Перемирие, о котором договорились в Минске, обладает всеми свойствами компромисса – не устраивает ни одну из договаривающихся сторон. Вот только масштабы этого «не устраивает» - принципиально разные. Для Порошенко и украинской власти это серьезные имиджевые потери. При реальной политической и экономической выгоде. Для России и самопровозглашенных республик это имиджевый выигрыш. И смертный приговор, если говорить о политике и экономике.
Особый статус для захваченных российскими войсками и остатками боевиков территорий, который в общих чертах согласовали в Минске, оставляет очень много вопросов. Ключевыми являются два – деньги и перспективы. Кто заплатит за восстановление инфраструктуры Донбасса? Кто согласится восстанавливать разрушенные предприятия? Чем заменить тот бизнес, который сумел покинуть регион вместе с оборудованием? Краткое время правления ДНР для Донецка официально дало 350 тысяч новых безработных. В миллионном городе, где почти половина пенсионеров, триста тысяч безработных. В области ситуация еще хуже. Это приговор.
На сегодняшний день в регионе уже не гуманитарная, а экономическая катастрофа. Нет денег. Наличные практически не поступают, банки отказались работать в условиях постоянных грабежей. Крупные предприятия компании СКМ и других структур с международными связями будут работать только с разрешения Киева. И ровно столько, сколько разрешит Киев. С непризнанной республикой никто в мире заключать договора не станет – это данность, которую уже
ощутил на себе Крым и Приднестровье.
Малый и средний бизнес в Донбассе уничтожен – за исключением рынков. Но если в регион не будут поступать деньги, рынки сами по себе свернутся до минимальных размеров. А деньги могут поступать либо от экспорта крупных предприятий, либо от вливаний из бюджета. Позволит ли украинская власть зарабатывать крупным холдингам и в каком объеме – вопрос открытый. Но однозначно налоги им придется платить в Киеве. Да, такие вот жестокие правила международной экономики. Лидеры ДНР и ЛНР, торговавшие нелицензионными дисками на маяке и охранявшие копанки Ефремова не разбирались в экономике настолько, чтобы знать это заранее.
С бюджетным финансированием расходов региона, зарплат, пенсий и инфраструктурных проектов тоже все сложно. Не факт, что украинцы согласятся на эти расходы. А страна демократическая, это вам не Россия – политики вынуждены считаться с волей народа. Особый статус? Не совсем Украина? Своя власть? Тогда и деньги пусть будут свои. Крупные все равно придут договариваться, активные мелкие переедут в другие регионы, а остальные – сами по себе. Это цинично и негуманно, но кто сегодня оперирует гуманными критериями?
Конечно, сегодня в ДНР кормят доверчивый народ сказками, что Россия всех прокормит. Большие пенсии, зарплаты бюджетникам и вообще – рог изобилий. Это выдумки. Рог, конечно, есть. И даже не один, а два. У многих рулевых самопровозглашенных республик. Но денег от этого не прибавится.
Экономически самостоятельные ДНР и ЛНР обречены. Они не могут, не умеют и не способны по определению себя прокормить. Россия и рада бы выступить донором, но
не сможет по объективным причинам. Украине нет смысла кормить сепаратистов. Так что имиджевый выигрыш быстро закончится полным крахом. Или новой войной – от безысходности. Вот такая вилка. Даже не столько шахматная, сколько реальная…