «больница находится в 45-минутном доступе к любому населенному пункту». В свою очередь, правительство выделяло гранты в размере 1200 долларов каждому сельскому врачу для обустройства рабочего места.
К сожалению, программа не смогла полностью сработать из-за войны Грузии с Россией в 2008 году. Продолжилась она лишь в 2010 году, когда на пост министра труда, здравоохранения и социальных вопросов был избран Александр Квиташвили. До сих пор программа продолжает действовать, и к 2013 году в Грузии построено больше 150 больниц.
Каковы минусы реформы.Многие врачи потеряли рабочие места. Они были уволены новыми владельцами. Появилась монополия госпитального сегмента. Современные крупные клиники не в силах тягаться с небольшими региональными госпиталями. Кроме того, удачных «45-минутных мест» для нового участника рынка остается все меньше и меньше.
Следующим шагом в реформировании стала отмена налога на социальное страхование. Он составлял 5%, но и этого было много. Медицина была одной из сфер государственного регулирования, наполненнаой коррупционными схемами. Большинство получаемых с налога средств не доходили в полном объеме в казну, а соответственно и к нуждающимся гражданам.
Возникал вопрос: как бы население смогло получать необходимые услуги дешево и доступно? Решением стали страховые ваучеры. Для того чтобы создать приемлемую цену в 2009 году была введена программа «Дешевая страховка за 5 лари». Данная страховка покрывала стоимость неотложной помощи в экстренных случаях, половину стоимости неотложной помощи в неэкстренных случаях, неограниченное посещение врача-терапевта первичного звена, а также ограниченное количество лабораторных тестов и диагностических обследований. Подобный ваучер мог получить каждый отдельный гражданин или приобрести его коллективно, например, семьей. Бенефециар (получатель выгоды от страхования) мог лично выбирать поставщика как страховых, так и медицинских услуг.
«А как же малоимущие слои населения?» - спросите вы.
Были созданы специальные ваучеры, которые субсидировались государством и рассчитывались в зависимости от материальной обеспеченности и потребностей гражданина. Стартовый проект субсидирования был начат в 2007 году всего-навсего в двух городах: Тбилиси и Имерети. Эксперимент удался – 180 тысяч человек получили необходимую страховку стоимостью в 4 млрд. долларов. Процедура смогла привлечь население к покупке страховки, а также создать успешный рынок медицинского страхования, на который желают попасть как можно больше предпринимателей. Сейчас количество граждан, которые подлежат государственному страхованию, достигло 900 тыс. человек. В период с 2007 по 2011 года бесплатную медицинскую страховку также стали получать солдаты, милиционеры, дети до 6-ти лет, пенсионеры, студенты и лица до 18-ти лет с ограниченными физическими возможностями.
Схема страхования была конфликтно воспринята населением в связи с плохой информированностью. В 2008 году правительство решило создать колл-центры, которые позволяли информировать население в сложившейся ситуации. В 2012 году колл-центры начинают работать при службе посредничества министерства труда, здравоохранения и социальных вопросов. В них создаются юридические отделения, которые решают конфликтные ситуации между потребителями и продавцами страховых и медицинских услуг. Каждое решение такой службы является обязательным для выполнения.
Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические службы перешли под контроль местных органов самоуправления. Для обеспечения контроля над здоровьем населения государство выделяло муниципалитету необходимые бюджетные средства.
Коснулись изменения и фармацевтического рынка. Грузины спрашивали: «Почему для европейского потребителя препарат стоит дешевле, чем для грузинского?». Соответствующие реформы, позволили снизить стоимость препаратов в аптеках на 30 процентов, а по сравнению со странами СНГ – на 40 процентов. А реформы оказались довольно просты:
1) Отмена налога на лекарственные средства. Хотя здесь существует нюанс: 18 % НДС все-таки изымается на БАДы, изделия медицинского назначения и косметику.
2) Самый мощный рывок для фармрынка Грузии дал параллельный импорт. Появился он благодаря отмене лицензии на импорт и оптовую деятельность. Это позволило задушить бюрократический механизм. Теперь любая компания может приобретать ранее зарегистрированную в Грузии, США или ЕС продукцию без лишней документации и согласия у производителя.
3) Упрощенная законодательная процедура регистрации новых препаратов.
4) Либерализация рынка. Большинство безрецептурных лекарств можно приобрести в супермаркетах.
5) Запрет врачам рекламировать продукцию для создания равных условий на рынке. Если доктор нарушает данную процедуру, ему выписывают штраф в размере 571 доллара.
6) Облегченная процедура регистрации аптек. На рынке появляются новые игроки.
7) Выдача препарата в индивидуальном для каждого клиента количестве с помощью процедуры расфасовки.
Минусы фармацевтических реформ. Облегченным импортом были недовольны многие крупные предприятия, поскольку на складах появились нереализованные остатки, также на рынке начала возникать существенная конкуренция. Но вскоре, войдя в систему, они смогли ощутить пользу закупок по более низкой цене.
К сожалению, остался нерешенным вопрос монополии. Многие крупные компании продолжают владеть 85% рынка, что является негативным для мелких предпринимателей. До сих пор остаются труднодоступными некоторые крайне важные лекарственные средства.
Чему нас учит Грузия?
Грузия учит нас тому, что все можно реализовать, было бы желание. И самое главное – желание реформировать, а не зарабатывать. Успех Грузии состоял в правильном распределении бюджетных средств и введении новых институтов получения медицинских услуг.
Конечно, отказ от бесплатной медицины негативно воспримется населением Украины. Ситуация выглядит смешно – люди не желают платить деньги за медицинские услуги, давая врачам при этом «благодарность» за оказанный сервис или за улучшения условий в больнице. Кроме того, нашим людям еще в диковинку воспринять факт ежемесячной оплаты страхового полиса в 20 грн., с целью получения, в случае необходимости, операции за 2000 грн. Должен начаться этап постепенного информирования населения на государственном уровне. Человек должен прочувствовать выгоду.
Гражданин должен понять, что отмена налога на социальное страхование не отменяет субсидий. Но здесь мы сталкиваемся с другой преградой: должное субсидирование возможно параллельно с развитием экономики. А тенденций развитие в Украине пока что не замечается.
В украинских реалиях приватизация госпитального сегмента в условиях существования олигархата, режима отжима и крайне высоких налогов для предпринимателя выглядит крайне трудной. В первую очередь следует «подтянуть» законодательство до того уровня, когда каждый будет иметь равные возможности ведения бизнеса. В противном случае, это будет очередной схемой пополнения доходов все тех же олигархов. Реформирование фармацевтического рынка тоже кажется не целесообразным, поскольку цели у него отличаются от подобного рынка в Грузии.
Несмотря на все проблемы, Грузия значительно улучшила систему здравоохранения. Нам есть чему поучится, но для этого надо будет сделать ой какие нелегкие шаги, где власть имущие должны будут переломить собственные интересы об колено.