для старих юзерів
пам’ятати
[uk] ru

Аденская диспозиция или От Порт Рояла до Пунтленда


Аденская диспозиция или От Порт Рояла до Пунтленда
Аденская диспозиция или От Порт Рояла до Пунтленда

 

 

 

 

 

Сомалийское пиратство

Место действия: Аденский залив, Индийский океан
Флот: мелкие быстроходные суда без тяжелого вооружения.
Вооружение: АК, РПГ, GPS-оборудование.
Возраст: 25-35 лет
Количество: около 1000 чел
Приблизительное кол-во крупных группировок: 4
 

 

 

 

 

 

 
Группировки сомалийских пиратов

Название                          Капитан                                         База                                         Объекты

National Volunteer Coast Guard          Garaad Mohamed                        Кисмайо          Маленькие лодки и рыбачьи суда
(NVCG)                                                                                    (портовый город на юге Сомали)
 
Marka Group                           Sheikh Yusuf Mohamed Siad                     Мерка                              Cуда любого калибра
                                                                                        (портовый город в центре Сомали)
 
Puntland Group                                   Нет данных              Пунтлэнд (город-государство)     Cуда любого калибра
 
Somali Marines                                   Нет данных               Пунтлэнд (город-государство)          Крупные суда
 

 
Последняя группировка, указанная в таблице, – наиболее мощная и хорошо организованная. Имеет своих военачальников и фин.структуры. Фактически, это вооружённая группировка исламистов.
Как и всё в этом мире, морское пиратство также подчиняется закону сохранения энергии и на пустом месте возникнуть не могло. А предыстория всего этого интересная. Ее детальное рассмотрение без труда помогает понять происходящие сегодня в Аденском заливе процессы.
Ещё с XIX века Сомали являлось колонией сразу трёх ведущих европейских государств: Италии, Франции, Британии. Каждый хозяин тянул одеяло на себя, несмотря на то, что территория и сферы влияния были поделены. После Первой мировой войны и прихода к власти Муссолини Италия стала доминировать на «африканском роге» и вложила туда немалые средства в развитие дорог, ирригационных сооружений и рыбной ловли. После Второй мировой войны Британия отбила себе право распоряжения колонией, но признательные сомалийцы не могли принять новых хозяев. Так бы и продолжались там извечные стычки, если бы в дело не вмешался СССР. С поддержкой Советского Союза страна уже в 1960 году получила независимость. Сразу же после свержения «губительного колониально-империалистического режима» в Сомали стал строиться «единственно справедливый социалистический». В страну хлынул поток советников из страны мирового пролетариата. Также непрерывными потоками в Сомали шло оружие для того, чтобы этот «единственно справедливый» строй поддерживать и распространять на оставшуюся часть континента.
В 1969 году в стране произошёл государственный переворот под руководством Мухаммеда Сиад Барре, объявившего курс на строительство социализма с исламской спецификой. В 1970-77 годах Сомали получила значительную советскую военную и экономическую помощь, советский флот получил в свое распоряжение базу в Бербере. Численность работавших в стране советских специалистов к середине 70-х годов оценивалась в несколько тысяч. Считается, что во время голода начала 70-х удалось избежать ещё больших жертв только благодаря действиям советских лётчиков, осуществлявших транспортировку населения из пострадавших районов. История в очередной раз показывает нам неизбежные последствия строительства коммунизма – голод и разруху. Эти же процессы происходили в России в 1919-21 годах, в Украине в 1932-33 годах, то же самое будет повторено в Афганистане в 1976-м.
Важно, что после обретения независимости осмелевший и обнаглевший Сиад Барре предъявляет территориальные претензии соседним государствам: Эфиопии и Джибути. Стоит отметить, что в то время имела место и борьба местечковых «кланов». То есть, агрессия Барре – не что иное, как попытка устранить ненавистный клан Иса, повинный в гибели его отца. Также Сиад Барре придерживался идеи создания Великого Сомали, который объединил бы всех этнических сомалийцев в одном национальном государстве. Эта идея включала присоединение Джибути, части Восточной Кении, населённой этническими сомалийцами и Огадена, которая была частью Эфиопии.
В дело вмешивается СССР, ибо из Москвы команду «валить соседей» никто не давал. В результате войны эфиопская армия под руководством советских генералов, используя массированные поставки советского оружия, и кубинских добровольцев, наголову разгромила агрессора.
Война, как известно, приумножает хаос и разруху. Уже в этот период начали вспыхивать народные восстания против режима Сиада Барре. В Москве на то время уже поняли «гитлеровскую» направленность социализма Барре и полностью прекратили поставку вооружения в республику Сомали. Также были разорваны дипломатические отношения Сомали с Кубой. Соответственно, оружие поставлялось исключительно из «проамериканских государств» (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и даже Египет). После более десятка лет напряжённой обстановки и вооружённых стычек, Барре вынужден был отказаться от территориальных притязаний к Эфиопии (1988).
В это самое время усилилась внутренняя оппозиция режиму Сиада Барре. В 1988—1990 годах Сомалийское национальное движение (СНД) укрепило свои позиции на севере страны и начала активную войну против правительства. Фактически в стране уже шла гражданская война. Мухаммед Сиад Барре ответил репрессиями против собственного населения, жертвами которого стали около 5 тыс. представителей племенной группы Иса, ещё около 350 тыс. сомалийцев вынуждены были бежать в соседнюю Эфиопию. Всего же в 1990 году от репрессий погибли около 60 тыс. человек. По данным информагентств РФ, Барре совершил и другие страшные военные преступления против своего народа.
В 1991 под давлением мощных повстанческих группировок Барре вынужден был распустить своё правительство и бежать из страны. Страна распалась на части, контролируемые враждебными друг другу племенными и криминальными группировками. Из указанных территорий до настоящего времени (2008 год) существуют Сомалиленд, Пунтленд, территория международно-признанного правительства Сомали (поддерживаемого Эфиопией) и территория Союза исламских судов.
Между этими территориями и по сей день идут непрерывные вооружённые конфликты. Отсутствие централизованной власти и правопорядка не даёт возможности стабилизировать ситуацию. Постоянные финансовые и гуманитарные «поддержки» от стран Европы до населения доходили редко, разворовываясь многочисленными правящими кругами.
А дальше случилось вот что.
В результате гражданской войны в стране воцарилась разруха, и единственным источником пищи граждан была рыба. Население выходило в море, ловило рыбу, употребляло её в пищу, а также торговало ей. Но элементарное отсутствие охраны прибрежных вод привело к тому, что почти вся рыба сомалийского побережья стала добычей нелегальных иностранных рыболовов, а также обыкновенных браконьеров, вылавливавших сетью драгоценный пищевой ресурс тоннами. Бензина в огонь добавили ещё и нередкие прецеденты сброса крупными производственными компаниями промышленных отходов у побережья Сомали, что, естественно, не могло не отразиться на количестве уловов и, соответственно, на и без того катастрофическом положении населения.
Таким образом, нужда заставила сомалийцев самостоятельно становиться на защиту собственного водного пространства. Первые случаи грабежей иноземных рыбацких лодок как раз должны были стать сигналом к тому, чтобы гости вели себя поосмотрительней в чужой акватории.
Но история никогда ничему не учит. Количество браконьерских судов не уменьшалось. Соответственно, всё более живыми и дерзкими становились грабежи со стороны коренных сомалийцев. Благо, запасов оружия в этой стране со старых времен было более, чем достаточно.
Надо сказать, что история знала и такие примеры. Вспомним хотя бы послевоенный период 1918 года на территории бывшей Российской империи. Государство, которому служили русские солдаты, перестало существовать, и они прямо из окопов расходились, кто куда, не забыв прихватить с собой винтовочку. А чтобы винтовка не отягчала путь, находчивый мужик обрезал сперва приклад, а затем и ствол. После этого он растапливал свинцовую пулю и каплей жидкого свинца отмечал на обрезанном дуле мушку (если каплю нанести криво, то она просто стекала со ствола вниз, а если же ровно, тогда капля держалась мёртво – так и застывала). Так получился пресловутый обрез, при помощи которого и совершались многочисленные подвиги гражданской войны в России.
Приблизительно то же самое мы можем наблюдать и здесь. Никакого государственного контроля. Война всё ещё не окончена. Граждане предоставлены сами себе и действовали так, как диктовала ситуация. Поэтому вовсе не удивительно, что у рядовых рыбаков вдруг появилось оружие.
Некоторые из захваченных пиратов позднее заявляли, что их агрессия и есть своеобразным актом самозащиты от иностранных рыбаков-нелегалов. Среднестатистический сомалийский пират – это обыкновенный рыбак, житель прибрежной деревни. Среди них, правда, немало людей, испытавших на себе «прелести» гражданской войны и знающих, что такое оружие и как им пользоваться. Боевой опыт в этом деле, конечно же, не маловажен. Также на свою сторону пираты привлекли немало экспертов по навигации, имеющих опыт работы с GPS-оборудованием.
Промысел грабежей и налётов привёл к тому, что население Сомалийского побережья, в конце-концов, осознало всю прибыльность сего дела. Постоянный успех и жажда лёгкой наживы привлекало сотни молодых людей пополнять ряды морских грабителей. Постепенно у них появлялись деньги, у них появлялась сила и даже где-то и власть. Отдельные группировки имели возможность расширять поле своей деятельности, приобретая дорогое навигационное оборудование, а также новое оружие. Это позволяло не просто грабить малые рыбные суда, но даже и захватывать крупные грузовые с целью получения выкупа, который, как правило, исчислялся миллионами долларов США.
Так, только с начала 2008 года и до осени 2009 было осуществлено около 60 довольно значимых атак на торговые суда из разных стран мира. Всего за последние 3 года доход пиратов от выкупов составил более 50 млн. долларов США. Но об этом позднее. А сейчас обратимся к корням пиратства в целом.
В истории существовало два основных типа пиратов: работающих на себя и работающих на государство. Последние – это, так называемые, каперы или корсары (англ. – Privateer). Это слуги короны. Они доставляли награбленное в страну базирования и только там уже награждались верховными властями. Такими методами «пополнения» гос.казны не брезговали все великие морские державы: Франция, Испания, Голландия и, конечно же, Британия…
А вот если пиратство переходило в режим «частных промыслов», то флоты великих морских держав самым жестоким образом с пиратами расправлялись. Примером этому – пресловутый Порт Роял в Карибском море. В ХVII веке это был портовый город базирования пиратов. Кто интересуется темой – рекомендую послушать песню Port Royal хеви-метал группы Running Wild. Общая картина там описана довольно ярко.
Так вот… Большинство пиратов – бывшие британские подданные. Когда в Британии поняли, что от пиратов больше убытков, нежели доходов – к берегам Ямайки направился Королевский флот… В песне Port Royal это описано так:
 
When the 'Oxford' hits the sea
Slave driver learns the moses law
There is no chance, they can't escape
They hunt them down and eat 'em raw
 
Gin Lane, New Providence
It all is now since a long time gone
But there are still descendants
Port Royal's spirit lives forever on

 
В 1692 году Порт Роял – рассадник пиратства, коррупции и содомии – добило землетрясение. В наше время – этот мирный город является столицей Ямайки и называется Кингстон. 16 апреля 1856 года Парижский конгресс окончательно и бесповоротно отменил каперство и корсарство. Но…
10 апреля 2005 было совершено первое крупное нападение на торговое судно. В Аденском заливе, неподалёку от побережья Сомали. Тогда был заплачен первый крупный выкуп, который составил 315 тысяч долларов США. Ровно через полгода жертвой пиратов этого региона стало украинское судно MV Panagia. Результат: заплачен выкуп в 700 тысяч долларов США. Также были попытки захвата ряда туристических лайнеров (в том числе и штатовского), но все они успехом не увенчались.
Как же отреагировали международные организации на усиление активной деятельности сомалийских пиратов? Кое-что, конечно, было сделано. Ещё в марте 2004 был создан объединённый международный военно-морской флот под названием Combined Task Force 150. В январе 2006 года начались операции по поддержанию безопасности в водах Индийского океана. В то время в операциях принимали участия боевые корабли США, Канады, Британии, Франции, Испании, Германии, Индии, Пакистана. Позднее к ним присоединился и российский корабль. Конечно, немалая работа в обеспечении безопасности торговых морских путей была проделана, и, тем не менее, транспортные корабли все ещё не могли чувствовать себя в безопасности.
Так, за 2007 год было совершено около 5 крупных рейдов. Доход пиратов составил более $ 4 млн.
За 2008 год нападению сомалийских пиратов подверглось более 50 крупных судов. В 15 случаях был заплачен выкуп. Ещё 5 судов было просто ограблено. Доход пиратов составил более $ 35 млн.
Постоянные «терпилы», конечно, достойны отдельного внимания. Среди прочих к их числу относятся:
Япония – с 2007 года ее суда подвергались нападению пиратов 6 раз. Ни разу не был дан отпор. Общая сумма выкупа превышает $ 7 млн.
Германия – за 2008 год – 3 нападения, из них 1 отпор и 2 выкупа на общую сумму в $ 1,85 млн.
Дания – за 2007-2008 года – 5 нападений: 2 отпора (1 раз при помощи американцев, другой – при помощи корейцев). Общая сумма выкупов: $ 3,7 млн.
Прямо скажем: перечисленные государства – далеко не бедные. И даже не середнячки. Конечно, была также масса кораблей других богатых государств. Там тоже были выкупы. Например, самый большой выкуп в истории сомалийского пиратства был заплачен Саудовской Аравией за освобождение нефтяного танкера Sirius Star – $ 15млн.
Но были и отпоры. Достойные отпоры. В это время в акватории Индийского океана активно действовали военные корабли США, Голландии и Франции. На эти государства предпринимались попытки нападения, но все были успешно отбиты, груз и экипаж сохранён, а пираты арестованы (обратим внимание, что если раньше пиратов публично вешали, то в наше либерастическое гуманное время каждый получил не более 7 лет отсидки в комфортных камерах). Интересно, что американские пассажирские суда смогли дать отпор и без помощи военных. А после общения с французским спецназом, желание «бомбить» французские суда у пиратов вообще отпало. Всего с 2005 года на французские суда было предпринято 5 попыток нападения. Каждое окончилось плачевно для пиратов.
Достойны внимания события 29-30 октября 2007 года, когда пираты захватили судно из Северной Кореи Dai Hong Dan. На следующий после захвата день, корейская команда сумела собственноручно расправиться с пиратами, убив одного и ещё шестерых взять в плен.
Теперь о нас, родимых…
25.09.2008 в водах Аден было захвачено торговое судно «Фаина». Данный захват ничем не отличался бы от всех остальных, если бы не одно «но»… Сухогруз Фаина перевозил оружие. На борту корабля находилось 33 танка Т-72, а также определённое количество гранатомётов и зенитных пушек с боеприпасами (к сожалению, я не обладаю точными цифрами). Согласно документам, вооружение предназначалось для Южного Судана.
Экипаж пиратов состоял из 50 человек, включая 14-летнего мальчишку. Называли они себя «Охраной центрального регионального побережья». Свой перевод не навязываю – можете перевести сами: Central Regional Coast Guard. Изначально были угрозы потопить корабль, если не последует выкуп. Тогда назывались самые разные цифры: от 35 до 5 млн. долларов США. В конце-концов сошлись на сумме в 3,2 миллиона.
Выкуп был уплачен и корабль отпущен 5.02.2009. На родину вернулись 20 членов экипажа из 21: капитан «Фаины» россиянин Владимир Колобков скончался в плену, по официальным данным, от сердечного приступа. Есть сведения также, что умер он насильственной смертью. Так или иначе, это тайна, покрытая мраком.
Моё мнение (можете не соглашаться): события на «Фаине» – это наш национальный позор, который никогда уже смыть не удастся. «Фаина» – это первый (!) в истории случай, когда обыкновенными морскими разбойниками захвачено такое количество лучшего в мире вооружения. Несмотря на многочисленные обращения родственников пленённых к украинскому правительству, представители власти проявили полное безразличие к судьбе украинского экипажа и груза. Дебаты, естественно, были долгими и горячими, но схема была стандартной. Министерство обороны всё кивало на Министерство иностранных дел – «корабль не военный». А Министерство иностранных дел, соответственно, – на Министерство обороны: «торговля оружием – прерогатива Министерства обороны».
А я задаю вопрос: как так могло получиться, что высококлассное оружие в немалых количествах перевозится через потенциально опасный регион без какой-либо защиты и охранного сопровождения? Думаю, на этот вопрос так никто никогда и не даст ответа. Ибо ответы укажут на виновных. Мы также до сих пор не знаем достоверно, кому предназначалось оружие и кто дал добро на его вывоз. Из трёпа наших «политиков» вообще складывается впечатление, что государство было не в курсе о вывозе оружия. И хотя, по логике вещей, такого, конечно, быть не могло, мы уже неоднократно убеждались, что при нынешнем Президенте можно делать всё, что угодно и как угодно. И если мне вдруг скажут, что, мол, ни Ехануров, ни Огрызко, ни сам Ющенко о вывозе оружия не знали, то я, в общем-то, не удивлюсь. В любой нормальной стране за такое ротозейство президенту полагалась бы немедленная отставка, а министру обороны – трибунал. Но в итоге, ответственность возложили на судовладельца, который и выплатил из своего кошелька 3,2 миллиона долларов. Стоит отметить, что такую сумму гораздо полезнее было бы оставить внутри страны, нежели подарить шайке ниггеров из забытого Богом африканского зажопья…
Напомню также и о том, что это вовсе не первый случай захвата сомалийскими пиратами украинского судна. 18 октября 2005 года в 170 км от восточного побережья Африки было захвачено украинское грузовое судно MV Panagia, перевозившее уголь из ЮАР в Турцию. Экипаж судна составлял 22 человека – все граждане Украины. Украинский судовладелец заплатил выкуп в 700 тысяч долларов США. Тоже, конечно, неправильно, но ведь уголь – это не оружие…
Реакция мировой общественности на «Фаину» была неоднозначной. С одной стороны, все были поражены, дерзостью пиратов, с другой – импотентностью украинского правительства и безответственным отношением к грузам особой важности. Так или иначе, боевые корабли США и России (сторожевые корабли Говард и Неустрашимый) уже были рядом с «Фаиной» в то время, когда пираты уводили её на стоянку в свою гавань. Никаких мер по освобождению судна принято не было. Пиратам только «запретили» выгрузку оружия на берег. Как думаете, почему они поступили именно так?
Сами официальные сомалийские власти также делают вид, что якобы «борются» с пиратством. От сомалийского государства выставлена береговая охрана, призванная охранять проходящие торговые суда от нападений. Однако, вспомним, как назвались пираты, захватившие «Фаину»…
Был и ещё один подозрительный случай. 19 ноября 2008 года сомалийская группировка захватывает грузовое судно Adina под флагом Йемена, перевозившего сталь. Премьер-министр Али Абди Аваре сделал в Пунтленде интересное заявление: «Мы заставим их отпустить похищенный Йеменский корабль без выкупа, потому как у нас с Йеменом хорошие отношения. Наши войска в готовности». Комментировать это я не буду. Делайте выводы сами.
Иными словами, специфика здесь одна: каждая страна сама защищает свои суда, как может. Кто-то выбирает свои корабли не охранять и не сопровождать, но платить выкуп. А пока груз и команда захваченного корабля – в заложниках. Кстати, взятие заложников было признано самым тяжким военным преступлением ещё на Брюссельской конференции 1874 года. А с 1949 года взятие любых заложников официально запрещено Женевской конвенцией.
Группировки, захватывающие заложников, обычно называются террористами и подлежат немедленному уничтожению. Здесь однозначно побеждает тот, кто показывает силу, на переговоры с террористами не идёт и возможность выкупа не обсуждает. А если вместо этого платить большие деньги…
История сомалийского пиратства помнит только один случай убийства заложников. Произошло это в мае 2007 года на захваченном тайванском рыболовном судне Ching Fong Hwa. Один китайский моряк был убит вследствие задержки выплаты выкупа. Реакция китайского правительства на эти события мне не известна. Но за один этот прецедент Китаю следовало выслать к берегам сомали несколько самолётов с тяжёлым вооружением.
И ещё. Корабль в открытом море – это часть суши государства, под флагом которого он идёт. Вооружённое нападение на корабль автоматически означает войну против государства-владельца судна. Так же, как пограничники будут первыми, кто примет на себя начальные удары захватчиков, так и экипажи судна – это первый отряд, стоящий на защите целостности и чести государства в водах мирового океана.
А пока мы понимаем: пиратам реально бояться нечего. Если их арестуют, то всё, что им грозит – это несколько лет тюрьмы. А если захват пройдёт успешно – они получат много денег. Был даже случай, когда голландский спецназ попросту отпустил захваченных ими же пиратов, объясняя это тем, что у спецназа якобы «нет полномочий арестовывать лиц другого государства на их же территории». Естественно, ни один из захваченных пиратов не был осуждён по законам военного времени и казнён. Несложно догадаться, что на сегодняшний день не существует абсолютно никаких сдерживающих факторов, которые мешали бы сомалийскому рыбаку идти в морские разбойники…
 
***
Подводя итог, можно выразиться в духе старой армейской истины: народ, не желающий кормить свою армию – рано или поздно обязательно будет кормить чужую. В то время, как мы скупимся (или просто не решаемся) охранять свои корабли собственными силами – мы будем платить морским бандитам. Случай с «Фаиной» подтвердил: на украинские суда можно нападать безболезненно. И террористы всего мира получили 2 надёжных сигнала:
• Украина идёт на переговоры с вымогателями и всегда платит;
• Правительство страны остаётся в стороне от вопросов серьёзной государственной важности.
Давайте только представим, что правительство США вдруг хоть раз пошло на переговоры с террористами. Уверен, что это государство уже давно отошло бы в историю, как величайший дутый миф.
Или, например, мы можем осуждать действия правительства Российской Федерации во время событий в Беслане или во время приснопамятного «Норд-Оста». Но мы должны понимать, что именно таковые методы решения проблем предотвращают террористические акты в будущем. Остановить вымогателей можно только, дав им понять, что на переговоры с ними не пойдут. Именно это и есть то, что мы называем сильной государственной политикой.
Стремиться есть к чему…
 
Alex B.Light
[/I]
Messier [13.11.2009] | Переглядів: 2133

2 3 4 5
 Рейтинг: 37.7/14

Коментарі доступні тільки зареєстрованим -> Увійти через Facebook



programming by smike
Адміністрація: [email protected]
© 2007-2024 durdom.in.ua
Адміністрація сайту не несе відповідальності за
зміст матеріалів, розміщених користувачами.

Вхід через Facebook