"Нет, я не злой, не агрессивно-наглый,
Но временами снится по ночам,
Как спаммеров силком кормлю Виагрой
И пенис удлиняю сволочам!"
Так много сказано уже (в том числе на Дурдоме) о плакатах наших вопреки-желанию-незабываемых кандидатов в Президенты. Прикалываться уже нет сил, раздражаться тоже. Они надоели – вот и все.
Хочется, однако, придать некое наукообразие вопросу о современной политической рекламе. Странным образом в нынешнем электоральном сезоне в ней проявилось нечто, относящееся скорее к предмету эпидемиологии, нежели политологии.
Птичий грипп, свиной грипп… На фоне мутаций различных вирусов, покидающих привычные организмы, чтобы навредить человеческому, никто и не заметил, как еще одна противная зараза расширила сферу обитания. Имя ей – спам (spam). Тот самый, что и навеял мне как-то строки, взятые эпиграфом к статье.
Совсем недавно мы предполагали, что спам живет только на просторах Интернета и электронной почты, загаживая наши почтовые ящики. Кто бы мог подумать, что он может существовать в виде наружной широкоформатной рекламы! Правда, родился он в доинтернетовское время как «рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений лицам, не выражавшим желания их получать» (Википедия), но, по Википедии же, «в общепринятом значении термин «спам» в русском языке впервые стал употребляться применительно к рассылке электронных писем».
Количество рекламных плакатов по всей Украине дошло, наконец, до того качественного прорыва (гнойника), когда наружная реклама получила характер рассылки, насильственно доставляемой гражданам, не желающим ее видеть и читать. При этом вирус мутировал, приобрел новые агрессивные свойства – биллборд клавишей Del уже не уберёшь…
Что роднит новую заразу с привычным электронным спамом? Назойливость? Да. Объемы? Да. Низкое качество предлагаемого товара? Да.
Смешно, но видна даже схожесть отдельных образцов. «Арсений. Спасти страну» - «Трифон. Дизайн кухонь и интерьеров» (реальный мейл); «а вона – працює» - «Посмотри, что вытворяет эта крошка» … Про «Тольку Литвина» и говорить нечего. Википедия, среди «прочих видов» спама называет «распространение политической пропаганды». Литвин – это именно пропаганда. Трескучая. Даже не политреклама…
Львиная доля спама пытается поймать клиентов на скрытые комплексы и подавленные элементы депрессии. «Ваша партнерша недовольна размерами Вашего мужского достоинства? Увеличьте на 5 дюймов за 2 недели с помощью…!»
В этом жанре работает Юрий Луценко. Отвлекаясь на частности: Юрий Витальевич заботится не о мужском, а о человеческом достоинстве. «Українець! Захищай свою гідність!» - гласит плакат, с раздавленной сапогом гроздью калины. По-моему, достоинство украинца было бы целее, если бы не приходилось делать такие абсурдные вещи, как покупка у МВД, временами с трехкратной официальной переплатой посреднику, справки о своей несудимости - для предъявления ее в МВД же(!), ради получения загранпаспорта. Министр МВД об этом не задумывался. А может, просто Люфтганзой навеяло?
Второй спец по комплексам – Инна Богословская, со своим «хотите ли вы прожить так еще пять лет?». Черт ее знает с такой рекламой, на эвтаназию намекает, что ли? А то и просто пристрелить хочет – чтоб не мучались…
«Отец» мутантного спама известен. Арсений Яценюк, и никто другой, выпустил вирус из пробирки своей полосатой рекламной кампанией. Резонно вирус назвать в его честь. По аналогии с гриппами, я бы предложил «кроличий спам».
Как любая зараза, вышедшая из под контроля, кроличий спам опасен для своих переносчиков. Действительно, что можно подумать о политике, который настолько силен и перспективен, что для полного успеха его нужно подать народу исключительно раскрашенным в полосочку? Не в полосочку – и уже не такой перспективный? Тогда в чем перспективность – неужели в раскраске? В общем, назойливой рекламой рейтинг можно и убить. Можно переворачивать плакаты вверх ногами, писать лозунги арабской вязью, фотографироваться без штанов – но, если в голове и за душой ничего нет, привлекать внимание рекламой без толку…
Увы, спам используют и те, у кого есть отдельные способности и/или лидерские задатки. Поэтому трудно надеяться, что вирус со временем сам себя изживет. Кроме того, ряд серьезных негативных моментов мешает наслаждаться спокойным ожиданием.
Во-первых, спам раздражает только мыслящих. Увы, электорат не то чтобы глуп – просто ему надо не над программами политиков задумываться, а детей кормить. Потому ценен для спаммеров избиратель прибитый, униженный, бедный, живущий в местностях с труднодоступным Интернетом, которого можно обогреть пайком и утешить физиономией с плаката. Это отдельная большая тема. Тут же ограничимся замечанием об существенном различии со спамом обычным. Оригиналы, откликнувшиеся на призыв купить дешевую просроченную Виагру, рискуют лишь собственным здоровьем и деньгами. Помелькав на плакатах в упомянутых выше местностях, политические спаммеры могут получить шанс кормить гнилым товаром всю страну.
Во-вторых, кроличий спам оскорбителен по сути – по отношению к гражданам и государству. Вместо программы кандидата – PR-«приёмчики», вместо аргументов – цветные полосочки, вместо честной борьбы – игра на настроениях и эмоциях. Это аморально вне зависимости от деталей конкретного плаката.
В-третьих, деньги на такое количество рекламы можно получить, на мой взгляд , двумя путями – украсть у государства или получить от спонсоров. Но в политике нет спонсоров. Есть инвесторы. Значительная часть из них прогорит. Остальные захотят возврата вложений. Кандидат-спаммер, по сути, сдан в залог под оплату рекламы еще до выборов. Зачем нам Президент, находящийся в залоге?
И наконец, мутантный спам забивает собой рынок наружной рекламы (как электронный спам забивает каналы связи) , поднимая цены и отнимая рекламные места у приличных рекламодателей. Если еще вспомнить, что последние деньги за рекламу платят, а их конкуренты (доверенные лица спаммеров) – отмывают, за рекламодателей становится обидно.
И тут подходим к самому слабому месту моих рассуждений: к практическим выводам.
Как бороться с кроличьим спамом? Для отдельных лиц рекомендации понятны: не реагировать, не откликаться, не принимать во внимание - как и спам электронный.
А вот что делать обществу? Была бы в Украине нормальная налоговая администрация, вопрос отпал бы сам собой. Но - увы.
Запретить это явление некому. Да и невозможно. Нам с этим жить, и марлевые повязки не помогут. Но пока есть общественные организации избирателей, отдельные порядочные журналисты – должен ставиться вопрос о том, что кандидаты на любых выборах обязаны провести не менее определенного количества теледебатов и живых встреч с избирателями. Со временем и закон такой должен быть принят. Пусть они не подменяют отсутствие идей и программ разноцветными полосочками и бессмысленными мантрами! Пусть общаются, отвечают на вопросы и превращаются из рекламных образов в живых людей.
Один из этих живых людей, которому будет стыдно торговать в политике поддельными Ролексами, когда-нибудь станет достойным Президентом для украинских граждан.
©
OlegS [18.11.2009] |
Переглядів: 9192