На сайте киевском городской администрации появился проект по установке тарифов на проезд пассажиров и стоимости проездных документов на городской транспорт.
Если кратко, то проект предполагает поднятие тарифов на проезд 2 раза на разовую поездку, и поднятие в 3 раза месячного проездного на метро до 300 гривен в месяц. В то же время, городская власть решила также ввести возможность проезда в метро на ограниченное количество поездок (чего ранее не было) и установить их стоимость на уровне 3.5-3.8 гривен за поездку в зависимости от количества поездок.
Все это повышение подается под привычным соусом по нерентабельности перевозок в общественном транспорте. В то же время краткий анализ показал, что информация о доходах и расходах такой компании как Метрополитен – есть закрытой. Официальной информации невозможно найти. Соответственно чиновники, нам в очередной раз пытаются преподнести кота в мешке, что естественно приводит к законному возмущению граждан.
Из того, что удалось найти, анализируя интернет :
1) Общий обьем перевозок в Киевском метро за 2013 год – 539 млн поездок, что говорит о том, что компания должна иметь доход как минимум на уровне 1 млрд гривень по текущим тарифам на проед
2) По заверениям власти, 25% людей использующих метрополитен – льготники. В то же время любой, кто пользуется Киевским метро – Вам скажет, что количество граждан проходящих на станциях без оплаты – крайне не велико, и врядли больше 10%. В час пик таких людей 3-5%. Соответственно, это значит, что метрополитен скорее всего отмывает часть денег с бюджета города на перевозке льготных пассажиров.
3) Доходы от рекламы составляют всего 11-15 млн гривен. Этот уровень просто поражает в условиях, когда все метро завешано рекламой, и объемом просмотра в 1млн пассажиров каждый день. Фактически рекламный рынок метро поделен посредниками приближенными к местной власти. То что реклама может приносить предприятию в несколько раз больше денег не вызывает сомнений.
4) Основные статьи расходов это: Зарплата персонала и Единый социальных взнос с предприятия, которые составляют порядка 45% затрат. Затраты на ремонты, электроенергию, газ, комплектующие составляют порядка 10% затрат. 20% затрат это амортизация основных средств, и 20% затрат – это финансовые затраты и 5% другие операционные затраты.
В структуре затрат бросается в глаза 2 вещи:
1) Амортизация. Киев имеет в наличие 579 вагонов метро. При этом власть утверждает что изношенность основных средств состаляет 80%. В то же время в интернете можно легко найти информацию о закупке по коррупционной схеме 100 вагонов метро, в 2009-2010 годах, с завышением стоимости практически 2 раза. Также в этом году, используя деньги по Киотскому протоколу Японией и Кременчугским заводом восстановлено и еще оптимизировано 95 вагонов, имеющих на 40% меньше энергопотребление. Эти факты говорят о том, что в амортизации сидят откаты + обновление парка проводиться без аккумуляции денег самим предприятием. Таким образом перекладывать на плечи киевлян затраты по амортизации – очень не разумно. В финансовых же затратах в этом году, с большой уверенностью висит курсовая разница по переоценке валютных кредитов при повышении курса гривны.
Таким образом, можно сделать главный вывод:
Тарифы НЕЛЬЗЯ поднимать до официального аудита финансовой деятельности такой крупной компании как Метрополитен. Только после публикации подобного отчета можно говорить об каких то расчетах стоимости проезда.
В тоже время, если Метрополитен все же хочет улучшить свои финансовые показатели, то необходимо увеличивать в первую очередь стоимость разовой поездки. Визуальная статистика сейчас показывает, что 80-90% пользователей метрополитена используют жетоны, вместо проездных документов. Даже те
Киевляне, которые пользуются метро каждый рабочий день, не видят смысла покупать проездной. А ведь это огромная ошибка власти в ценообразовании. Если поднять стоимость разового проезда в метро до 3-х гривен и сохранить на том же уровне (около 2-х гривен за проезд) стоимость поездки в проездном, то это будет стимулировать основных потребителей услуг покупать проездные документы. Такой подход может принести предприятию 100-200 млн гривен дохода в год. Второе что нужно сделать – это огласить открытый прозрачный конкурс для Рекламных агенств, отобрав множество поставщиков рекламы, которые готовы обеспечить Метрополитену наибольший доход.